ЛИНА ВЕРЕС:"ВАЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД, ХОТЬ ПОНЕМНОГУ, ХОТЬ ПО ОДНОМУ ШАГУ"
18 сентября 2008 р.
Лина — романтичная девушка. Часто такие барышни не производят впечатление настойчивых и напористых натур. Но, несмотря на свою хрупкость, Лина — организатор, руководитель, хореограф и танцовщица проекта FORSIGHT, одного из успешных шоу-балетов на украинской сцене.
Лина, как вы начали танцевать?
Я начала заниматься довольно поздно, в 16 лет. Увлеклась спортивными танцами, скорее, танцевальной аэробикой. Наша команда выступала, ездила на различные соревнования и много выигрывала. Конечно, тем, кто с самого детства занимался танцами, было легче.
И дальше с танцами уже не расставались?
Как раз наоборот. Я захотела поступить в Лингвистический университет, решила быть переводчиком. Так и представляла, как сижу в офисе и занимаюсь переводами. Правда, во время учебы я снова «затанцевала», попала в концертный состав весьма известного коллектива современной хореографии. Заодно начала преподавать современные танцы, организовалась целая школа под моим руководством.
На пятом курсе я весь год думала, чем заниматься дальше. Что выбрать: карьеру переводчика или хореографа. Ведь на двух стульях усидеть нереально. Попробовала работать по специальности в одной туристической фирме, но быстро поняла, что это все же не мое. Так что, можно сказать, выбор пришел сам собой.
Даже беременность не мешала мне танцевать и вести занятия. Последнее я провела за две недели до родов.
Как вообще возникла идея сделать свой проект? Как появился шоу-балет Forsight?
В жизни наступает момент, когда понимаешь, что иначе просто нельзя. На самом деле, первый шаг — понять, чего именно хочешь. Это большая проблема, потому что многие не могут даже себе дать ответ на этот вопрос. Когда смог разобраться в себе, становится проще и легче. Ты просто начинаешь двигаться в заданном направлении. Я хоть и танцевала в известном коллективе, но хотелось чего-то большего. Скучно быть просто исполнителем чужие замыслов. И я решила делать что-то свое, не похожее на других. Конечно, начать какое-то дело с нуля непросто, нужно иметь некую долю внутренней дерзости. И знать, что все получится. Когда у тебя такой настрой — просто не может быть иначе.
Лина, давайте поговорим о создании балета как бизнеса. С чего он начинается?
Конечно, тут очень много зависит от, можно сказать, исходного материала. Идеальный вариант — иметь свою репетиционную базу. Затем набрать сотрудников методом кастинга. В принципе, на это может уйти довольно много времени: недели, а то и месяцы. Когда ты серьезно относишься к делу – очень скрупулезно подбираешь танцоров. В моем случае было несколько проще: рядом со мной изначально были проверенные профессионалы, с которыми я была готова начинать новый проект.
Человеческий фактор вообще играет очень большую роль. Для меня важно, чтобы в команде были не просто отличные танцоры, но и просто хорошие люди. И, конечно, хочется, чтобы они сами «болели душой» за наш балет. Иногда бывает, что на кастинги приходят танцоры, участвующие в различных проектах, их цель — заработать побольше. А все сразу успеть невозможно, и работа в каждом отдельном проекте страдает из-за слишком «материалистического» подхода. Да и положиться на такого сотрудника сложно.
Дальше, если говорить о шоу-балете, как бизнес-проекте, то необходимо вливание денег. Если планируется быстро «выстрелить», то это должна быть весьма нескромная сумма: хорошие костюмы стоят недешево. Если нет своего хореографа — приходится оплачивать постановку программы. Ну и, конечно же, должна быть реклама, пиар. Чтобы название коллектива было на слуху, чтобы все знали, что такой балет существует. Чтобы, когда возникнет вопрос, кого приглашать, допустим, на корпоратив, ответственный за мероприятие (при прочих равных возможностях) сделает выбор в пользу коллектива, чье имя уже «звучит».
Как обстоит дело с юридической и финансовой стороной вопроса? Как происходит регистрация таких коллективов?
Сейчас я зарегистрирована как частный предприниматель. Это оказался самый простой способ легализации нашей деятельности. В списке видов деятельности есть достаточно большое количество пунктов, по которым можно классифицировать нашу работу. Конечно, можно зарегистрироваться и как предприятие. Но это подходит для солидных коллективов, тех, кто твердо стоит на ногах, занимается не только танцами, но и всем, что с этим связано: организацией концертов, праздников. Мы же пока до такого уровня не доросли.
Что касается финансовой стороны дела, то мы пока на стадии «зарабатывания на себя». У нас изначально не было спонсоров, поэтому мы на самоокупаемости: выступаем и за счет полученного дохода делаем новые постановки и шьем костюмы. Расслабляться некогда, но, может, это и к лучшему?
Лиина, вот балет Forsight появился на свет, вы начали работать. Что оказалось самым сложным?
Когда мы только организовывались, у меня была четкая уверенность, что все получится. Казалось, что у нас есть все необходимое : репетиционная база, танцоры, постановки, костюмы, материальные активы, связи. Но постепенно я осознала, что нет практически ничего: реально были на должном уровне только танцоры и зал. Те связи и те люди, которые обещали помощь в раскрутке, оказались ненадежными. Денег не хватало.
В тот момент мне очень помог наш постановщик Саша. Он взял на себя большую часть творческой работы, да и вообще очень поддержал меня: делал постановки, мы стали репетировать, и я убедилась, что достаточный творческий потенциал и отличный уровень танцевального мастерства позволит добиться успеха.
Так что, очень хорошо, что мы не спасовали перед первыми трудностями. Если человек решился на что-то, важно начать: хоть по чуть-чуть, по шагу, но двигаться вперед.
Номера поставлены, костюмы пошиты. Что дальше?
А дальше надо себя показывать где только можно. Выступать на различных площадках, рассказывать всем о своем проекте. И, немаловажный момент, нужно снять качественное промо-видео. Ты ведь не будешь приходить в агентства и танцевать. Но клиентам нужно видеть предлагаемый продукт. И чем лучшего качества будет отснятый материал, тем больше вероятность произвести хорошее впечатление. Поэтому мы сняли зал со светом, пригласили оператора, режиссера. При скромном бюджете пришлось нелегко. Все снималось одной камерой, поэтому каждый танец мы перетанцовывали несколько раз: крупные планы, общие планы, ноги, различные углы обзора. А потом картинка монтировалась в один фильм.
И вот, когда на руках промо-видео, все зависит только от твоей настойчивости и умения пробивать. Самая большая удача — попасть в какой-нибудь популярный телепроект. Тогда имя коллектива сразу становится известно широким массам. Да и охват аудитории очень большой: телевидение — лучшая реклама.
Лина, а есть ли «опасности» этого бизнеса?
Лично для меня опасность в том, что можно слишком увлечься бизнесом и шоу, а для творчества уже не останется места. И есть немало коллективов, которые, поднявшись на определенную высоту, уже боятся ее терять, поэтому «прикармливают» зрителя понятным, простым и удобоваримым продуктом.
Но я считаю, что мы воспитываем своего зрителя. Публика не разбирается в хореографии, люди живут другой жизнью. Если показывать им скучные и довольно простые постановки, в принципе, они будут воспринимать это как должный уровень, потому что не знают, что может быть иначе. Поэтому мы не должны подстраиваться под вкус зрителя. Это еще одна составляющая, без которой невозможно начинать работать.
За достаточно короткий период Лине удалось сделать свой шоу-балет популярным. Сейчас коллектив выступает на одной сцене с маститыми звездами украинского шоу-бизнеса, на корпоративных праздниках и с сольной шоу-программой. Но ребята из проекта Forsight не намерены останавливаться на достигнутом. У них много планов и творческих идей, и мы желаем Лине и ее друзьям успешного воплощения в жизнь всех идей.
Автор: Анастасия Алексеенко