Работа в группах или в большом коллективе - что лучше? / Статті / Портал "Робота для жінок"
Робота для жінок
Статті / Работа в группах или в большом коллективе - что лучше?
Работа в группах или в большом коллективе - что лучше?
3 декабря 2012 р.
Дискуссии
о том, в каком типе коллектива работать – в большом или малом,
структурированном – во времена «развитого социализма» не возникали: все должны
были действовать сообща и на благо единых целей. Универсальный механизм
управления людьми через рычаги профсоюзов, партии и заданий «сверху» позволял
любой коллектив превратить в единую машину с унифицированными звеньями и
конвейерным подходом как к принятию решений, так и к их исполнению на местах. Распад
социалистической модели экономики и интенсивный контакт отечественного бизнеса
с зарубежными партнерами стал началом дискуссии относительно того, в какой же
структуре компании выше эффективность реализации задач и работы над проектами:
в единой унифицированной, с большим коллективом, слаженно работающим над 1
большим проектом, или в мини-группах, каждая из которых сфокусирована на своем
сегменте и является узкопрофильной.
С одной стороны, единым коллективом управлять проще с точки зрения создания для
единого коллектива управленческого аппарата. Нужен один директор, минимум
замов, нет кураторов проектов или проект-менеджеров. С введением проектных
офисов и команд, мини-групп, структурированием отделов и возникновением
корпоративной иерархии по ведущим европейским и азиатским образцам задачи
управления усложнились и децентрализовались. Появилась необходимость
разграничивать полномочия, уровень контроля, уровень ограниченности и защиты
информации на различных этапах работы и т.п.
Как же выглядит решение этой дилеммы с точки зрения офисной психологии.
Психологи и специалисты по персоналу полагают, что работа в рамках небольших
коллективов является менее стрессовой, чем работа в больших сообществах с
единым авторитарным стилем руководства и универсальной моделью принятия
решений. Считается, что небольшой коллектив способствует установлению более
тесного профессионального контакта, склонностям к инициативе и принятию решений
согласно ситуации, что повышает общую эффективность работы каждого отдельного
сотрудника. Человек, будучи составляющей единого механизма крупной компании, в
то же время не чувствует весь этот «гнет» на себе, не испытывает морального
прессинга и синдрома «винтика» в большой машине, потому что его круг задач
определяется дополнительно и уровнем взаимодействия в работе над конкретными
проектами с конкретными людьми.
Впрочем, есть и альтернативная точка зрения, что изоляция малых коллективов и
отделов друг от друга ведет к снижению корпоративной социальной
адаптированности. Малые коллективы куда больше склонны не только к служебным
романам, но и к мелким интригам, попыткам «выслужиться» перед начальством или
обойти конкурентов внутри самой малой группы. Психология офисных работников
зачастую довольно сложна и непредсказуема, хотя ситуации, в которых приходится
работать тем, кто постоянно проводит много времени вместе в одном офисе на
ограниченной территории, все равно более-менее однотипны.
Пока психологи спорят об особенностях психики офисных работников, а руководство
ищет эффективную экономически выгодную модель построения команд (один большой
коллектив или относительно изолированные группы, но работающие над единым
конечным проектом), сами сотрудники больших компаний зачастую выбирают
должности, либо связанные с большим числом контактов (для тех, кто любит
общаться), либо связанные с работой в относительно малых (от 5 до 15 человек)
коллективах, где есть возможность постепенно понимать интуитивно поведение,
привычки, мысли и слабые места своих коллег.