Не зависимо от используемых способов поиска работы, рано или поздно вы столкнетесь с требованием прислать или показать начертанное на формате А4 краткое описание своих трудовых подвигов. При этом вы услышите нечто вроде: «Направляйте свое резюме на наш электронный адрес» или «Просим предоставить CV». Существует ли разница между более привычным резюме и менее популярным CV? И каковы правила их написания?
Как говорилось в одной старой песне, обычно приглашение на собеседование поступает, «когда его совсем не ждешь». И, что особенно обидно, когда уже начинаешь подзабывать, куда именно отправляли свои отклики, поскольку обычно они рассылаются на все более-менее подходящие вакансии. А тут вдобавок еще и просят предоставить загадочное CV. Разве недостаточно было уже отправленного резюме, и вообще, что это за странный зверь, называемый так витиевато — Curriculum Vitae?
Есть ли разница? Эти два слова — «CV» и «резюме» часто употребляются в качестве синонимов. Отсюда и путаница, благодаря которой многие соискатели не имеют понятия, что хочет увидеть менеджер по персоналу. В принципе, как резюме, так и Curriculum Vitae (в переводе с латыни — «жизненный путь» или краткая биография) относятся к одному типу документов, содержащих информацию соискателя о своей трудовой деятельности. Однако в международной практике (и соответственно во многих компаниях, придерживающихся европейских стандартов) резюме и CV — все же разные формы предоставления сведений. Резюме — краткий вывод из сказанного, написанного. Здесь надо лаконично изложить самые важные данные об образовании, опыте работы и приобретенных навыках, имеющихся способностях. В документе не указывають все места работы, где приходилось трудиться после окончания института, достаточно обозначить только те, которые представляют интерес для получения этой вакансии. «CV» — это развернутое описание биографических и трудовых данных и напоминает автобиографию (для сравнения: объем «жизненного пути» примерно 3-10 стр., тогда как стандарт резюме — не более 2-х страниц). Здесь вы перечисляете все специальности, которыми овладели (с полным названием учебных заведений, городов и дат получения дипломов), каждый вид профессиональной деятельности, в том числе и работа на общественных началах, занимаемые должности и обязанности, а также наличие лицензий и сертификатов, ученых степеней, публикаций, пройденных курсов, тренингов, участие в конференциях, семинарах, выставках, презентациях, членство в профсоюзах, ассоциациях и другая информация, которая может оказаться полезной для получения вакансии. Причем, излагать сведения необходимо в последовательности от «образование» до «опыт работы», распределив все данные в хронологическом порядке. Резюме рекомендуют начинать с краткого описания самых ценных профессиональных качеств — эта информация дает представление о вашей стоимости как специалиста, и поэтому многими кадровиками считается ключевой. И затем перейти к описанию опыта. Хронологического порядка можно не придерживаться. Начинать лучше с описания нынешней работы или той, которая имеет хоть какое-то отношение к искомой вакансии. В CV приемлемо повествование с использованием личных местоимений первого лица, при составлении не принято пользоваться маркировкой, курсивом, подчеркиванием и др. средствами выделения основных слов или фраз. Но в каких случаях стоит отдавать предпочтение краткому резюме, а в каких объемному описанию жизненного пути?
Когда использовать Что до секрета популярности резюме по сравнению с Curriculum Vitae, то он кроется опять-таки в краткости, которую не зря называют сестрой таланта: хорошее резюме за пару минут позволяет оценить, отвечает ли соискатель нужным требованиям. CV такой возможности не дает. Обычно его предоставляют претенденты на исследовательские и научные вакансии, программы подготовки специалистов, различные гранты или требуют компании, желающие иметь исчерпывающее представление о соискателе (как правило, на топ-позицию). Иногда CV требуют менеджеры по персоналу, неподозревающие об отличиях документов. Поэтому «на всякий пожарный случай» уточняйте, что в действительности хочет видеть рекрутер. Однако, не зависимо от избранной формы, получить приглашение на собеседование вам позволит ХОРОШЕЕ резюме. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос: как его создать?
Начало начал Именно первые строки резюме могут привести к тому, что резюме тут же осядет в корзине менеджера по персоналу. Как не допустить ошибок? Рекрутеры не любят выискивать имя, фамилию, отчество соискателя и его контакты в тексте, поэтому стандартно эти сведения выносятся в заглавие. С этим пунктом вполне успешно справляются практически все, кроме тех, кто полагает, что украшать документ должно слово «Резюме», а иногда — «резюмэ», «ризуме», «разюме» или «резуме». Но даже правильно написанное название излишне, поскольку вряд ли на просьбу представить трудовую биографию вы пришлете работодателю рецепт маринованных огурчиков. Вторым пунктом обычно следует цель поиска работы, то есть наименование должности, которую хотите занять. Это первый камень преткновения, после которого многие резюме легким движением рекрутерской руки исчезают в пластмассовом чреве уже упомянутой плетенки для мусора. Что же так не нравится переборчивым кадровикам? Всего-то три основных пункта:
· Когда в качестве вакансии, на которую претендует соискатель, указано несколько желаемых позиций, в особенности не схожих по обязанностям. К примеру: «рассмотрю предложения, связанные с реализацией или производством мебели или по моей второй специальности — зубной техник».
· Используются слишком общие (туманные) понятия. Например: «рассмотрю все предложения», «любая работа в сфере маркетинга», «ищу работу сотрудника развивающейся компании», «работу в офисе» и др.
· В пункте «цель поиска работы» (она же «желаемая позиция») значится совсем далекая, а иногда и вовсе неуместная информация. К примеру: «готова самосовершенствоваться во всех направлениях повышения профессионализма», «интим не предлагать», «опыт работы 5 лет», «согласна работать за 1800 у.е.» или «помогите найти работу!».
Цель должна быть сформулирована четко и ясно. Это и понятно: если вы сами не знаете, чего вы хотите, то вряд ли сможете заинтересовать работодателя. Причем, желательно, чтоб формулировка вакансии максимально точно совпадала с заявленной в объявлении. Например, если работодатель ищет менеджера по продаже продуктов питания, вряд ли его заинтересует менеджер по закупке стройматериалов. Далее следуют стандартные составляющие резюме: образование (включая курсы и тренинги), профессиональный опыт — излагают факты в этих полях в последнее время все чаще в обратном хронологическом порядке, а если ваш стаж очень большой, то достаточно осветить временной промежуток из последних 5 лет. Затем —
обретенные навыки и умения, по вашему желанию — так называемая «личная информация»: хобби, членство в организациях, клубах, ассоциациях. Заполняя эти пункты необходимо указывать названия учреждений, даты, наименования должностей (это придает достоверности сведениям) и успехи на этих позициях (повышает вашу себестоимость). В целом строгих правил изложения «серединки» не существует, и поэтому вы можете варьировать подачу информации, выдвигая на первый план «изюминки» — самые главные и удачные аспекты своей квалификации. Для иллюстрации маленький пример. У Д. Карнеги, знавшего толк в завоевании друзей и оказании влияния на людей, приводится такой пример: как-то в его дом постучал мальчик и протянул записку приблизительно такого содержания: «Меня зовут Джим. Я подстригу траву на лужайке возле вашего дома за 5 долларов. Я глухой, поэтому напишите мне ответ. Я отлично умею стричь лужайки». Поэтому независимо от красоты оформления, количества высокопарных фраз или описания многочисленных достоинств вы должны доказать только одно: вы способны принести пользу (прибыль) работодателю, то есть вы хорошо будете стричь его лужайку. Это своего рода крючок или приманка, на которую клюнет HR-менеджер.
Что однозначно не стоит освещать в резюме? — Раскрывать причины ухода с предыдущего места работы; — Описывать ваши физические данные и состояние здоровья; — Прилагать фото (особенно в купальнике), если это не является требованием работодателя и никак не связано со спецификой будущей работы; — Излагать информацию, которая абсолютно не относится ни к открытой вакансии, ни к профессиональному опыту. К примеру, что в 1994 году вы победили на конкурсе «Мисс Крыжополь» или что ваш муж — замдиректора одной известной компании.
«Я к вам пишу. Чего же боле…» Испортить впечатление может и отсутствие сопроводительного письма, если вы отправляете резюме по электронной почте. Не сочтите за труд в поле «Тема» указать, на какую вакансию прислано это резюме, потому что в некоторые компании приходит несколько десятков, а то и сотен резюме на разные позиции. В противном случае, ваше послание очутится совсем не там, где его ждали. Потрудитесь написать и еще несколько строк в теле письма по образцу: «Добрый день Татьяна Сергеевна! Направляю Вам резюме на вакансию (точное наименование позиции). Если Вас заинтересовала моя кандидатура, сообщите, пожалуйста, условия трудоустройства: время проведения собеседования, количество отборочных туров (собеседований)». Но не стоит в электронном письме интересоваться условиями самой работы: подобные моменты оговаривают при встрече. Не забудьте подписаться. Здесь уместно добавить свои ф.и.о., контактные данные и краткое описание квалификации, например: «Ассистент руководителя высшего звена. Обеспечение работы офиса. Знание современных процессов организации работы офиса, делопроизводство». Текст самого резюме обычно высылается прикрепленным файлом. Но, прежде чем кликнуть отправку сообщения, убедитесь, что в окошке «кому» значился только один адресат, чтобы работодатель увидел, что вы хотите работать именно в его компании, выделив ее из сотни подобных. И тогда, наверняка, вам ответят взаимностью.