НИЗКИЙ СТАРТ С ВЫСОКОЙ ПОЗИЦИИ
10 июля 2008 р.
В нашем лексиконе уже давно устоялось словосочетание «карьерный рост». Мы все привыкли, что карьера должна двигаться в одном направлении — вверх. Но вряд ли стоит считать любое отклонение от заданного маршрута заведомым поражением.
Иногда наша судьба требует кардинальных изменений. А может, и не судьба, а просто самим хочется что-то поменять в существующем положении дел. Причин может быть множество: хочется финансовой независимости, надоело работать на старом месте, бизнес требует каких-то рискованных шагов. И порой для реализации своих амбиций и желаний нужно немножко спуститься в низ, чтобы потом взлететь как можно выше. Как пережить вынужденное падение безболезненно? Ведь в общественном сознании шаг на ступеньку ниже — уже проигрыш. Только жизнь показывает, что это не всегда так. Правда, в минуты депрессии хочется успеха здесь и сейчас, а мысли о будущих свершениях утешают не всех и не всегда. Мы не будем вас утешать, а просто расскажем несколько историй.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Вероника решила... Нет, не умереть, как героиня известной книги, а открыть собственное дело. Впрочем, такое впечатление, что новость о ее смерти окружающие восприняли бы более спокойно. Вероника занимала ответственную и уважаемую должность юриста при администрации небольшого городка. Родные говорили о ее работе с придыханием, коллеги уважительно называли по имени-отчеству, а Веронике было скучно и неинтересно. Зарплата государственного служащего оставляла желать лучшего. А профессиональные обязанности состояли в основном в том, чтобы бегать по судам и отстаивать законность решений начальства.
Вероника решила рискнуть и заняться частной юридической практикой. Тем более, что нотариусов в их городке было всего несколько, да и те брались исключительно за всякую мелочевку. А по важным делам народ обращался к юристам из крупных компаний в областном центре.
Начинать было очень сложно. Нет, все юридические заморочки, понятное дело, не представили для Вероники никаких сложностей. Но вот моральный настрой и боевой дух сдувались как старый воздушный шарик: понемногу, но ощутимо. Родные не поддерживали идею самостоятельного плаванья. Клиенты по-прежнему предпочитали сотрудничать со специалистами из облцентра, а не обращаться к свежеиспеченной «консультантше». Иногда Веронике и самой казалось, что зря она все это затеяла. Телефон молчал, компьютер большую часть времени работал в режиме раскладывания пасьянса, а кресло для приема посетителей покрылось пылью. Но отступать Веронике было некуда. Как только она уволилась, ее вакансию быстро сократили, и начальник недвусмысленно дал понять, что обратно на работу не возьмет. Ход событий переломил первый клиент. Старушка хотела опротестовать дарственную, на которой нечистые на руку родственники подделали ее подпись. Денег на дорогого юриста не было, а Вероника взялась помогать за сущие копейки. Все лучше, чем в «косынку» дни напролет играть. Дело оказалось несложным, но довольная клиентка при рассказе о своих судовых тяжбах характеризовала Веронику, как гения от юриспруденции. И это сработало! Оказалось, что в небольших городах лучшая реклама — сарафанное радио и отзывы довольных клиентов. В данном случае хватило и одного, чтобы начали поступать новые дела: то нужно заверить документы для работы за границей, то завещание оформить. Вероника не отказывалась даже от самых мелких дел, например, нотариального заверения копий документов. И эта политика оказалась выигрышной.
Сейчас у Вероники уже есть подчиненные: секретарь в приемной и девушка-практикантка, которую она взяла сразу после института. Родственники опять говорят о ее работе с уважением. А дни уныния забылись как страшный сон.
Конечно, собственное дело — это всегда риск и неопределенность. Менять стабильный ежемесячный доход на призрачные миллионы не каждому под силу. Тем более, что будущие доходы могут проявиться не плюсом, а в минусом — вполне реальными долгами.
Опять же, даже если отбросить финансовую составляющую вопроса, есть много нюансов. Из наемного работника вы превращаетесь в хозяина. И одно дело, когда работаете в одиночку — перекантоваться месяц без денег не так уж страшно, особенно если имеется некий запас на «черный день». А вот когда вы босс нескольких работников, то, независимо от удачности месяца, вы должны выложить определенную сумму на оплату их труда.
Отправляясь в «свободное плаванье» не стоит смотреть на перспективы собственного бизнеса сквозь розовые очки. Но и излишняя драматизация ни к чему. Просто постарайтесь оценить все плюсы и минусы, спрогнозировать все возможные варианты развития событий исходя из объективных критериев.
ИЗ КОРОЛЕВЫ В ПЕШКИ
Ольга работает бухгалтером в небольшой конторе. Кажется, она была там вторым сотрудником после основания фирмы. Первым был сам основатель, который занимал (да и до сих пор занимает) кресло генерального директора.
Фирма росла и развивалась. Сначала сотрудники занимали две небольших комнатки в старом НИИ и разъезжались по домам на общественном транспорте. Потом перебрались в новый офисный комплекс из стекла и алюминия, а на парковочных местах, принадлежавших компании, стояли новенькие «ниссаны» и «БМВ». Вот только удовольствия от работы становилось с каждым днем все меньше и меньше. Подруги на посиделках хвастались карьерными свершениями и покоренными высотами. А куда было прыгать Ольге? Главный бухгалтер предприятия — уже выше некуда. Только в кресло генерального, но оно занято. Расти было некуда. И хотя сотрудники обращались к Ольге, как говорится, «на Вы и шепотом» (еще бы, она ведь начисляла зарплату), замирания сердца это не вызывало. Может, для кого-то и подошло бы положение местного «божка», который своим решением может одарить премией или наложить штраф за опоздание, но нашей героине это было неинтересно. И даже растущая зарплата перестала приносить положительные эмоции. Однажды, пролистывая толстый специализированный журнал, Ольга наткнулась на вакансию в крупном международном холдинге. Требовался бухгалтер на самую начальную позицию. Образно говоря — «девочка», чтобы бумажки в налоговую носить. Но почему-то Ольге вдруг так захотелось попробовать себя на новом месте. Во-первых, сама строчка в резюме о работе в такой крупной компании приятно грела бы душу. А во-вторых, карьерным устремлениям нашлось бы достойное применение.
Ольгу не очень-то хотели брать на такую низкую должность. Для позиции у нее, как говорят американцы, была слишком высокая квалификация. Тем не менее, девушка смогла убедить работодателя, что мечтала работать в холдинге чуть ли не с детства. Сначала, несмотря на весь предыдущий опыт и умения, Ольге действительно приходилось выполнять мелкие поручения. Затем ей поручили небольшой отдельный участок работы. Прошло несколько лет и теперь уже Ольга Васильевна готовится занять кресло финансового директора крупного холдинга. И своей работой она довольна на все сто. Иногда вполне удачное, на сторонний взгляд, положение вещей на самом деле оказывается тупиковой точкой профессионального и личностного развития. И нужно быть решительной, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Возможно, такой сдвиг приведет на более низкую позицию или уменьшит на первое время доход. Тут важно оценивать не только то, что получите в ближайшее время, а перспективы решения изменить свою жизнь. Главное, принимая решение, отталкивайтесь не от суждений родных и подруг, а ориентируйтесь исключительно согласно вашим личным ощущениям и предпочтениям.
ОТЧАЯННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА
Так получилось, что Лидия не работала в жизни ни одного дня. После школы — учеба на престижном факультете. После получения диплома — замужество за перспективным специалистом. Затем два декрета подряд. Вполне обычная история для девушки ее круга.
Лида была довольна своим положением: муж занимал высокую должность, семья ни в чем не нуждалась, в доме помогала домработница и гувернантка. Моно было себе ни в чем не отказывать: тратить время и деньги на визиты в бутики и салоны красоты. Да и на мужа и детей сил и времени хватало. Но дети подросли, пошли в школу. Внимание мамочки им требовалось все реже и гораздо в меньших количествах, чем ранее. И Лидия поняла, что ей стало скучно.
Вакансия учительницы английского языка попалась ей совершенно случайно. Классный руководитель младшего сына как-то обмолвилась, что в школе не хватает «англичанки». Вот и пригодился Лидии диплом престижного факультета иностранных языков.
Муж поначалу с недоверием отнесся к нелепой, на его взгляд, идее жены. Конечно, домашние хлопоты уже давно и прочно лежали на домработнице, так что, неглаженых рубашек он не боялся. Но сама мысль, что его Лидочка пойдет работать, не укладывалась в его голове. Поначалу Лидии Петровне было сложно. Коллеги, пытавшиеся выжить на зарплату школьного учителя (пусть и престижного физико-математического лицея), с недовольным видом рассматривали Лидочкины наряды и новенький джип, на котором она приезжала на занятия. Но поскольку новая учительница была весьма доброжелательна и высоким доходом и положением супруга не кичилась, то со временем ее «приняли» в учительской. И пусть карьеру Лиды нельзя назвать головокружительным взлетом, она довольна своей работой и покидать школу пока что не торопится.
В подобной ситуации есть много минусов и много плюсов. С одной стороны, прожив столько лет в браке, финансово зависимая от мужа жена, зависит от него и в принятии важных решений. Не факт, что история сложилась бы столь удачно, если бы муж Лиды оказался принципиально против выхода жены на работу.
К тому же женщина, которая привыкла к дорогой одежде, машине и прочим благам, всегда будет с недоверием восприниматься коллегами с гораздо более низким уровнем дохода. Ведь не имея опыта работы, бывшей домохозяйке приходится устраиваться на невысокую должность с небольшой зарплатой. Вряд ли стоит в этом случае одеваться в старые потрепанные джинсы и кофточку времен молодости. Гораздо лучше вывести ситуацию на такой уровень, когда оценивать будут не высокий доход семьи, а ваши личные качества. С другой стороны, у домохозяйки в такой ситуации обычно хорошо прикрыты тылы, и она может спокойно искать работу по душе.
Как видите, все три истории довольно оптимистичны. Конечно, бывает, что подобные перемены заканчиваются не так удачно. Но мы просто хотели показать, что иногда небольшой шаг вниз — неважно, понижение ли это зарплаты, должности или чего-то еще — может стать первым шагом на пути к успеху.
Автор: Анастасия АЛЕКСЕЕНКО