РАБОТА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ
3 апреля 2008 р.
Часто на нашу жизнь влияют стереотипы, даже если мы не отдаем себе в этом отчет. Карьера — отнюдь не исключение. Мы строим ее и работаем в соответствии с установками и представлениями, заложенными с детства. Но всегда ли установки верны, а представления соответствуют действительности?
На что мы опираемся, принимая то или иное решение? Кроме личных эмоций и предпочтений, нами часто руководят оценки «правильно/неправильно» и сомнения «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» Но вот беда, суждения о правильности или неправильности часто не подходят вашей конкретной ситуации. А строить свою жизнь, исходя из чужих правил и оценок — дело неблагодарное. Поэтому давайте посмотрим, что полезно для работы и карьерного роста, а от чего давно пора отказаться. В конце концов, как говорится в популярной телевизионной рекламе: правила существуют для того, чтобы их нарушать.
Правила, которые можно (а порой просто необходимо) выбросить из своей жизни
Если хочешь построить карьеру, о семье надо забыть
В определенный момент жизни почти каждая женщина становится перед проблемой выбора: посвятить себя семье или направить усилия на работу и карьерный рост. Самое печальное в ситуации то, что, даже сделав свой выбор, дамы никогда до конца не уверены в его правильности. Карьеристка может с грустью думать об отсутствии домашнего очага. А домохозяйка будет с сожалением размышлять, что вся ее самореализация состоит в пирогах и уборке. И как бы счастливы они ни были, нет-нет да и промелькнет подлая мыслишка: жизнь могла сложиться иначе.
В чем же проблема? В том, что многие женщины изначально уверены: рано или поздно придется выбирать между карьерой и семьей. Но почему-то мало кто помнит о золотой середине — хорошая семья и профессиональная реализация. Я знаю многих женщин, успевающих и детей рожать и растить, и уделять время мужу, и в командировки ездить. Возможно, это труднее, чем посвятить себя целиком и без остатка чему-то одному. Но, поверьте, такая жизнь интереснее и полноценнее. И никогда вас не посетит мысль, что, возможно, ошиблись в выборе.
Работать нужно в офисе, с девяти до шести
Этот стереотип испортил немало нервов мне и моим друзьям, работающим в свободном графике. Так сложилось, что окружающие воспринимают вашу работу всерьез, только если вы каждое утро встаете ни свет ни заря, мчитесь на службу, домой приходите только вечером. Но скажите, положа руку на сердце, разве так уж необходимо ваше постоянное присутствие на рабочем месте в течение всего дня? Выполнив свою работу, мы часто просто «отсиживаем» положенные часы, потому что так хочет начальник и окружающие. Что уж говорить о свободных художниках и внештатных сотрудниках, которые часто воспринимаются обществом просто как бездельники?
Моя мама регулярно подкидывает мне сообщения о различных вакансиях. И неважно, что работодатели предлагают смешной оклад. Гораздо меньше, чем я зарабатываю своим трудом сейчас. Неважно, что должность неинтересная и бесперспективная. Главное, по ее мнению, что это настоящая работа, а не та «ерунда, которой ты дома занимаешься между чаем и прогулками с ребенком».
Подумайте, сколько времени вы ежедневно тратите впустую: на дорогу на службу и обратно, на бесцельное сидение в офисе, когда нет конкретных заданий. Оцените ситуацию реально, может, в вашем случае рациональнее потратить эти часы на общение с домашними и мелкие радости для себя?
Профессия, полученная в институте, определяет всю вашу дальнейшую жизнь
Часто абитуриенты, еще вчерашние школьники, не совсем осознанно подходят к выбору профессии и учебного заведения. Кто-то выбирает институт «по силам», кто-то ориентируется на родительские пожелания. Есть те, кто поступает в вуз за компанию с другом или подружкой. Везет тем, кто за годы учебы успевает полюбить выбранную профессию. Но немало получивших диплом и оставшихся один на один с нелюбимым делом, тех, кто года в год ходит на нелюбимую, неинтересную работу и не видит возможности что-либо изменить.
На самом деле начать карьеру в новой отрасли с нуля, получить образование по новой специальности никогда не поздно. В любом случае это лучше, чем каждый понедельник с грустью думать, что началась новая рабочая неделя и опять предстоит выполнять опостылевшие рабочие обязанности. Если вас пугает уменьшение доходов и понижение уровня жизни при смене деятельности, примите к сведенью факт, что люди достигают карьерных высот в любимом деле. А это не может не отразиться на финансовой стороне вопроса.
Женщина после тридцати пяти не представляет из себя никакой ценности для работодателя
Моя знакомая захотела сменить место работы: зарплата перестала устраивать, да и профессионального роста не наблюдается. Просмотрев великое множество предложений от рекрутеров, она ужаснулась: «Одно из главных требований — возраст до 35. Получается, что я в свои 39 — списанный со счетов работник?»
Увы, для многих нерешительных женщин именно таким выводом и заканчивается поиск новой работы. На самом деле, возрастная планка, указанная в объявлении, — не стопроцентный отказ в приеме на должности. Ведь с хорошим опытом работы, наработками в «своей» сфере, удачным резюме и хорошими рекомендациями в глазах работодателя вы в более выигрышной позиции, чем многие молодые кандидаты. Главное, иметь внутреннюю уверенность, что возраст — это не минус, а большой плюс. В конце концов, если рассуждать с точки зрения профессиональных навыков, то возраст соискателя следует рассматривать не как количество прожитых лет, а как определенный багаж, опыт работы. Так что, смело отправляйте резюме и идите на собеседование — покажите интервьюеру, что ваши знания и навыки гораздо важнее цифры, нарисованной в паспорте.
Искать работу нужно по объявлениям о вакансиях
Используя для поиска нового места работы только сайты с объявлениями о вакансиях и специализированные издания, вы существенно сужаете круг возможных предложений. Зачем же собственноручно загонять себя в рамки? Сообщите всем знакомым, что вы заинтересованы в новой должности. Может, как раз именно сейчас кто-то ищет специалиста вашего уровня и направления, но не обращался напрямую, зная, что вы трудоустроены. Вовлеките в поиск всех.
Если подходящей вакансии нет, можно пойти другим путем. Определите круг компаний и предприятий, где бы вы хотели работать, найдите контакты кадровых служб и отправьте свое резюме. Вас могут пригласить на собеседование, даже при отсутствии в открытом доступе информации о свободных вакансиях. Основной упор в этом случае при беседе с рекрутером нужно сделать на своем желании работать именно у них и нигде больше (а о том что вы разослали резюме сразу на несколько предприятий, вовсе не обязательно рассказывать).
Отсутствие опыта работы — серьезная помеха для трудоустройства
Каждый год наши учебные заведения выпускают тысячи молодых специалистов, которые решают вопрос: как же устроиться на работу, если все работодатели хотят видеть опытного работника. Руководители также хотят, чтобы соискатель был молодым и имел высшее образование. Как все это совместить? Конечно, многие начинают подрабатывать еще во время студенчества. Но, согласитесь, работа в МакДональдсе или супермаркете не очень годится для строчки в резюме свежеиспеченного юриста. А найти работу по специальности студенту дневной формы обучения удается не всегда.
Что же делать? Не бойтесь предлагать свою кандидатуру даже на те позиции, где опыт работы — обязательное условие. Во-первых, подумайте, какие навыки нужны для желаемой должности и что из списка можете предложить работодателю вы. Во-вторых, если вашу кандидатуру сочтут неподходящей для основной должности, всегда сможете предложить себя в качестве ассистента или практиканта. Это отличный старт, чтобы получить необходимый опыт.
Нет ничего страшного, если вы работали в сфере, не имеющей никаких точек соприкосновения с должностью, на которую претендуете. Главное — подайте себя перед интервьюером в выгодном свете. Подчеркните свою трудоспособность и хорошую обучаемость. Не лишней будет информация о том, что вы, например, за неделю освоили метод слепой печати.
Каждый год выпускники вузов боятся не найти работу. Но ведь почти все они обязательно в конечном итоге ее находят.
Выбирать — прерогатива работодателя
Почти все пособия и статьи, посвященные построению успешной карьеры, акцентируют внимание на том, что задача соискателя (продавца) — представить свои трудовые качества (товар) в наиболее выгодном свете работодателю (покупателю). Формулировка — работодатель, как покупатель, — всегда прав — намертво въелась в наше сознание. И мы готовы идти на уступки, соглашаться на более низкую должность, чем заявлено, на меньшую зарплату, чем нам бы хотелось. Лишь бы «купили», лишь бы взяли.
Но рекрутеринг — игра, в которой принимают участие два игрока. Мы выбираем, и нас выбирают. Мы — место работы с хорошей зарплатой, комфортными условиями труда, адекватным руководством. И даже критерий выбора — близость офиса к дому — тоже имеет право на существование.
Правила, которые лучше не нарушать
Скажи «Нет!» служебным романам
Можно долго рассуждать о том, что сотрудники, увлеченные одной целью, становятся ближе, убеждать себя, что о ваших отношениях с коллегой никто не узнает, и приводить в пример своих друзей, которые познакомились на рабочем месте и вот уже несколько лет женаты. На самом деле, из-за отношений на работе сломалась не одна карьера и увольнениям несть числа, а вот счастливых браков — на пальцах пересчитать. Вам ведь не хочется проверять эту статистику на себе и подвергать сомнению свою репутацию? Так что лучше флиртуйте вне офиса.
Слезы — запрещенное оружие
Конечно, бывают ситуации, когда вы расстроены, не успеваете завершить проект, а тут еще и компьютер завис. И вот уже по щекам бегут предательские струйки. Потеки туши на щеках никого не красят и никому не идут на пользу. Так что, если можно — не плачьте, держитесь до последнего. И, ясное дело, не вздумайте использовать слезы как метод достижения целей. Тем более, если работаете в окружении мужчин, которые не знают, как воспринимать женские слезы и боятся их. Проявление страха может быть разным: от согласия повысить зарплату, лишь бы успокоить до желания никогда больше не видеть «эту истеричку» в офисе.
Не решай личные вопросы в рабочее время
Это только в мелодраме бизнес-партнер умиляется женщиной, сбегающей со встречи, чтобы посмотреть на бейсбольный матч своего сына. В реальной жизни с такой дамой просто постараются не иметь дела. Это вовсе не значит, что нужно все свои силы посвятить исключительно работе и не отвлекаться на «пустяки». Так не бывает даже у самых мотивированных сотрудников. Просто постарайся не посвящать окружающих в семейные коллизии. Никому из сотрудников нет дела, что у сына родительское собрание, а у дочки выпускные экзамены.
Работа должны быть удобной во всех отношениях
Наверное, кому-то доставляет удовольствие двухчасовая толчея в пригородных электричках или необходимость полчаса идти пешком от остановки до офиса. Кто-то спокойно относится к отсутствию на предприятии кухни или кафе-столовых поблизости — в обеденный перерыв они не питаются, а берегут фигуру. Странности у людей бывают разные. Вам же, выбирая работу, надо учитывать степень удобства и комфорта. Каждая мелочь может вырасти в крупную проблему с учетом ее ежедневности. Например, вы привыкли к отдельному кабинету, а на новом месте предстоит работать в комнате еще с несколькими сотрудниками. Такая, казалось бы, мелочь может испортить рабочее настроение на весь день. А с учетом того, что проблема напрягает ежедневно — можете заполучить серьезный стресс, вплоть до нервного срыва. Работа все же должна приносить радость, а не огорчения.
Уходить всегда надо красиво
Все мы периодически меняем место работы. И как иногда подмывает перед уходом высказать свои претензии начальнику-самодуру или поругаться напоследок с бухгалтером, всегда задерживающим зарплату. Желания понятные, но лучше все-таки не доводить дело до воплощения в жизнь. Никто не знает, как повернется ситуация в следующий раз. Возможно, когда-нибудь вам снова придется столкнуться с теми, с кем сейчас прощаетесь «на всегда». Так лучше оставить о себе лишь приятные воспоминания.
Конечно, список подходящих и неподходящих правил может вам не подойти. Это всего лишь субъективные заметки на основе личного опыта. Можете составить свой личный свод правил. Главное — не забывайте: правила нужны, чтобы облегчать нам жизнь, а не усложнять ее.
Комментарий психолога
Елена Шпундра
Правила, шаблоны, принципы, стереотипы, установки — неотъемлемые составляющие организации пространства. Это некие регуляторы, созданные с целью упорядочить и облегчить нам жизнь. Однако, все полезно в разумных пределах. Поэтому правило, хоть в чем-то ограничивающее нас, препятствует личному и профессиональному развитию. Кто-то пересматривает принципы и раздвигает границы возможного, кто-то остается в рамках единожды усвоенных стереотипов и страдает от их тесноты. Вместо хозяина правила, становится его рабом. Как совершенно справедливо заметила автор, правила нужны, чтобы сделать жизнь комфортнее. Так что, каким бы ни был ваш личный кодекс, если следование ему (в работе или в жизни) причиняет дискомфорт лично вам — приступайте к принятию нового. Опирайтесь при этом не на внешние факторы, такие как оценка окружающих, общественные стереотипы, модель большинства, а на свое внутреннее представление о «хорошо» и «плохо» лично для вас. Не бойтесь показаться беспринципными или изменчивыми (кстати, еще один вредный стереотип о том, что правила не нарушаются и не изменяются), подумайте, что даже в самые незыблемые законы в государстве вносятся изменения.
Автор: Анастасия АЛЕКССЕНКО