Имидж –
слово иностранное, пришло к нам из английского языка. И чаще всего используется
вариант его перевода как «образ», реже – «изображение» или «подобие». Однако
значений у этого чужеродного слова великое множество: изваяние, идол,
воплощение, копия, символ, образец и др.
Для полноты понимания значения этого явления очень важным, даже принципиальным,
будет перевод слова «имидж» как мнение, представление*. Замечу, что стремление
к русификации определения не покидает автора до настоящего момента, наиболее
уместным (менее удобным) пока остается – производить впечатление.
*Новый большой англо-русский словарь под руководством академика Ю.Д.Апресяна.
Весьма вредной представляется тенденция определения имиджа в рамках «искусственности»!
Если человек не задумывался о собственном имидже, как тогда мы назовем ТО
впечатление, которое он производит на нас и прочих окружающих? «Что выросло, то
выросло» – и это тоже имидж – спонтанно-сформированный…
Сейчас маркетологи выделяют новое направление – персональный менеджмент – это
многоуровневая работа «над имиджем» современного человека, включает множество
задач. От планирования перспектив карьерного роста и повышения эффективности
делового общения до умения носить костюмы, а равно и освоение тонкостей
европейского этикета. И это будет уже имидж позитивно-формируемый.
Делай, что можешь
с тем, что у тебя есть
и там, где ты находишься.
Т. Рузвельт
С помощью имиджа можно легко управлять каждой жизненной ситуацией и быстро
достигать необходимых целей. Как быстро? Скорость этого процесса сумели
измерить: устойчивое мнение о человеке формируется в пределах от 30-ти секунд
до 4-х минут. Первые впечатления очень сильны и долговременны. И, как известно,
дважды первое впечатление – не произвести…
Это еще не самые важные цифры в вопросах имиджформирования. Используя широко
известные экспериментальные данные академика А. Мехрабяна по восприятию
человека человеком, предлагаю формулу:
Если:
* 55% от общего впечатления – это то, КАК ВЫГЛЯДИТ человек (цвет кожи и волос,
внешний вид, одежда, позы, жесты, мимика, характер зрительного контакта,
эмоциональный настрой)
* 38% определяется тем, КАК ГОВОРИТ человек (тон и высота голоса, темп речи,
эмоциональная окраска речи, произношение и дикция)
* 7% – остается на то, ЧТО говорит человек: собственно сообщение
То на 7% общего впечатления приходится наша ЦЕЛЬ, т.е. то, зачем мы обращаемся
к людям (и как часто нам кажется именно это самым главным!).
А то, КАК мы выглядим и говорим – собственно и есть наш имидж. Можно быть
правым по существу, но не добиться своих целей, если мы не умеем выстроить
необходимый по ситуации имидж.
Следовательно, ИМИДЖ ОПРЕДЕЛЯЕТ 93% УСПЕХА ДЕЛА!
Создание, разработка и поддержание имиджа* не является простым делом. Это как в
гольфе: есть всего несколько способов точно забить мяч в лунку – и миллион
способов промахнуться. Всякий, кто хотя бы наполовину делает все правильно, уже
заслуживает уважения,
Стив Круг, «Не заставляйте меня думать!»
* Вэб-сайта в оригинальном авторском тексте, подобная универсальность лишний
раз доказывает истинность найденных С. Кругом и мною принципов.
Итак, для тех, кто готов «работать над собой» обозначим элементы имиджа,
которые можно считать планом имиджформирования:
1. Во-первых, внешний вид – уровень ухоженности (лицо, волосы, зубы, руки),
осанка и манера двигаться.
2. Во-вторых, манера одеваться – уместность одежды, ее качество, а также
подходящий к фигуре силуэт, степень выраженности собственного стиля.
3. В-третьих, манера говорить – звучание и тембр голоса, организация речи в
целом, коммуникативные способности и общий стиль общения.
4. В-четвертых, манера поведения – степень открытости и уверенности, общее
воспитание и умение вести себя в обществе, момент самопрезентации.
5. В-пятых, знание правил этикета, особенно актуальным сейчас становится
исполнение требований европейского этикета в деловом общении, так как деловые
контакты широко шагнули за пределы нашей родины.
Традиции европейского этикета в освоении уверенного поведения и эффективного
общения можно смело отнести к необходимой практике для каждого современного
человека вне зависимости от круга его деловых интересов и личностных поисков.
Во-первых, это квинтэссенция психологии и практики общения. Во-вторых, именно
европейский этикет принят для делового общения во всем мире (с его
многочисленными и разными культурными традициями), подобно международному
статусу английского языка. В-третьих, из-за известных событий 1917-го года и их
последствий была нарушена преемственность поколений и традиций, носители
культуры растворились во времени, а в сознании наших соотечественников сейчас
проявляется некая чудная деформация – представления об этикете сужены рамками
«что-то там о сервировке». Например, книги по этикету в магазинах располагают
на полках под рубрикой рукоделие…
В искусстве производить впечатление важна техника исполнения – необходимо много
«репетировать», как и в любом другом искусстве. И внешний вид, и манеры
поведения и говорения, и стиль костюма требуют многих знаний и умений –
тренируйтесь!
Автор статьи: Татьяна Белоусова, имидж-тренер, стилист, психолог