Статті / Временное явление

Временное явление

30 августа 2007 р.

«Нет ничего более постоянного, чем временное», — так утверждал герой одного фильма. Не все с этим соглашаются. Но бывает, поинтересуешься «послужным списком» некоего господина N и диву даешься: везде-то он успевал, где и кем только не работал! Причем, понятие «не работал» в этой фразе есть ключевым. И начинаешь понимать: все-таки есть оно, это временное постоянство. Или постоянная временность?

    Кто-то работает на одном и том же месте десятилетиями, кто-то меняет работу раз в два-три года — нормальное течение жизни. Более того, в последнее время наблюдается очень интересная тенденция: работодатели отдают предпочтение тем соискателям, кто все-таки осмеливался работу несколько раз сменить. Или же трудился в одной компании, но на разных позициях. Возможно, кто-то возмутится: что же это получается, отдал любимой фирме (профессии) чуть ли не полжизни, приобрел огромнейший опыт, знаешь свою работу от «а» до «я», а в случае чего, никому не будешь нужен? Несправедливо! Быть может, в некоторых случаях это действительно так. Но нынешние работодатели предпочитают набирать сотрудников, умеющих развиваться в разных направлениях, креативно мыслить и принимать решения. Зачастую, проработав на одном месте энное количество лет, этому не научишься. Есть люди, для которых смена работы — стресс. Знакомая моей знакомой, проработавшая 20 лет на одном месте, вторично вышла замуж и переехала к мужу на другой конец города. Место работы, но не профессию, пришлось поменять — неудобно стало добираться. За месяц она похудела на 20 килограмм: по килограмму за каждый год. Ее не радовали ни кабинет с кондиционером, ни высокая зарплата. Она просто (несмотря на огромнейший опыт) растерялась на новом месте. Вскоре ее «ушли». Вывод: сейчас недостаточно иметь большой профессиональный опыт, чтобы быть востребованным, нужно еще обладать определенными качествами характера: коммуникабельностью, решительностью, гибкостью. Считается, что, долго работая на одном месте, человек как бы «застаивается», то есть развивается недостаточно быстро и не успевает за потребностями рынка. Это не касается тех, кто сумел, работая в одной и той же компании, вырасти от рядового сотрудника до начальника отдела, например, или заместителя директора.
    Однако, несмотря на существующие ныне вышеизложенные тенденции, это не означает, что «летуны» (меняющие работу чуть ли не каждые полгода) сейчас в почете. Хотя наша экономика и рынок нестабильны (фирмы возникают на глазах и так же стремительно исчезают), все-таки нормой считается смена работы раз в два-три года.
    И, тем не менее, «летучесть» реально существует. Есть категории людей просто не способных более полугода продержаться на одном месте. Это проблема как для работодателей, вкладывающих в обучение нового сотрудника время и деньги, так и для самого «летуна». Большинство и радо бы перестать «порхать» с работы на работу, словно бабочки с цветка на цветок, но не у всех получается. Этому есть свои причины.

    «Лети-лети, лепесток», или Причины «летучести»
    Для начала сразу определимся с понятиями «временный сотрудник» и «летун».
    Временный сотрудник, как правило, человек весьма ответственный и специалист квалифицированный. Просто его на время чьего-то отсутствия (отпуск, болезнь) попросили заменить сотрудника постоянного. Некоторые компании, например, вообще предпочитают комплектовать штат минимальным количеством постоянных сотрудников. Когда же требуется дополнительная «рабочая сила», например, запуск нового проекта, выполнение крупного заказа, временно приглашаются другие специалисты. Оказывается, экономически это более выгодно, даже в случае, если таким сотрудникам приходится много платить.
    Если у кого-либо возникают «смутные сомненья» по поводу профессиональных качеств «временных», спешим успокоить: большинство — действительно классные специалисты. Они предпочитают не связывать себя с постоянным местом работы зная, что с выгодой могут работать в разных проектах. Еще и свободное время остается.
    Чем же примечательны «летуны»? Прежде всего, они не имеют постоянного места работы или часто меняют его не потому, что предпочитают жить «на вольных хлебах», а потому что:
    Боятся ответственности
    Как правило, к новичкам на работе практически всегда относятся с поблажкой. Ведь они еще не успели войти в курс дела, и многие «ляпы» им прощаются. Да и сам «новобранец» в этом случае всегда может сказать: извините, я только вчера (месяц назад) пришел, с меня и взятки гладки. Можно так же свалить все неурядицы на предшественника. Но период «рабочего младенчества» когда-нибудь заканчивается, приходится исполнять обязанности в полном объеме и брать на себя ответственность за «содеянное». Именно тогда и оказывается, что «летун» абсолютно не готов этого делать. Лучший способ избежать ответственности на работе — уволиться.
    Инфантильны
    То есть не вышедшие из детского возраста. Если еще точнее — не избавившиеся от детских представлений о жизни. На работе нужно не только исполнять свои обязанности, но и общаться с коллегами, уметь достойно выходить их конфликтных ситуаций, которые непременно случатся, и т. д. «Большой ребенок» реагирует на критические ситуации по-детски. Что-то не получается — нужно увольняться, кто-то обидел (или показалось), не признал его идею гениальной — пишу заявление об уходе.
    Элементарно ленивы
    Справедливости ради нужно сказать, что практически все люди обладают этой чертой. Но кто-то умеет с ней бороться, а кто-то делает ее доминантной. Последние — прямые кандидаты в «летуны». Их основной девиз: «Где бы ни работать, только б не работать». «В природе» патологический лентяй — явление довольно редкое, но иногда встречается.
    Возможно, не определился, чем хотел бы заниматься в жизни
    Причина, кстати, довольно уважительная. Нелюбимая работа плохо влияет на здоровье — этот всем известно. Однако под подобную причину легко могут маскироваться три вышеперечисленные категории. Человека, оправдывающегося столь благородной формулировкой, надо хорошенько «проверить», прежде чем брать на работу. Опять-таки, чтобы быть справедливой, приведу пример из жизни. Моя подруга, имея семь лет трудового стажа, умудрилась поменять работу пять раз. Получив медицинское образование (фармацевтическое) и в «нагрузку» массу разнообразных талантов, она работала и провизором, и продавцом, и няней, и репетитором (химия), и секретарем, даже библиотекарем и официанткой. Потом окончила заочно факультет экономически и все жаловалась, что никак не может «найти себя». Потом оказалось, что она классный организатор и «массовик-затейник». Никто лучше не может спланировать вечеринку, концерт (в честь открытия кого-либо ресторана, магазина), торжество. Сейчас она имеет свою фирму по предоставлению подобных услуг.

    Идентификация объекта
    Как распознать потенциального «летуна», ведь первоначально он может производить неплохое впечатление? Проще всего, конечно, заглянуть в его трудовую книжку и при малейших подозрениях спросить, чем он может объяснить столь богатую трудовую биографию. Но иногда этого бывает недостаточно, и столь важный документ не дает полного представления о своем обладателе. В таком случае попробуйте проверить «подозреваемого» на «летучесть»:
    — Дайте ему ответственное задание. В меру ответственное, конечно. От заранее провального дела (в виду еще не приобретенного опыта работы именно на этом месте) имеет полное моральное право отказаться даже вполне ответственный человек.
    «Летуны», обычно, столкнувшись с первыми трудностями, опускают руки, а то и вовсе пишут заявление об уходе.
    — Понаблюдайте за его поведением. Как он общается с коллегами, как реагирует на конфликты. Будет ли это реакция зрелого человека или же инфантильного ребенка, привыкшего к потаканию всем своим капризам.
    — Проследите за качеством и количеством выполненной работы. Как правило, ленивые «летуны» не утруждают себя ни тем, ни другим.
    И напоследок хочется попросить: не спешите делать скоропалительных выводов. Вызвавший ваши подозрения человек может оказаться ищущим свое место в жизни, а ваша фирма, как раз тем, о чем он давно мечтал. У кого-то может быть тысяча и одна уважительная причина, заставившая сменить столько мест работы. От вашего решения, уважаемые работодатели, зависит судьба человека! Наблюдайте, анализируйте, думайте. Вряд ли опытному руководителю понадобится много времени, чтобы понять, подходит ему этот человек или нет. Так что риск минимальный. И все-таки за один день в этой ситуации верное решение принять сложно.



Джерело: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві