Спиваковская Ирина Александровна родилась на Урале, замужем. Муж – Спиваковский Владимир Михайлович. Имеют двух дочерей. По образованию педагог, психолог и менеджер, доктор философии. С 1990 года занимает должность вице-президента лицея «Гранд». Увлекается дизайном, путешествиями. Муж — Списаковский Владимир Михайлович, президент корпорации «Гранд». Воспитывают двух дочерей.
Ирина Александровна Спиваковская — успешная женщина. При этом Женщина с большой буквы: элегантная, стройная, артистичная — настоящая леди. Она любимая жена и мама двух очаровательных дочерей. А еще Ирина Александровна возглавляет один из самых успешных в Киеве учебных заведений: вице-президент лицея «Гранд» — авторской школы, созданной ее энергией, интелектом и руками. О популярности лицея говорит очередь из состоятельных родителей, имеющих возможность выбора, но желающих записать своих любимых чад в набирающиеся каждый год всего два первых класса. А дети предпочитают субботу, свободный день, проводить в стенах лицея: музыка, танцы, рисование, английский. В общем, им там есть чем заняться.
— Ирина Александровна, как, когда и почему возникла идея создания подобного учебного заведения? — Началась эта история в бурные 90-е годы. Происходили изменения во всех сферах, в образовании в том числе, люди хотели чего-то нового. У нас с мужем подрастала дочка, которая должна была пойти в школу. А нам очень не хотелось, чтобы это была обычная, формализированная «советская» школа. Решили: нужно создать свою, авторскую. Нам казалось, что она должна иметь свое «лицо» и быть камерной, то есть школой семейного типа, где в классе небольшое количество учеников, где руководитель — профессионал, с которым дети хотели бы общаться, который вызывал бы их уважение.
В становлении нашей школы значительную роль сыграл мой муж, Владимир Михайлович. К этому времени он уже занимался бизнесом, то есть умел сосчитать, просчитать и увидеть конечный результат дела. На тот момент (да и сейчас, наверное) аналогов нашей школе не было. И потом, она была одним из первых платных учебных заведений. Это было вопиющим нарушением всех сложившихся в советское время правил, норм и устоев (смеется).
— Наверняка вы наталкивались на непонимание со стороны чиновников, а может даже и будущих клиентов? — Было не только непонимание, но и враждебность. Общество было не готово, чиновники, соответственно, тоже. Но! И среди чиновников, и среди родителей находились те, кто готов был рискнуть и поменять отжившую систему. Такие, кстати, есть всегда, как говорится, мир держится на чудаках. Именно «чудаки» и стали нашими первыми клиентами, отдали нам своих детей. Они еще не совсем понимали, что мы хотим делать, просто полностью нам доверились.
— На каких принципах и по каким технологиям вы собирались строить учебно-воспитательный процесс в своей школе? — Этот принцип мы используем до сих пор. Наша школа называется «школой выращивания». То есть мы не берем только старшие классы — 9, 10, 11, где готовят в вуз и отдают. Это гораздо легче. Мы набирали два первых класса по 15 человек. Дети переходили во второй класс, мы снова набирали первоклашек и т.д . И вот так вместе с детьми мы росли. Это был более длительный и трудный путь, но стратегически верный. Ведь то, что у нас приживалось, мы развивали и дальше, что «не пошло», то на корню отсекалось. Наша школа совершенствовалась с каждым набором, она стала полностью жизнеспособной и востребованной, потому что мы изменялись вместе с окружающей нас средой и жизненными, социальными, историческими условиями.
— Ирина Александровна, вы помните своих первых «деток» и своих первых «родителей»? — Конечно! И не только помню, мы каждый год встречаемся, проводим встречи выпускников в апреле. Должна сказать, что я очень горжусь своими детьми. Несмотря на то, что все они из очень обеспеченных семей (сами понимаете, школа платная и далеко не все родители могут внести деньги за обучение), ребята очень самостоятельные. То есть наши выпускники не живут за счет своих родителей, хотя имеют такую возможность и могут существовать вполне беззаботно. Нет, это личности с моралью, с активной жизненной, гражданской, социальной позицией. Я могу со всей ответственностью заявить, что наш педагогический эксперимент удался.
— Как вы подбирали персонал, на что обращали внимание? — Педагогический коллектив — это, прежде всего, человеческий фактор. В первую очередь нам нужны были, да и сейчас ситуация не изменилась, профессионалы подвижные, гибкие. Почему? Время меняется, дети меняются, сейчас это уже не то поколение, которое было 10 лет назад, сужу по своим дочерям, между ними именно такая разница. Мы должны меняться вместе с детьми, и вместе с тем, прививать им общечеловеческие качества, те моральные устои, которые будут ценны всегда. Конечно же, нам нужны были педагоги с опытом, своим видением процесса воспитания, авторскими разработками. Создавая школу, мы проводили конкурсный отбор. Желающих было очень много.
— Сейчас какие-либо критерии, кроме названных выше, изменились или добавились? — Обращаем больше внимания на профессионализм, чем на наличие каких-то сумбурных идей, хотя в первое время нам нужны были профессионалы, умеющие «продуцировать» идеи. Обращаем внимание на то, как педагог умеет себя презентовать, насколько умеет показать свои полюсы. Обязательно смотрим на человека в деле, то есть просим провести открытый урок, где оцениваем, владеет ли этот преподаватель педагогическими приемами, умеет ли влиять на детскую аудиторию. И обязательно говорим, что первый год работы — это шанс проявить себя и остаться в коллективе. Почему именно год? Мы даем педагогу возможность адаптироваться в нашей школе, потому что она очень сильно отличается от обычной. «Вливание» длится два-три месяца, но учитель должен еще успеть себя проявить, у него есть возможность сделать это до конца учебного года. В июне мы обговариваем с педагогом, что удалось, что нет, и есть ли перспективы развития именно в нашей школе. Если приходим к положительному выводу, то сотрудничество продолжается.
— Текучести кадров у вас, как я поняла, нет? — Нет. Мы очень большое внимание уделяем психологической атмосфере в лицее. Конечно, педагогический коллектив — это, как говорится, «притча во языцех»: много женщин, склоки, сплетни и т.д. Да, женщин у нас много, коллектив большой. Но при этом дружный. Перед приемом на работу мы сразу же предупреждаем кандидата, что у нас запрещены интриги, сплетни, выяснение отношений. Мы не только предупреждаем, это описано во внутреннем кодексе, и сотрудники расписываются под документом. Так что остаются те, кто коллектив не разрушает, а наоборот, созидает. За всю историю существования школы у нас было 2-3 случая, когда мы видели, что педагог совершенно не вписывается в наш коллектив. Но всегда старались расстаться по-хорошему.
— Ирина Александровна, а что вы вкладываете в само название лицея? «Гранд» — это звучит гордо. — Несколько лет наш лицей назывался «Феномен». Но потом получилось так, что это название очень распространилось по Киеву, его стали носит разные фирмы и фирмочки, совсем не связанные с образованием и имеющие, может быть, не самую лучшую репутацию. В общем, воспользовались «раскрученным» брендом. Мы решили, что название нужно поменять. На тот момент названия «Гранд» не существовало нигде. Слово «гранд» имеет очень много значений — это и «большой», и «старший», а в разговорном английском означает «штука баксов» (смеется). Так что, название подходило нам по всем параметрам. Выбирали долго, потому что оно должно было стать «лицом» нашей школы. И вот уже лет 15-ть мы — «Гранд».
— Ирина Александровна, по специальности вы преподаватель музыки. Хватало ли вам полученного образования или приходилось все время совершенствоваться? — Конечно же, приходилось учиться. Точнее, не «приходилось», а было такое желание. Я очень хотела изучать психологию, потому что понимала — это нужно для эффективной работы с детьми. Вместе с тем была необходимость развивать и менеджерские, управленческие качества. И тогда я окончила университет по специальности «психология менеджмента». Защитила диссертацию. То есть теперь я и профессиональный менеджер, и профессиональный психолог.
— Трудно ли управлять школой, да еще и не совсем обычной? — Интересно, я бы сказала, но и трудно тоже. Почему? Очень большое значение имеет человеческий фактор. Нет еще такой «продвинутой» психологической методики, которая рассчитала бы поведение человека на длительное время. Создать какую-то идеальную вертикаль власти, какие-то безотказные формы управления — невозможно. Это то, что касается сферы управления. Другая сфера — психологическая — отношения с детьми и родителями. Родители иногда сами не в силах сформулировать свой социальный заказ, каким они хотят видеть ребенка, что требуют от школы. То есть, опосредовано мы работаем с родителями, а непосредственно — с детьми. Такой вот многослойный «пирог» — бизнес, дело, где наперед нельзя просчитать ничего. Каждый день приходится решать много задач, которые связаны с эмоциональным состоянием людей.
— Бывают ли моменты, когда приходится «воспитывать» родителей? — Воспитывать — ни в коем случае! Наша задача в отношении родителей — просвещать. Бывает, что те процессы, которые очевидны для нас, педагогов, для родителей ясности не представляют. Поэтому надо рассказывать родителям о существовании подходов, предлагать поговорить с ребенком, что-то сделать. Мы обращаем внимание родителей на какие-то проблемы и рекомендуем варианты решений.
— Ирина Александровна, приходилось ли вам «расставаться» с детьми, то есть отчислять, и какие существуют для этого «показания»? — В соглашении, которое мы подписываем с родителями, четко написано: «практика показывает, что иногда детей из лицея отчисляют. Наиболее характерные случаи: неуспеваемость, хулиганство, порча имущества, невосприятие философии лицея лицеистом или родителями». За любого ребенка мы боремся до конца. Дети разные, не все должны быть одинаково успешны и одинаково хорошо учиться. Поэтому случаи исключения из лицея крайне редки.
— Я читала вашу учебную программу и обнаружила, что в ней есть очень необычные предметы, например, уроки счастья, уроки мышления. Расскажите подробнее. — Это не совсем обычные уроки. Учитель ведь не может зайти в класс и сказать: «Чтобы быть счастливым, нужно то-то и то-то». Это смешно. Речь идет скорее о воспитании позитивного мышления, а также о создании среды, которая была бы очень благожелательна к ребенку, давала возможность ему раскрыть себя как позитивного лидера. Для этого у нас есть система самоуправления, где каждый ребенок может проявиться, найти ту позицию, где будет чувствовать себя уверенно.
Мы проводим и уроки богатства. В нашем лицее ходят собственные «деньги» — потребительские чеки, которые можно реально отоварить в клубном баре. Есть, конечно же, система зарабатывания денег хорошими делами — участием в самоуправлении лицея. Например, «министру культуры» класса полагается зарплата. То есть, опять повторюсь, это не уроки, это специально созданная среда, в которой у учеников воспитывается воля к победе, позитивное отношение к жизни и умение считать и зарабатывать деньги.
— Ирина Александровна, каким должен «выйти в мир» воспитанник лицея? — На первое место я поставила бы мораль. Общечеловеческие ценности никто не отменял, хотелось бы, чтобы дети стали высокоморальными личностями. И, конечно же, это должны быть индивидуумы с активной жизненной позицией, желающие совершенствоваться. Без этих двух качеств развитие личности невозможно.
После беседы Ирина Александровна провела небольшую экскурсию по лицею, материально-техническое обеспечение которого (например, собственный автопарк) произвело впечатление. «Конечно, хозяйство хлопотное, — с улыбкой глядя на первоклашек и деток из подготовительных групп, сказала она. — Ведь у нас школа полного дня, с 9 утра и до 18 вечера, но очень любимое». Наверное, в этом коротком слове и заключается секрет процветания лицея «Гранд».