Не подлежит сомнению истина: с момента, когда древнему человеку впервые удалось выменять собственноручно найденный корешок, продажа результатов труда легла в основу экономических отношений. С тех пор всякий соискатель стремится продать свой труд дороже, а работодатель старается его купить, и желательно дешевле. От умения кандидата презентовать свои знания, опыт и предполагаемую полезность для компании зависит исход собеседования. И законы рыночной экономики здесь отнюдь не бесполезны. С нашей помощью вы можете легко убедиться в этом.
Рынок труда, как и любой другой рынок, подчиняется общим законам экономики. Мы попробуем переложить основы экономической грамоты, изложенные в «Экономиксе» — учебнике всех времен и народов, на законы рынка труда.
Закон первый: Спрос рождает предложение Для начала предстоит определить, котируется ли ваша профессия. Пролистайте еженедельники с объявлениями о вакансиях, побродите по работным сайтам, и вы быстро увидит, какие профессии пользуются спросом. Если даже вы специалист высокого класса, но профессия относится к разряду «вымирающих», лучше задуматься о переквалификации. Не стоит страшиться смены деятельности. Дело в том, что пришедшие с Запада новые профессии в большинстве своем имеют много общего с уже давно знакомыми. Помимо родственных специальностей, есть масса востребованных процессий, где ценится настойчивость, крепкие нервы, лидерские качества. А всему остальному берутся обучить. К примеру, менеджеры по продаже (рекламе), страховые агенты, риелторы…
Закон второй: Реклама — двигатель торговли Вне сомнений, когда речь заходит о телевизионной рекламе, мешающей наслаждаться просмотром программ и кинофильмов, вряд ли кто-то в состоянии оценить ее полезность, кроме самих рекламодателей. Однако эффект безусловно, есть. Поэтому, уловив тонкости рекламных трюков, завышающих реальную стоимость товара, хвалите себя, отбросив всяческую скромность. В принципе, на собеседовании вам дают возможность рассказать о своих достоинствах. Это и понятно, ведь работодатель тоже хочет убедиться, что в его «потребительской корзинке» находятся только конкурентоспособные сотрудники. Однако хвалить себя тоже нужно умеючи. Сравните: «В результате внедренных мной инноваций, годовой оборот фирмы увеличился на 12%» или «В прошлом году мой финансовый отчет признали самым лучшим». В первом случае налицо констатация конкретного результата, принесшего пользу компании, а во втором — обычное хвастовство. В качестве рекламных мероприятий эффективны рекомендательные письма от влиятельных лиц как отзыв третьего лица, знающего вашу стоимость. Поднять себе цену помогает и упоминание о посещении престижных мероприятий или знакомстве с известными людьми. Но, опять-таки, чтобы это не носило характер откровенного позерства, например: «В прошлом месяце на автовыставке в Мюнхене почерпнула для себя много нового и интересного».
Закон третий: Хорошее качество упаковки увеличивает стоимость товара Набившая оскомину истина, что встречают по одежке, благодаря наблюдательным острословам получила дополнение: «а при отсутствии интеллекта, провожают по ней же». Поэтому не придавать значения внешности — просто геноцид против себя, любимого. Ведь многие работодатели среди причин отказа соискателям называют «неподобающий внешний вид».
Демонстрируя элегантный деловой наряд, хорошо бы предъявить и результаты своего труда: образцы, макеты, портфолио, а также сертификаты, дипломы, свидетельства.
Закон четвертый: Не продешеви Уж кто знает толк в торговле, так это «лица турецко-арабских национальностей», которые на ценниках завышают себестоимость товара минимум в 5 раз. И неопытные туристы часто клюют на этот крючок. Для определения уровня желаемой вами зарплаты, ее тоже полезно завысить, потому что называемая работодателем сумма все равно будет ниже максимально возможной. Но завышение не должно быть более 10% от среднеарифметической зарплаты для этой профессии и вашего уровня квалификации.
Закон пятый: Показать товар лицом На рынке любой продавец не отказывается показать товар лицом. Однако, где у товара лицо, а где, простите, противоположная сторона, которую не стоит демонстрировать покупателю, решает сам продавец. Возьмите лист бумаги и выпишите в столбик все свои недостатки, ибо на собеседовании вас наверняка спросят о ваших отрицательных качествах. А напротив подберите слова-синонимы, смягчающие краски. Например: если вы никогда не задерживаетесь на работе, смело пишите: «Всегда иду в ногу со временем». Вас никогда не застать на рабочем месте? Вы просто мобильны. Умеете переложить свою работу на коллег? Можно утверждать, что вы креативны. Постоянно крутитесь у зеркала? Пишите — «обладаю эстетическим вкусом». И тогда у вас в руках окажется чудесная характеристика, состоящая из одних достоинств, очень похожая на ежедневно наводняющую наши почтовые ящики рекламу самых товаристых товаров в мире. А за хорошее приобретение и переплатить не жалко. Ведь так?