4 МИФА О ТЕЛЕВЕДУЩИХ
18 сентября 2008 р.
Хорошо быть телеведущей. Красивая, с идеальными прической и макияжем, в наряде от кутюр, сидишь «в телевизоре», и вся страна любуется тобой, внимательно слушая, что ты вещаешь с экрана. Интересная работа, слава, популярность, деньги. Ну чем не сказка?
Работа телеведущего (и на телевидении вообще), действительно, очень интересна. Служители «голубого экрана» постоянно находятся в динамике, поиске каких-то новых идей, решений, ведь от их работы зависит, сможет ли передача, или канал в целом, удержать внимание зрителей. Согласитесь, это стимулирует. Кроме того, это встречи с интересными людьми, знаменитостями, увлекательные командировки, возможность быть (а может даже каким-то образом влиять) в гуще самых резонансных событий. С другой стороны, работа на телевидении — это большая ответственность, потому что силу влияния ТВ на человеческие умы и души переоценить сложно.
Большинству «простых смертных» кажется, что такая «служба», действительно, сказка, и все делается «по щучьему веленью, по моему хотенью» или по мановению волшебной палочки. Ведь мы уже видим результат: интересную программу, красивых людей в кадре, яркий видеоряд, красочные декорации и т.д. На самом деле создание передачи — это тяжелый каждодневный труд, иногда рутинный, иногда при отсутствии вдохновения и «через не хочу». В общем, у них так же обстоят дела, как и у всех остальных.
О «телевизионных» профессиях, впрочем, как и о многих других, сложилось немало мифов. В этом материале нам бы хотелось развенчать некоторые, связанные с профессией телеведущего, благо, имеются знакомства в этой сфере, и информацию можно почерпнуть, как говорится, из надежного источника.
Миф 1. Для телеведущей главное — красивая внешность. Телезрители должны получать эстетическое удовольствие от созерцания ведущей на экране. Ее «выдающиеся» внешние данные смягчают даже некоторые допускаемые оплошности.
На самом деле. Нет ничего плохого в том, чтобы быть красивой. Однако стоит заметить, что восприятие красоты у каждого индивидуально, и в этом смысле угодить всем просто невозможно. Телеведущей важно быть телегеничной, то есть способной хорошо выглядеть в кадре. Это либо есть, либо нет, здесь мало что зависит от каких-либо талантов человека, интеллектуальных способностей или уровня «красивости». Если телегеничность отсутствует, операторам и мастерам по свету приходится хорошенько помучиться, чтобы выбрать ракурс, в котором ведущая будет выглядеть лучше всего. Кстати, гениальная Грета Гарбо (правда, она была актрисой, а не телеведущей, но все равно работала «на камеру»), по свидетельствам ее современников, в обыденной жизни выглядела ничем не примечательной серой мышкой, но на пленке казалась просто королевой красоты.
Так что же тогда главное для телеведущей, чем, если не внешними данными, она может завоевать симпатии зрителя, которые не знают ее как человека, и оценить внутренние качества через экран не могут? Знающие люди отвечают — харизма. Обычно ее определяют, как умение располагать к себе людей, влиять на них, вести за собой. Харизматичную личность любят просто так, за одно ее существование, не взирая на какие-либо недостатки характера. Харизматики воздействуют в первую очередь не на логику, а на чувства человека. Согласитесь, если телеведущая обладает таким качеством, высокий рейтинг программы обеспечен. Далее к списку необходимых требований стоит добавить: — умение грамотно и четко выражать свои мысли (телеведущим, если в этом есть необходимость, специально «ставят» речь, голос),
— широкий кругозор (чтобы разбираться не только в теме одной программы),
— выдержка и хладнокровие (в прямом эфире, например, может всякое случится: свет выключится, суфлер сломается и т.д.),
— находчивость (чтобы, как говорится, не лезть за словом в карман), и многое-многое другое, в зависимости от формата программы.
Миф 2. Рабочий день телеведущий равен продолжительности программы, которую она «украшает». Если это, например, новости, значит, ее «трудовой подвиг» ограничивается 15-30 минутами в день. Пришла, отчитала в камеру текст, и ушла.
На самом деле. Все не так просто. Ведущая — это, извините за грубоватое сравнение, не «говорящая голова», она принимает самое активное участие в подготовке программы. Ведущая новостийного блока должна знать, какие сюжеты и на какие темы сегодня были подготовлены журналистами, при необходимости «отредактировать» их работу, внимательно следить за последними новостями, выдающими «на -гора» различными информагентствами, чтобы не пропустить что-то важное, случившееся всего пару минут назад. Необходимо подготовить устные текстовые материалы, подводки к новостям, существует также много других нюансов. То есть ведущая — это руководитель программы, за которую она полностью отвечает.
Подготовка различных ток-шоу, развлекательных программ (практически любой программы, выходящей в эфир даже в записи) — достаточно кропотливый труд. Нужно найти интересные истории, интересных людей, способных более-менее естественно вести себя в кадре, компетентных комментаторов, знаменитостей (которых иногда просто сложно «поймать» или уговорить) и так далее. Сам процесс съемок — процедура весьма сложная, иногда может длиться по 5-10 часов. И все это в «тяжелом» плотном гриме и постоянном напряжении: гостей студии, иногда чрезмерно эмоциональных, частенько приходится «возвращать» в тему передачи или просто «осаживать», что требует огромных физических и эмоциональных затрат.
Миф 3. Устроиться на должность телеведущей можно только по знакомству. И вообще телевидение — это такая структура, где все друг другу «сватья, братья или кумовья», человеку со стороны в «святая святых» не пробиться.
На самом деле. Давайте скажем прямо: через «знакомство» всегда легче добиться какого-либо результата, например, поступить в престижный вуз, устроиться на хорошую работу. Более того, нет ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться помощью близких или знакомых, если знаешь, что займешь свое место, работа тебе будет приносить удовольствие и деньги, а ты компании пользу. Если же, как говорится, «не по Сеньке шапка», это очень скоро так или иначе проявится.
В отношении профессии телеведущего знакомство решает далеко не все, чаще всего, оно вообще ничего не решает, если у человека нет ни данных, ни способностей. По этому поводу вспоминается один «телевизионный» анекдот. Руководитель канала, увидев, как некая ведущая «работает» программу ужаснулся: и в кадре она выглядит плохо, и косноязычная, не может подобрать слова. Вызвал он ее к себе на «ковер» и спрашивает:
— Милочка, ну кто же вас допустил вести программу, да еще и в прямом эфире, ведь совершенно же невозможно разобрать, что вы говорите, вас вообще слушать, извините, — удовольствие ниже среднего. Признайтесь, у вас, вероятно, здесь большой блат?
Она отвечает:
— Нет, не блат, сестла.
Так вот, подобной ситуации (имеется в виду, «запуск» в программу, тем более в прямой эфир, человека неподходящего и неподготовленного) на телевидении быть просто не может, исключение — разнообразные форс-мажоры. Объясняется это очень просто. Ведущий — это лицо канала, его «визитная карточка», по которой судят об уровне профессионализма команды, престижности канала и многом другом. Хороший, профессиональный ведущий — это высокий рейтинг программы, а рейтинг — это реклама, за счет которой, собственно, и живут телеканалы. Сами понимаете, никто не захочет, даже ради большого «блата» рисковать репутацией своего канала.
Миф 4. Телеведущие — «богатенькие буратины». Они ездят на роскошных автомобилях, одеваются только «от кутюр», живут в особняках и двухуровневых квартирах. Причем и одежда, и «квадратные метры» зачастую им предоставляются просто ради того, чтобы они разрекламировали «продукт». Телеведущие вообще не знают проблем с деньгами.
На самом деле. За всех телеведущих поручиться не могу, возможно, у нас также есть свои Опры Уинфри и Ларри Кинги (кстати, профессионалы высочайшего уровня, они честно заработали все, что имеют, тем более, за границей труд «телевизиощиков» оценивается несколько щедрее). Однако большинство наших ведущих — обыкновенные люди (с той только разницей, что их показывают по телевизору и узнают на улице), которым не чужды материальные проблемы, поскольку они далеко не олигархи. Возможно, телеведущие зарабатывают больше, чем среднестатистические граждане, но разница в суммах не астрономическая. Что же касается нарядов от «кутюр», слепящих украшений и прочих атрибутов роскоши, то практически всегда они выдаются «напрокат»: известное телевизионное лицо — прекрасный «рекламоноситель» того или иного товара. После «рекламной акции» шикарные костюмы и прочие предметы возвращаются владельцу. Обидно, конечно, но что поделаешь.
Квадратные метры также достаются телеведущим не просто так: у большинства из тех, кого я знаю, квартиры взяты в кредит, выплачивать который предстоит еще «многая лета». Так что, не все так просто в «датском королевстве». Красивая сказка о телеведущих, и вообще людях, которые часто мелькают на голубом экране, у большинства простых смертных в сознании сложилась, потому что привыкли воспринимать все, связаное с телевидением, как загадку, праздник, волшебство. На самом деле это прежде всего тяжелый труд.
Наталія Розинська, ведуча соціального проекту «Ваш вихід» на Першому Національному каналі.
Взагалі-то я з дитинства мріяла стати адвокатом, але без зв’язків і фінансів поступити не змогла. Але вважаю, що свою мрію — захищати людей — я цілком втілюю у своїй програмі і взагалі у професії журналіста.
Щодо міфів про професію телеведучого. Перше: такої професії взагалі не існує. Ти не зможеш бути ведучим, якщо фахово не орієнтуєшля у тій сфері, про яку робиш програму. Працюєш над створенням спортивної передачі — маєш прекрасно розумітися в спорті, економічної — в економіці, і так далі. Але перш за все ти маєш бути журналістом, знатися на цій «кухні». Без наполегливої праці над собою на екрані будеш виглядати просто як «говорящая голова».
Друге: дехто вважає, що професія телеведучого дуже легка, ним може стати хто завгодно. Це не так. Всі телевізійники знають, що один вихід в прямий ефір дорівнюється спуску в копальню. Телебачення — це квінтесенція всіх засобів масової інформації. Тобто, ти маєш бути розумним, як журналіст, що працює в газеті, володіти поставленим голосом, як ті, хто працює на радіо, ще й мати приємну зовнішність. Бо телебачення — це аудіовізуальний засіб масової інформації.
Третє: якщо зараз ти популярний ведучий, це не означає, що так буде тривати завжди. Півроку не виходь в ефір — і глядач тебе забуде. До того ж, у цій професії є певний віковий ценз.
Наталка Якимович, «Ведуча «Новини СІТІ» на каналі СіТІ.
Телеведуча — це важка робота. Витримують ті, хто справді хоче працювати і має до цього здібності. Тут потрібно починати, як кажуть, з малого. Коли хтось приходить і заявляє: хочу бути телеведучою і нічого більше мене не цікавить, я дуже сумніваюсь, що з нього вийде щось путнє. Ведучий — це професійний досвід (репортерський, редакторський) і певна школа життя. Треба багато вміти, розуміти і знати, щоб стати справді цікавим ведучим.
Крім того, майже всі ведучі на телебаченні виконують ще й інші обов’язки. То ж нема і мови про те, щоб бути на роботі 15 хвилин на день. Інколи графік буває ненормованим: з раннього ранку і до пізнього вечора.
Автор: Оксана БОНДАРЧУК