Статті / Как мы работаем

Как мы работаем

6 сентября 2007 р.

Давным-давно люди собрались построить в Вавилоне огромную башню, чтобы добраться до самого неба и увидеть Бога. Но у них ничего не получилось. Бог заставил строителей разговаривать на разных наречиях. Люди перестали понимать друг друга, а работа застопорилась. Но мне кажется, причина намного проще: строители работали по-разному и не смогли подстроиться друг под друга.

    Если бы я с приятельницами задумала сделать какое-то общее дело — скорее всего у нас или ничего не получилось бы вообще, или задачу мы выполнили бы, но возненавидели друг друга до конца жизни. Наш подход к выполнению задач очень разный. Каждая старалась бы работать лишь в удобном для себя режиме, а стиль работы другой участницы проекта вызывал бы лишь раздражение. Но ведь в коллективе часто никто не спрашивает, хочется ли нам работать с тем или иным сотрудником. Приходится «выстраивать» отношения на ходу.

    Учет и контроль
    Как-то мне пришлось забежать по делу на работу к приятельнице. Елена как раз пришла с важного совещания и попросила меня немного подождать, пока она «по свежим следам» оценит полученное задание и определится со сроками выполнения. Приятельница заварила мне чай, дала в руки свежий журнал и погрузилась в работу.
    Делая вид, что увлечена журнальной историей про Дженифер Анистон, на самом деле я больше всего интересовалась происходящим на рабочем столе. На большом листе бумаги подруга расчертила таблицу. В первой колонке были промежуточные этапы работы, во второй — задачи для каждого этапа, в третьей — дата выполнения.
    — Послушай, — не вытерпела я, — ты что, на самом деле собираешься работать по такому графику? Это же просто не реально!
    — Ну что ты, очень даже реально. Я разбила работу на удобные лично мне отрезки, учла и выходные, и предстоящий отпуск, и даже небольшой «запас» во времени для каждого этапа. В итоге мой проект будет готов немного раньше даты, которую назначил начальник. А это значит, что я еще успею найти возможные ошибки и исправить недочеты, если вдруг такие окажутся. К тому же такое планирование позволяет не бояться внезапной болезни или внеплановой командировки.

    За пять минут до отхода поезда
    Для меня подобное планирование казалось чем-то из области фантастики. К своим рабочим задачам подход у меня был совершенно иной.
Собственный стиль у меня выработался еще во время учебы в университете, когда приходилось писать курсовые работы, доклады и рефераты. Сначала я много читала, «поглощала» информацию большими порциями. Затем наступал период обдумывания. Я могла делать все, что угодно: раскладывать пасьянсы, читать глянцевые журналы, но на самом деле все мои мысли были направлены на решение предстоящей задачи. И, наконец, когда мысли были четко разложены по полочкам, я начинала воплощать задуманное. Приступать к задаче, не «обмозговав» со всех сторон, казалось просто неправильным и глупым. В то же время у моего подхода был один существенный недостаток: время играло против меня. Очень часто приходилось сидеть и доделывать все в последнюю ночь перед днем «Х». Хотя с годами и к такому раскладу я привыкла. Зато, прежде чем тратить усилия на какие-либо действия, я четко знала, что буду делать и какой ожидается результат.

    Энергичный ураган
    Есть в нашей компании еще одна приятельница. Ольга начинала писать курсовую работу в начале сентября и к маю обычно успевала пару раз изменить тему, а порой и научного руководителя. Когда пришла пора искать работу, она, ничуть не колеблясь, отправляла резюме по всем понравившимся объявлениям, даже если не подходила под указанный список требований к соискателю. Оля часто любила повторять, что руководствуется в жизни принципом Наполеона: сначала нужно ввязаться в войну — а там посмотрим. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Самый большой плюс в том, что человек, дальше замахивающийся — дальше и кинет. Ольга не боялась устроиться на должность, где требовался навык, получать который приходилось уже в процессе работы. Минус — иногда расчет может не оправдаться и задача при ближайшем выполнении окажется непосильной. К тому же преподаватели и работодатели привыкли видеть результат к оговоренному сроку, а с этим у Ольги порой бывали проблемы.

    Тихий омут
    Есть у нас и четвертая подружка. Алена любит рутину и четко очерченный круг обязанностей. Ровно в девять она приходит на работу, включает компьютер и выполняет заранее обдуманную задачу. Алена заканчивает работу и покидает офис ровно в шесть ноль-ноль. И никакая сила не способна задержать ее на рабочем месте хоть на минуту. Со стороны кажется, что она просто не любит профессию. На самом деле Аленка получает удовольствие от рабочего процесса, но любые неожиданности (внеплановое совещание, сверхурочная работа) надолго выбивают ее из привычного ритма. Так, Алене было проще всех нас ходить на лекции и готовиться к каждому семинару. Но вот экзамены и подготовка к ним были для нее сущей пыткой. Правда, с таким планомерным подходом и постоянным посещением многие преподаватели ставили усердной девушки оценки «автоматом». Вот с дипломом оказалось сложнее, тут за посещение и усердие оценки не получишь. Надо показать осязаемый результат многолетней работы, которая существенно отличается от привычных заданий. Алена долго пыталась заставить себя приступить к такому ответственному делу. В итоге она написала диплом кое-как, за последнюю неделю. И то только потому, что деваться было некуда.

    Как взаимодействовать
    Психологи выделяют два подхода к организации рабочего процесса: планомерный  и ситуативный. Первый подход — это тщательная подготовка, разбивка задания на этапы, промежуточные сроки. Со стороны это кажется невыносимым занудством, но иначе работник просто не может. Если дать задание, которое нужно выполнить сразу и без подготовки, он просто растеряется, поскольку не будет знать, за что хвататься в первую очередь. Ситуативный же работник будет действовать без подготовки, ориентируясь на обстоятельства. Да и саму подготовку такие люди считают бесполезной тратой времени и сил.
    На самом деле, в чистом виде планомерный или ситуативный тип встречаются нечасто. В нашей компании ярким примером планомерного подхода оказалась Елена, а явной «ситуативщицей» — Ольга. А как же тогда охарактеризовать стиль работы Алены и автора этих строк? Подумав немного над этим вопросом, я смогла выделить четыре основных подхода к рабочей деятельности:
    А: планировать -> делать /Елена/
    Б: обдумывать - > делать /автор статьи/
    В: делать-делать-делать (активно) /Ольга/
    Г: делать-делать-делать (пасивно). /Алена/

    Попробуем помочь вам разобраться, что следует ожидать от приверженца того или иного стиля работы. Ведь предупрежден — почти что вооружен. По крайней мере, знаниями — наверняка. И в дальнейшем вам станет легче справиться с проблемой: кому что поручать и какого результата ожидать на выходе.

    Если ваш подчиненный:
    Тип А
    Это идеальный подчиненный для выполнения крупных, длительных проектов. Вы можете быть абсолютно уверены, что работа будет выполнена точно в срок и этому не помешают никакие форс-мажоры. Правда, не следует ожидать от такого сотрудника результата там, где требуется принимать быстрые решения.
   
    Дали трем студентам задание и срок выполнения — три года. Через три года приходит первый, приносит две тетрадки: в одной теоретические выкладки, во второй практические наблюдения. Приходит второй, приносит три тетрадки: в каждой результат работы за год. Приходит третий студент с пустыми руками. Его спрашивают: а где же ваша работа, молодой человек.
— Ой, профессор, вы знаете, у меня вчера так болела голова, так болела.

    Тип Б

    С таким подчиненным вы тоже можете рассчитывать на выполнение работы в срок. Причем, возможно, весь объем работ, рассчитанный на пару месяцев, будет сделан за полчаса до сдачи. Но ведь это уже не ваши проблемы, не так ли? Плюс сотрудника с подобным стилем работы — во время обдумывания какой-либо глобальной задачи он легко может отвлекаться на решение более мелких проблем.
    Тип В
    Такой подчиненный будет проявлять инициативу там,  где надо и не надо. Легко берется за любые новые проекты, если они интересны ему лично. Неинтересные задания выполнять, скорее всего, откажется или, если увильнуть нет никакой возможности, выполнит кое-как, лишь бы отчитаться. Длительная рутинная работа — не для таких людей.
    Тип Г
    Если имеется четко очерченный круг обязанностей, постоянные и повторяющиеся задачи, требующие учета, — это наиболее подходящий для вас тип сотрудника. Вот только не стоит ему поручать что-либо, выбивающееся из привычного рабочего графика. Да и инициативы особой ожидать не приходится. Подобный подчиненный — идеальный исполнитель. Да, пускай он выполняет работу «от сих до сих» и ни страницей больше, зато свой участок работы, уж будьте уверены, выполнит на высшем уровне.

    Если ваш начальник:
    Тип А
    Скрупулезный, дающий подробные инструкции и указания руководитель. Скорее всего, он будет требовать такого же подробного и точного выполнения поставленных задач. К тому же его всегда будут интересовать, как продвигается выполнение работы на промежуточных этапах.
    Тип Б
    Подобного начальника не интересует, как именно вы выполните поручение. Он знает, что в работе главное не процесс, а результат. Поэтому может сквозь пальцы смотреть на ваши опоздания, если его будет устраивать качество работы. Если подчиненные выполняют задания хорошо и в четко заданные сроки — дает им почти полную свободу действий.
    Тип В
    Импульсивный начальник, требования которого могут менять сто раз на дню. В работе с ним очень хорошо использовать армейской правило: «не спешите выполнять приказание, его могут успеть отменить». Но если требование руководитель повторил несколько раз — постарайтесь выполнить его в максимально краткие сроки, ведь результат у вас могут потребовать тоже внезапно. Работать с таким начальником интересно, но неспокойно.
    Тип Г
    Руководитель с таким подходом к работе будет четко следовать должностной инструкции, даже если она составлена двадцать лет назад. Все бы ничего, но и от вас он будет требовать того же. Его не порадуют ваши инициативы, нарушающие привычный ход вещей, будь то предложение о сотрудничестве с новыми поставщиками или просьба о повышении заработной платы.

    Делай хоть что-нибудь…
    Однажды наша дружная четверка собралась в летнем кафе за чашечкой чая, и я поделилась с приятельницами своими наблюдениями. Каждая узнала себя, что было мне , как автору, весьма лестно. А еще почти одновременно мы вспомнили еще одну из наших однокурсниц, Надю. Весь учебный год она создавала активную видимость работы над материалом: регулярно ходила в библиотеку, собирала информацию для написания курсовой работы и посещала лекции. Вот только на лекциях она читала развлекательные журналы, в библиотеке дальше ксерокопирования нужных статей дело не продвигалось, а курсовая работа на поверку оказалась от и до списанной из учебников. Зато до первой сессии девушка производила впечатление одной из самых усердных студенток. Как сложилась дальнейшая судьба Нади, никто из нашей компании не знал, потому что студентка была отчислена с первого же курса за академическую задолженность.
Может, именно этот пример позволил нам сделать обобщающий вывод: не так уж важно, как именно ты работаешь. Главное — результат.

    Светлана (финансист)
    Я всегда «перезакладываюсь». То есть мне всегда кажется, что поставленная задача сложнее и потребует больше времени, чем реально я на нее трачу.
    А иногда бывает застой в мозгах, нужно что-то придумать, а в голове ни одной светлой мысли, хотя где-то на подкорке работа ведется. А потом хлоп — выходит на поверхность, остается только сделать.
    Ирина (инженер-системотехник)
    Я обычно любую задачу разбиваю по этапам и выполняю по пунктам. Если так не делать — работа вообще остановится. Еще помогает планирование задач на день. Потом кружочком обвожу пункты, которые выпалила. Самодисциплина.
    Илона (журналист)
    Я работаю намного лучше под сильным давлением. Нет, я себя, конечно, могу заставить начать работать за месяц до... Но ночью, перед сроком сдачи, все равно кучу всего изменю и переделаю.
    Карина (дизайнер-оформитель)
    Терпеть не могу оставлять работу на последнюю минуту. Даже если не понятно, с чего начинать и как вообще за это хвататься, стараюсь хоть чуть-чуть делать, но каждый день. И постоянно кручу в голове задание, думаю, как его лучше сделать. Давно заметила — лучшее решение приходит либо поздней ночью, перед сном (и тогда его надо срочно записать, а то забудется), либо рано утром.



Джерело: Анастасия АЛЕКСЕЕНКО


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві