ОЛЬГА НАВРОЦКАЯ: «МОЯ МИССИЯ — ДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ КРАСИВЫМИ»
22 мая 2008 р.
Стилиста, а теперь уже и дизайнера, Ольгу Навроцкую знают все «звезды»: и наши, и (о, свершилось!) даже московские прилетают и приезжают к ней на своих самолетах и в спецвагонах. Одевает и обшивает знаменитостей Ольга, действительно, классно. В этом можно убедиться, посмотрев на наряды, в которых снимаются в клипах (и ходят «по жизни») девочки из «ВИА Гры», Наталья Могилевская, Жанна Фриске, Глюкоза, Валерий Меладзе и…В общем, перечислять всех знаменитых клиентов Ольги можно долго. «Звезды», понятное дело, могут позволить себе менять гардероб и покупать вещи от именитых дизайнеров хоть каждый месяц, но и для нас, простых смертных, есть хорошая новость: Ольга мечтает и, главное, работает над тем, чтобы одежду от Навроцкой могли приобрести все желающие. Об этом и многом другом она рассказала нам в интервью.
— Оля, насколько я знаю, вы закончили географический факультет университета, работали в нефтяной и строительной компаниях. Какими судьбами вас занесло в стилисты и дизайнеры?
— Я еще и в анимационной студии работала (смеется). На самом деле еще в школе мечтала стать дизайнером, но путь к мечте оказался довольно длинным и окольным. Сначала занималась в студии в то время уже очень «продвинутого» дизайнера Алисы Толкачевой. Именно она дала мне представление о стиле (хотя тогда и понятия такого не было, все называлось одним словом — мода). Алиса мне дала тот посыл, которого я придерживаюсь и сейчас: есть мировые тенденции, которые задаются выдающимися мастерами, а ты должен в этой тенденции делать что-то свое, привносить собственную, отличающую от других, изюминку. Очень скоро выяснилось, что хоть я и рисую с детства, но любительских навыков мало, нужно учиться. И я пошла на курсы при КТИЛП, которые, кстати, прогуливала. Сами понимаете — 11 класс, хотелось и с друзьями пообщаться, и в кафе сходить. Но была еще одна причина моих прогулов: то, что там преподавали, мне абсолютно не нравилось, я не понимала, при чем тут вообще мода, хотя в рисовании сумела набить руку и довольно неплохо. На курсах готовили к поступлению на специальность «художник-модельер». На сколько я помню, конкурс был большой — 35 человек на место, набрали же всего 7 счастливчиков. Естественно, я без связей и полугодичной подготовки пролетела. Но не расстроилась и пошла работать на анимационную студию, училась мультипликации. А потом вообще решила «завязать» с рисованием: работала со специалистом, которая в день могла нарисовать сто метров мультипликата, а я от силы два. Но я не учла, что ей было 30 лет, то есть опыт большой, а мне 17. Решила — все, плохо рисую, займусь чем-то другим. И поступила в университет на естественно-географический факультет, думала, буду путешествовать по миру (смеется). Через некоторое время перевелась на заочный (привыкла зарабатывать самостоятельно) и устроилась в строительную фирму помощником руководителя. Он был очень жестким человеком и та-а-к меня выдрессировал в плане дисциплины, выполнения обязательств, что я поняла: после этой работы могу идти куда угодно — со всем справлюсь. Навыки и опыт, теперь я это понимаю, пригодились теперь, когда я руковожу собственным делом, потому что одних только творческих способностей для этого мало. В компании, которая занималась нефтью и газом, я тоже работала помощником руководителя. И тут у меня появилось два увлечения: компьютеры и написание сказок, потому что в тот период очень увлекалась фэнтези. В один прекрасный день я поняла, что хочу проиллюстрировать собственные сочинения. Начала рисовать и вдруг вспомнила, что когда-то у меня неплохо получались эскизы одежды и «переключилась» на них.
— То есть вы вернулись к тому, с чего начинали?
— Получается, что так. Именно на этом этапе жизни я познакомилась с Олей Горбачевой (певица Арктика, в прошлом — ведущая проекта «Мелорама»). Я показала ей эскизы одежды, а она в свою очередь, показала их Ирине Билык. Ей очень понравилось, и певица предложила мне сотрудничество в качестве стилиста. Причем я попала, как говорят, с корабля на бал: сразу же пришлось готовить с Ирой «сольник». Там у нас было пять или шесть перемен нарядов, плюс балет надо было одеть.
— Оля, что такое стиль: красивая одежда, макияж, прическа, или нечто большее?
— Это гармония во всем. Быть стильным, как мне кажется, научить нельзя. Можно подсказать, как спокойно, то есть без эпатажа или несуразностей, одеваться, показать комбинирование цвета, не более. Но чувство стиля, умение преподать себя — врожденное. Его можно только развивать. Если вы спросите, как оно формируется, отвечу, что точно не знаю. Возможно, основывается на том, что видел и слышал в детстве. В моей ситуации это заслуга родителей. Они начитанные, эрудированные, интеллигентные люди. У меня красивая, с прекрасным вкусом мама. Отец всегда одевался очень просто, но, как говорится, с иголочки, на нем все вещи сидели просто идеально. То есть я с детства привыкла видеть красивых, элегантных людей: родителей, их друзей.
— Свои первые стильные вещи помните?
— Стильно одеваться я начала, когда появились самостоятельно заработанные деньги. Помню, как купила за сумасшедшие по тем временам деньги (сто рублей) свой первый levi’s — очень модные тогда джинсы. Но если быть еще более точной, то мое «шмоточничество» начиналось с американского секонд-хенда и к высокой моде никакого отношения не имело (смеется).
— Оля, применимо ли к настоящей женщине выражение «джинсы и свитеры — наши лучшие друзья». И что такое, по-вашему, настоящая женщина?
— А почему бы и нет, если человеку это идет? Свитеры и джинсы — лучшие друзья работающей женщины, сама из них неделями не вылезаю (смеется), потому что приходится мотаться со съемки на съемку. В зимнее время, например, я вообще обувь на каблуке не надеваю, разве что на вечеринку какую-нибудь. Валенки UUGs, джинсы и курточка с капюшоном — вот мой зимний «прикид». Но даже повседневная одежда может быть стильной. Например, валенки у меня — «писк» моды, первый раз я их увидела на Памеле Андерсон, а куртка лакированная, опушенная чернобуркой. Но все равно, не в бренде и не в цене дело, главное, как все это будет сочетаться, выглядеть. Можно к простой мужской футболке из ЦУМа (я, кстати, их очень люблю) надеть длинные цепочки с позолоченными кулонами — это будет выглядеть очень стильно. И никто уже не скажет, что ты одета повседневно, без шика.
Что касается вопроса о настоящей женщине, то в последние года три я продвигаю тенденцию платьев, потому что это наша, исконно женская одежда. С другой стороны, настоящая женщина не может быть жертвой моды. Она должна понимать, в чем и куда идти, то есть соблюдать определенный дресс-код, а не «цеплять» на себя последние произведения модных дизайнеров и выглядеть при этом богато, но смешно. Современная женщина, я так считаю, должна работать. Это дает возможность жить полноценно, чувствовать себя защищенной, уверенной. Но дома женщина должна быть другой, мягкой, что ли. В общем, настоящая женщина многолика. Дома она может быть по-хорошему беспомощной, на работе строгим требовательным начальником, в коллективе — хорошей подругой. И еще, мне кажется, нужно уметь быть блондинкой, в том смысле, который обычно в это понятие вкладывают мужчины. Короче говоря, современная настоящая женщина должна уметь делать все и еще немножечко готовить (смеется). Поверьте мне, любой мужчина, даже самый современный и все понимающий, просто по детски радуется, когда хотя бы раз в месяц получает из рук занятой женщины обед.
— Я недавно прочитала, что одна из красивейших женщин в мире, актриса Катрин Денев, всю жизнь придерживается одного и того же стиля в одежде, предпочитая мягкие, женственные формы. Как вы думаете, оправдывает себя такое постоянство?
— Можно придерживаться одного стиля, но быть все время разной. Если человек всю жизнь может выдержать свое направление — это здорово, получается, что уже он диктует моду, а не наоборот. Но если взять другую крайность, Мадонну, например, которая чуть ли не ежегодно меняет стиль, то это тоже здорово. Здесь нельзя судить однозначно: каждой женщине подходит что-то свое. Главное, чтобы это гармонировало с внутренним мироощущением.
— Сейчас часто употребляется понятие «икона стиля». Например, британскую модель Кейт Мосс так частенько называют. Как вы относитесь к раздаче таких «регалий»?
— Ну, людям свойственно давать какие-то «звания»: «звезда», «герой», «секс-символ». «Икона стиля» — это просто новое определение, которое появилось лет шесть-семь назад. Все вдруг помешались на стиле, профессия стилиста стала очень востребованной. Это произошло оттого, что в моде появилось много направлений, и потребовались специалисты, которые в этом хоть что-нибудь понимают и могут помочь человеку из «микса» (ведь сейчас можно носить, что хочешь) сформировать какой-то свой индивидуальный образ. Понятие «икона стиля» имеет полное право на жизнь, потому что подобные «иконы», то есть женщины, стиль которых копируют до сих пор, были всегда: Мерилин Монро, Одри Хепберн, Марлен Дитрин, Жаклин Кеннеди. Сегодня это Мадонна, певица Фержди, актриса Сара Джессика Паркер, Дита Фон Тиз. Нужно смотреть, как одеваются эти люди, что-то брать для себя.
— А кому из мировых звезд (наших не будем трогать, а то еще обидятся) вы «подправили» бы стиль?
— Мерайе Кери, которая, по-моему, одевается по принципу «всего и побольше». Она однолика, практически не меняется.
— Оля, скажите, как вы придумываете образы?
— Если дело касается фильма или клипа — это одно, если каждодневного гардероба — совсем другое. Иногда бывает, что, посмотрев на человека всего секунду, я вижу, что именно ему нужно, и попадаю в «десятку». Иногда необходимо время, чтобы обсудить, что человек хочет, каким себя видит. Что касается клипов, то есть исполнитель, песня, нужно посидеть и подумать, как идею подчеркнуть одеждой, внешними образами или, наоборот, что-то скрыть. Например, в простом, на первый взгляд, по стилистике фильме «Оранж лав», было непросто, именно потому что это не средневековье, не фантастические космические костюмы, а обыкновенная современная одежда, которая должна была подчеркнуть характер героев, их индивидуальность. С клипами интереснее и проще работать, так как визуальных средств больше. Возмем «ВИА Гру», клип «Поцелуи»: там одежда — чистый «фэшн», но подчеркивает ситуацию, красоту девочек.
— Оля, вы одеваете и обшиваете многих «звезд», в том числе и российских. Бывает, что человек заказывает вещь, а вы видите, что это для него категорически не подходит. Как убеждаете, ведь знаменитости — люди ранимые, если не сказать капризные.
— Вообще-то, у меня такого практически не бывает. Человек («звезда» это или нет) знает, к кому идет, и прекрасно понимает, что я в своей области, наверняка, разбираюсь лучше. Но если вижу несочетаемость образа и стиля, буду настаивать и убеждать отказаться. То, что я посоветовала одеть или пошила, — мое лицо, репутация. Предпочитаю работать с людьми адекватными, понимающими, что специалист есть в каждой области.
— Кого труднее одевать, мужчин или женщин?
— Мужчин, как это ни странно звучит. Мужская мода, в принципе, однообразна, нет простора для творчества. С женщинами интереснее (смеется) куча направлений, можно многое попробовать.
— Оля, в одном интервью вы сказали: моя профессия — ходить по магазинам. До сих пор ходите?
— Нет. Я уже целых полгода пытаюсь объяснить журналистам, что из стилиста переросла в дизайнера. Я уже не знаю, что продается в наших магазинах, что там есть, а чего нет. Зато я знаю, какие процессы проходят в мировой моде, и понимаю их. В основном покупаю только украшения, сумки и обувь, остальное шью, и мне это очень нравится.
— Вы сейчас больше востребованы дома, в Киеве, или все-таки в Москве?
— Москва уже едет сюда и одеваться, и сниматься. Вот на днях ждем Жанну Фриске, снимали Валерию, Глюкозу. Сейчас я работаю с клипмейкером Аланом Бадоевым и получаю именно тот результат, который жду. Это получается классный клип, в котором зритель видит классно одетых героев. Это лучше всего работает на мою репутацию. Мою работу видят и мне не нужно себя ни рекламировать, ни продвигать, клиентов я получаю автоматически (смеется).
— Оля, говоря о вас, многие уже давно делают приставку «топ»: «топ-стилист», «топ-дизайнер». Все уже вершины взяты, или есть еще простор для роста?
— У меня есть мечта: распространение бренда на обычных людей. Хочу открыть сеть магазинов. Звездные клиенты — это хорошо. Мечтаю, чтобы мои вещи носили многие. Я для себя даже миссию придумала — сделать наших людей красивыми. Я не собираюсь ехать в Москву, за границу, потому что там уже есть специалисты, хорошо знающие свое дело. У меня есть возможность сделать для людей что-то в нашей стране, думаю, мне это удастся.
— Вопрос личный: у вас очень интересная фамилия — Навроцкая. Не происходит ли она случайно от украинского слова «наврочити» и не чувствуете ли вы в себе каких-либо мистических способностей?
— Фамилия мне досталась от мужа, но стала родной. Карьеру я начинала именно как Навроцкая, наверное, это принесло мне удачу. Сказки я, конечно, люблю, но каких-то мистических способностей в себе не обнаруживаю, хотя…Я все-таки, наверное, немного волшебница, потому что умею преображать людей.
— Что такое успех? Поделитесь рецептом успеха от Ольги Навроцкой.
— Мне трудно ответить: я столько работаю, что просто не успеваю почувствовать свою успешность (смеется). Но всегда очень приятно, что мою работу ценят, ко мне идут. Я поняла, что работа уже вышла на широкое зрительское обозрение. В интернете на «Одноклассниках» ко мне заходит очень много народа, каждый делает какие-то комплименты, просит совета. Это тоже приятно. Я ощущаю внимание со стороны прессы. Как достичь успеха? Пахать! Счастливый случай, везение — это тоже важно. Но оно не приходит просто так, нужно очень хотеть добиться цели и …работать!
Уже в конце разговора Ольга Навроцкая вспомнила один забавный (хотя тогда ей было совсем не до смеха) эпизод: работая над мюзиклом «Три мушкетера» ей приходилось «примерять» костюмы на артистов, которые должны были сниматься в фильме, «наблюдая» их…по телевизору. Дело в том, что Оля (в виду занятости задействованных в мюзикле «звезд») не смогла сделать ни одной примерки. «Стратегические параметры» каждого артиста ей выслали по e-mail. Сказать, что Оля волновалось, мало, она была просто в трансе. Все артисты снимались в первый же день одновременно! Тем не менее, к началу съемок все костюмы были готовы и, что самое удивительное, подошли всем без исключения. Говорят, Юрий Стоянов (ведущий программы «Городок») радовался как дитя: уж он ни как не надеялся, что на его сложную фигуру костюм «ляжет» просто отлично! Что тут сказать? Дело мастера боится. Точнее, уважает.
Автор: Беседу вела Оксана БОНДАРЧУК