Лучшая подруга осталась без работы аккурат в то время, когда у вас в отделе освободилось тепленькое местечко. «Ну как не порадеть родному человечку?» — размышляете вы подобно грибоедовскому герою и смело предстаете вместе с приятельницей пред светлые очи собственного начальства. Да и как иначе? Ведь дружба — одна из самых основных общечеловеческих ценностей. Только вот найти компромисс между рабочим и личным удается далеко не всем.
Отношение к дружбе на работе — вопрос неоднозначный не только для рядовых сотрудников, но и для многих руководителей компаний. Потому-то все организации можно разделить на два диаметрально противоположных типа. Одни всячески препятствуют проявлению приятельских отношений по аналогии с киноклассическим: «Какие могут быть чувства в рабочее время?». По мнению руководителей, претворяющих такую антидружескую политику, сотрудники должны концентрировать внимание исключительно на выполнении своих прямых обязанностей. Кроме того, часто начальство опасается, что сдружившиеся сотрудники могут «начать дружить» против самого шефа в отдельности или организационной пирамиды в целом. Другие компании, соответственно, поощряют приятельство на рабочем месте, полагая, что это способствует созданию благоприятного психологического климата и повышает продуктивность труда. Впрочем, последнее положение подкреплено исследованиями и даже облечено в цифры: работающие в одной компании со своими лучшими друзьями в семь раз больше вовлечены в трудовые процессы, чем те, кто трудятся с приятелями в разных местах. Однако на практике оказалось, что организаций, действительно поощряющих дружбу в стенах офиса, не более 18%. Но это позиция работодателей. А что думают сотрудники по этому поводу?
БИЗНЕС С ДРУГОМ 36 лет назад два школьных товарища основали совместную компанию «Traf-O-Data», специализирующуюся на компьютерном анализе уличного движения. На этом предприятии друзья заработали 20 тысяч долларов, но когда один из них закончил школу и поступил в колледж, компания закрылась. Через три года они же написали служебную программу-переводчик для создателей первого серийного компьютера Altair. Успех проекта подтолкнул товарищей к созданию новой общей компании под названием «Microsoft». Вы уже догадались? Друзей звали Пол Аллен (40% акций) и Уильям (Билл) Гейтс (60% акций). В 1983 году Аллен покинул компанию из-за своей болезни и пустился в свободное плавание по волнам бизнеса. Но дружба сохранилась. До сих пор Пол — главный консультант Microsoft по стратегии развития. И вовсе не потому, что нуждается в финансах. Просто Билл Гейтс не потерпит в качестве советника никого другого, кроме своего лучшего друга. Другую небезызвестную компанию Apple Computers Co также основали два школьных товарища Стив Джобс и Стив Возняк, известные как «два Стива». Чтобы найти средства на открытие дела, им пришлось продать самое дорогое, что было на тот момент, — калькулятор Возняка и минивэн Volkswagen Джобса. Но дело того стоило! Еще два выпускника, сдружившиеся во время учебы в Стэндфордском университете — Сергей Брин и Лари Пейдж — создали свою компанию «Google». Японская компания «Сони» — детище двух приятелей Масару Ибука и Акио Морита. Примеров таких успешных дуэтов в истории человечества немало. Плюсы бизнеса с другом очевидны: как пелось в детской песенке «друг в беде не бросит, лишнего не спросит». Кроме того, многое проще объяснить товарищу, а не тому, с которым вас связывают только деловые отношения. От друзей мы ждем большего понимания и терпения. К примеру, уже упомянутый трудоголик Гейтс писал об Аллене: «Единственное, что вносило напряженность — необходимость периодически звонить Полу по утрам и напоминать, что неплохо было бы ему встать и отправиться на работу». Можете себе представить такую лояльность начальника по отношению к обычным подчиненным? Друг не станет замалчивать проблемы из боязни нарушить субординацию или утаивать важную информацию в угоду своим интересам. Впрочем, справедливости ради надо отметить, случается, что совместный бизнес разрушает многолетнюю дружбу. Наиболее частые причины: взаимные упреки и обвинения при провале предприятия, борьба за главенство или раздел «совместно нажитого имущества» в случае успеха. Например, все в тот же тандем Билл Гейтс и Пол Аллен не был таким уж беспроблемным. Еще на школьной скамье Пол предпринял первую (из нескольких) попытку выкинуть Гейтса за борт и взять дело в свои руки. Но, убедившись, что не справится в одиночку с программными кодами, Пол пригласил партнера обратно. «О`кей, — сказал Билл. — Но с одним условием: боссом буду я». С той поры если Гейтс и шел на какие-то компромиссы, то непреложным их условием было «боссом буду я». Поэтому, прежде чем открывать совместное предприятие с другом, найдите ответы на такие вопросы: — Действительно ли вам нужен партнер по бизнесу, или это желание — не более чем страх, естественный для начинающего с нуля? — Хочет ли ваш друг заниматься тем же, чем и вы? Если помогает вам только из солидарности, но у него не лежит душа к избранному полю деятельности, это рано или поздно приведет к желанию друга «выйти из игры». И хорошо, если без потерь для бизнеса. — Способны ли вы делить управленческие функции, прибыль, славу и успех с кем-либо еще? А сможет ли ваш друг отказаться от половины всего перечисленного? — Можете ли вы назвать себя гармоничным тандемом? К примеру, один из вас обладает хорошими организаторскими способностями, ему хорошо удается ведение переговоров, подписание контрактов, налаживание деловых связей (как Билл Гейтс), а другой больше тяготеет собственно к разработке идей и их техническому воплощению (Пол Аллен). — Сможете ли вы в равной мере нести ответственность за свои действия? Не спровоцирует ли бизнес перетягивание одеяла на себя? — Есть ли у вас предпринимательская жилка и достаточный багаж знаний для ведения бизнеса? А у вашего друга? Если из-за чьей-то некомпетентности вы потерпите убытки, по дружбе тоже будет нанесен удар. — Одинаковый ли у вас подход к ведению бизнеса? К примеру, споры между Гейтсом и Алленом по основным вопросам длились по 6-8 часов кряду. Не произойдет ли развал компании «из-за непреодолимых противоречий»?
КОГДА ПОДРУГА — КОНКУРЕНТ Случаи, когда друзья работают на конкурирующие организации, не так уж редки. Например, вы окончили один и тот же вуз и, соответственно, получили одинаковую профессию. Значит, если не работаете в одной организации, то, скорее всего, трудитесь на благо конкурирующих компаний. Или работали в одной компании, а потом ваша подруга уволилась и нашла другое место службы. Ушла к конкурентам, которые ее переманили. В любом случае дружбу с соперниками не поощряют ни в одной организации. Не касается это только агентов промышленного шпионажа. Но нас интересуют варианты попроще. И эти простые и, казалось бы, вполне естественные (ну что такого в том, что ваша лучшая подруга волей судьбы оказалась на предприятии с аналогичным профилем?) случаи могут принести только один плюс — обмен опытом. Только если вам удастся убедить в этом своего начальника. Минусов будет несколько больше. Во-первых, вы рискуете превратиться в пресловутое парнокопытное семейства полорогих, которое народная молва обычно делает объектом отпущения. Конкуренты раньше вас выпустили на рынок новый вид продукции? Это случилось только потому, что вы успели выдать соперникам коммерческую тайну предприятия. Во-вторых, дружба с «конкурентом» станет основным козырем в руках ваших недоброжелателей и, соответственно, тормозом на пути к вашему карьерному продвижению. Как можно доверить высокий пост тому, кто в любой момент может выболтать стратегию развития компании своему другу? Ну и конечно, в любой момент вас могут обвинить в нелояльности к компании. Что делать? Есть несколько способов. Скрывать. Никому не рассказывайте о своей дружбе с сотрудницей из конкурирующей фирмы, не созванивайтесь с подругой в рабочее время и не бывайте в тех местах, где вероятно скопление ваших собственных сослуживцев. Достоинства. При удачно складывающихся обстоятельствах о вашей дружбе могут так и не узнать. Недостатки. Все тайное становится явным. И если все же кто-нибудь случайно узнает или просто увидит вас вместе, доверие к вам будет подорвано, а вдобавок получите ярлык обманщицы. Не скрывать. Обратная тактика, при которой вы не делаете тайны из того, что работающая на конкурентов Лена — ваша соседка или Юля — бывшая одногруппница. Достоинства. У вашего начальства не будет повода уличить вас в обмане. Более того, такое поведение может убедить коллег, что раз вы не скрываетесь по углам, то и скрывать вам, собственно, нечего. Недостатки. Не удивляйтесь, если с вами не продлят контракт как с неблагонадежным сотрудником. Даже если вы ничего плохого не совершите. Так, от греха подальше. Помните, как в анекдоте: «То ли он украл, то ли у него украли, но была там какая-то неприятная история». Переманить подругу в свою компанию или уйти работать туда, где подруга. Достоинства. Проблема отпадает. Можно дружить в открытую. Да и уходить стоит в туда, где условия труда и вознаграждения за него не в пример лучше. Недостатки. Кому-то из вас придется покинуть насиженное место: возможно компанию, где вы так хорошо строите карьеру, и слаженный коллектив.
ДРУЖБА ИЛИ СЛУЖБА? По результатам социологических опросов на тему: «Согласились бы вы работать вместе с другом» стало известно, что только 7% респондентов свято уверены, что «нашу дружбу ничто не разрушит», 14% не видят никакой разницы, считая, что это такая же работа как и любая другая. На привилегии, которые может подарить дружба рассчитывают 5% опрошенных, 27% согласны работать с другом исключительно в качестве партнера, но не в качестве подчиненного. А 35% респондентов категорически отказываются работать с другом, поясняя: либо дружба, либо деловые отношения. А что до оставшихся 12%? Они уже работают со своими друзьями. Ведь дружба на работе сулит вам некоторые радости: Вовремя подставленное дружеское плечо. Кто, как не друг «прикроет», если вы опаздываете на работу или хотите выскочить на часок в рабочее время? Информационная поддержка. Друг сообщит, что над вашей головой сгущаются тучи, предупредит о готовящейся проверке, даст совет, как уберечься от «свистящих пуль». Или просто расскажет корпоративные новости, к примеру, когда выдадут зарплату или как вести себя с тем или иным сотрудником из другого отдела. Помощь в работе. Если вас засасывает трясина неотложных дел, настоящий друг всегда поможет выбраться из омута «отчетов, сводок и смет». Или подменит в то время, когда вам позарез нужно отсутствовать на работе. Благоприятная атмосфера. Приятно каждый день шагать на работу, зная, что вас ожидает подруга, которая при любых жизненных и рабочих коллизиях не даст загрустить, поможет словом и делом. Но так ли все идеально? В любой бочке с медом найдутся порции дегтя: «Сказка о потерянном времени». Немалая толика рабочего времени тратится на досужие разговоры. Особенно ощутимо это для тех, чья оплата труда зависит от выработки. Ссоры. Конфликты периодически случаются и между самыми лучшими друзьями. Что тут скажешь? Настроение на нуле и идти на работу уже совсем не хочется. «Сор из избы». Друзья, как правило, хорошо знают ваши секреты и подробности личной жизни. Не исключено, что «не корысти ради», а совершенно случайно разомлевшая от «спиритус вини» на корпоративной вечеринке подруга сболтнет лишнее, что может аукнуть на вашей карьере или личной жизни. Хуже может быть только сделанное это с умыслом. Например, если вы претендуете на одну и ту же «лакомую» должность. Ну а если после прочтения статьи вас стали терзать смутные сомнения, лучше всего воспользоваться универсальным рецептом от В. Высоцкого: «Если сразу не разберешь, плох он или хорош, — парня в горы тяни, рискни! Не бросай одного его, пусть он в связке в одной с тобой. Там поймешь, кто такой».
Мнения из нашего форума «Возможна ли дружба на работе?» на сайте www.ladyjob.com.ua: Abrikos: У меня был не самый лучший опыт. Устроила к нам в отдел свою школьную подругу без опыта работы в данной сфере. Научила ее всему, что знала сама. Через время мне пришлось уволиться и уйти к конкурентам. А если точнее — уйти из компании меня просто вынудили. И подруга перестала со мной общаться, не выходит на контакт, ко всем моим словам относится с большим подозрением. Так постепенно общение и зашло в тупик. Да, забыла добавить: работает подруга теперь на моем месте. Была ли у нас дружба, или это каким-то другим словом называется?
Cherry: Вот вы рассуждаете: «нужна дружба, не нужна»… А вы не подумали, как к этому вопросу относится начальство? Конечно, большинство руководителей взращивают дух единства между сотрудниками, даже тренинги дорогостоящие командные заказывают. Но ведь есть и те, кто поддерживает только рабочие отношения в коллективе. Мой шеф — один из них. Хотя и любит говорить, что мы одна семья, я то знаю, что на самом деле он думает иначе. И к дружбе на рабочем месте относится крайне негативно. У него на это есть веский довод: мол, сотрудницы-подружки все рабочее время тратят на бессмысленные разговоры в курилке, обсуждение нарядов, бой-френдов и, конечно же, начальства! Куда это годится?
Angelina: Мне вот позавчера задание выдали просто неподъемное, работы на месяц хватит и еще останется. А начальник, грозно погрозив кулачищем, сказал: «Чтоб в понедельник лежало на столе, или ищи новую работу». Сижу я вечером на работе, все уже разошлись, а я только за голову руками хватаюсь. И тут подходит ко мне подружка с большим опытом работы, чем у меня и говорит: «Не волнуйся, я тебе помогу». И действительно просидели с ней вместе все выходные и вдвоем справились с моим заданием. Не знаю, что со мной было бы без нее. А вы говорите, что дружба на работе не нужна!
Roza: Я думаю, что дружить на работе можно, но только по «горизонтали», то есть с коллегами, а не между начальниками и подчиненными. Чтобы дружить по вертикали, нужен большой ум и такт с обеих сторон, чтобы не ломать рамки производственных отношений или не испортить дружбу. А это не многим удается.
Поделитесь своим мнением на одном из наших форумов, и возможно именно оно попадет на страницы издания «Робота для жінок»!