При
поиске нового сотрудника работодателю хочется получить все и сразу, и
желательно по минимальной цене. Поэтому в объявлении указывают все, что
соответствует образу идеального работника компании. Однако это не значит, что
реальные кандидаты будут на все 100 % подходить по этим критериям. Некоторые
навыки могут вообще не понадобиться в работе.
Условно разделим все объявления о поиске сотрудников на две группы: в одних
указаны реальные и обязательные требования (то, что действительно понадобится
на практике), в других - требования к кандидату скорее желаемые, чем
необходимые.
В первом случае ищут сотрудников на должности, на которых нельзя обойтись без
хорошей теоретической и практической базы, а следовательно, и без специального
образования и наработанных навыков. Например, бухгалтер, юрист, IT- специалист,
высококвалифицированный рабочий. В объявлениях о поиске этих специалистов
описывается конкретный круг обязанностей, называются навыки и знания, без
которых не обойтись. Здесь редко встретишь требования вроде «активность», «коммуникабельность»
и т. п.
Во втором – речь идет о профессиях, которые можно освоить «по ходу жизни»:
продавцы, менеджеры (по продажам, по обслуживанию клиентов и т. п.), секретари.
Специального образования для этой работы не нужно, обязанности могут быть
«размытыми», поэтому и пожелания к кандидату часто формулируются избыточные.
Наиболее распространенными требованиями «на всякий случай» для этих
специалистов являются:
1. Знание иностранных языков
Такое бывает часто: ищут секретаря с хорошим знанием английского, тестируют его
на собеседовании, а на практике новоявленному сотруднику это владение языком
может потребоваться раз в месяц, чтобы принять один-единственный звонок
«заблудившегося» иностранного гостя.
Несмотря на то, что язык может и не понадобиться в работе, на собеседовании
рассказывать о том, что свободно говоришь по-английски, если и двух слов
связать не можешь, смысла не имеет – все равно вычислят. Но можно, учитывая
реальный уровень своих познаний, понять, достаточным ли он будет для данной компании.
Хороший английский востребован в иностранных компаниях, либо в крупных
компаниях, основными клиентами которых являются иностранные организации. Здесь
преувеличивать свои знания чревато последствиями. В остальных организациях,
скорее всего, будет достаточно среднего уровня – чтобы просто суметь понять
иностранца и ответить ему.
2. Знание специальной техники: мини АТС, факса - для секретарей, кассового
аппарата – для продавцов
Этим упорно каждый раз интересуются у соискателей, но фокус в том, что моделей
этой техники огромное количество, и на новом месте работы вас все равно будут
знакомить с аппаратурой этого конкретного заведения. Кроме того, в первый день
всегда можно попросить показать, как обращаться с факсом, сославшись на то, что
с этой моделью вы еще не встречались. Вывод – на собеседовании смело
рассказывайте работодателю, что вы с этой техникой «на ты».
То же самое, хотя и с натяжкой, можно сказать и о требовании - «владение
компьютером на уровне продвинутого пользователя» и т. п. Программы Word и
Excel, например, можно постепенно осваивать в процессе работы. Вместе с тем
оговоримся, что Excel — одновременно интуитивно понятный, но очень мощный и
многопрофильный инструмент, и для изучения его на «продвинутом уровне»
понадобятся многие месяцы. В компаниях офисные программы используются на всех
фронтах: от вбивания примитивных ведомостей и построения элементарных графиков
до сложных алгебраических операций с многомерными рядами. Поэтому, если вы
претендуете на начальную позицию в отделе маркетинга, вас наверняка попросят
продемонстрировать реальное умение работать с Excel.
3. Опыт работы
Опыт работы требуется почти на всех позициях (в том числе и для секретарей), но
конкретная цифра в этой графе является всего лишь предпочтением. Если опыта у вас
меньше «запрашиваемого», то покажите работодателю, что за эти полгода-год-два
вы сформировались как специалист: научились, освоили, сделали и достигли.
4. Личные качества
Очень часто в вакансиях, предполагающих работу с людьми, можно встретить такие
требования как коммуникабельность, адаптивность, желание профессионально расти
и т. п. – то, что руками не пощупаешь, и дипломами не подтвердишь. Чего хочет
работодатель на практике? Доброжелательности при общении с клиентом и
отсутствия конфликтов в рабочем коллективе. Все это, кажется, нормальные
качества для нормального человека. Если вы, конечно, не социопат.
5. Возраст
В большинстве случаев, сильно понравившегося кандидата возьмут на работу, даже
если он не вписывается в указанные работодателем возрастные рамки (при условии,
что весь коллектив не окажется намного моложе).