Сетевой маркетинг — бизнес своеобразный и сложный. Он имеет свои тонкости и законы, которыми в полной мере смогла овладеть героиня интервью — Ирина Владимировна… За очень короткий срок она смогла создать собственную структуру практически по всей Украине, стать топ-менеджером, обучить многих людей. Компания по достоинству оценила заслуги успешной женщины, наградив ее автомобилем «Мерседес». Нынешний доход Ирины Владимировны исчисляется, скажем так, суммой достаточно круглой. А ведь совсем недавно ситуация в ее жизни была абсолютно противоположной.
— Ирина Владимировна, как все начиналось, помните ли вы свои первые шаги в бизнесе? — Половину жизни я провела в России. Папа у меня был военный, служил на Севере. Высшее образование и специальность я получила, но после развода с мужем, когда переехала к родителям в Украину, мой диплом, как сейчас говорят, уже не котировался. Так же как и кандидатская в сфере научной промышленности, и все записи в трудовой книжке. Достойной работы найти я не могла. Потом в метро, на улице, мне начали попадаться люди, раздающие какие-то листовочки, где предлагалась работа с еженедельным заработком таким-то. Набрав бумажек, я начала ходить на все встречи, звонить по всем телефонам. Побывав на первом собеседовании, поняла, что есть возможность построить бизнес, практически не вкладывая денег и имея в запасе только свое трудолюбие, что абсолютно отвечало моему тогдашнему положению. Поначалу во все это особо не верилось — первая реакция практически всех людей. Первые свои шаги прекрасно помню. Я стояла в метро, в переходе между станциями «Палац «Украина» и «Палац спорта» с плакатом, на котором было написано «Работа». Сетевой маркетинг строится на общении, но у меня не было в Киеве знакомых, мне не к кому было обращаться, поэтому я избрала такой способ. С этого начинался мой бизнес. Надо было зарабатывать деньги, кормить ребенка. Сразу оговорюсь, это не совсем правильный способ. Просто у меня не было другого выхода.
— А какой способ правильный? — Я его называю бизнес-общением. Когда меня спрашивают, чем занимаюсь, я отвечаю: «Пью кофе», — это моя работа. Встречаюсь с людьми в кафе, в другой неформальной обстановке, много рассказываю о компании, о работе, а человек уже сам решает, что подходит ему, что нет. Поскольку я уже имею свою отлаженную структуру, то знаю, что в то время, пока я пью кофе, кто-то продает нашу продукцию, кто-то покупает, кто-то проводит семинар, то есть работа идет. И я зарабатываю деньги.
— Кто-то был для вас примером успешности? — Я сама по жизни лидер, и не могу сказать, что равнялась на кого-то. Предпочитала учиться на своих ошибках и своих достижениях. Немного перефразировав поговорку, скажу, что умный учится на чужих ошибках, а мудрый на своих. Опыт — вещь незаменимая, свой собственный — тем более.
— Сетевой маркетинг часто воспринимают как своеобразную палочку-выручалочку: например, потеряв работу, кто-то приходить к выводу: пока не подыщу другую, можно «перебиться» СМ. А как его сделать бизнесом? — Для этого с самого начала нужно относиться к СМ как к традиционному бизнесу. Единственное различие состоит в том, что в традиционный нужно вкладывать деньги, и немалые. СМ не требует вложений, или же нужна чисто символическая сумма. Я, например, начиная, вложила всего 40 евро. То есть это бизнес для тех, кто денег «стартовых» не имеет, или боится брать кредиты. Главное здесь понимать, что все начинается с тебя: назначаешь самого себя директором своего предприятия и подбираешь партнеров. И еще нужно помнить, что в сетевой бизнес держится на добрых взаимоотношениях. Я не могу «надавить» на партнеров, на людей, с которыми работаю.
— Почему так? Ведь в бизнесе это вполне обычные вещи? — В традиционном да. Но специфика СМ такова, что чем больше мои партнеры будут зарабатывать «внизу», тем больше компания будет делиться прибылью со мной. Я заинтересована, чтобы взаимоотношения с людьми у меня были не только деловые, но и доверительные. Ведь тогда человек сможет нормально работать и хорошо зарабатывать. Поверьте, от этого польза будет всем.
— К каким возможным трудностям нужно быть готовым человеку, который захочет заниматься сетевым бизнесом? — Нужно научиться правильно воспринимать слово «нет». Далеко не каждый говорит нам: «Да, я это куплю», «Да, это мне нравиться, я буду этим заниматься». Это нормально. Многие воспринимают отказ очень болезненно. Но ведь отказывают не личности, просто в данный момент ваше предложение конкретно этого человека не интересует. Как раз страх получить отказ больше всего тормозит бизнес. И еще нужно научиться увеличивать свои доходы в соответствии с желаниями, а не наоборот: уменьшать свои желания в соответствии с доходами. Такая вот простая философия успешного человека.
— Сетевой бизнес это работа с людьми. Какими принципами вы пользуетесь, общаясь, формируя структуру? — Я это называю «принцип живых глаз». Идет человек по улице, у него глаза горят, видно, что ему интересно жить, он к чему-то стремится. Предпочитаю работать с оптимистами. Но самое главное в работе с людьми — это индивидуальный подход к каждому. Перед подписанием договора о сотрудничестве я обязана выяснить, чем человек интересуется, какие у него способности, где может реализоваться лучше всего, зачем вообще пришел в этот бизнес. Ведь у кого-то цель подработать, кому-то не хватает общения, кто-то хочет просто пользоваться очень качественным эксклюзивным продуктом, кто-то приходит поправить здоровье, у нас есть свои врачи. В соответствии с тем, какую цель поставил перед собой человек, придя в нашу компанию, я и начинаю работать. Ведь просто клиенту вряд ли будет интересно знать все тонкости бизнеса.
— Ирина Владимировна, когда сетевой бизнес начинает приносить большие деньги, то есть становиться не дополнением к семейному бюджету, а именно делом? От чего это зависит? — Если речь идет о стабильном доходе, то все зависит от человека. Если это просто способ подзаработать, соответственно, он и деньги такие же будет иметь, то есть небольшие. Но если к СМ относиться как к серьезному бизнесу: планировать, анализировать, делать бизнес-план — он станет приносить реальные большие деньги. Я своего уровня добилась за четыре года, естественно, собираюсь двигаться дальше. Потому что в СМ возможности, не побоюсь этого слова, безграничны. Все, повторюсь, зависит от человека.
— В чем еще, кроме, как вы сказали, безграничных возможностей, состоят преимущества сетевого бизнеса? — Каждый, кто заинтересуется СМ серьезно, найдет в нем свои положительные стороны, поэтому буду говорить о том, чем он привлек меня. По-моему, СМ создан для людей, которые не любят подчиняться. Я, например, очень свободолюбива и никогда не позволю, чтобы мной командовали. Была нормальным советским человеком, работала на нормальной, в традиционном смысле этого слова, работе, понятно, что таких доходов не имела, зато взбучек получала достаточно. И всегда мечтала о работе, которая дала бы мне возможность все способности, таланты, вкладывать в себя, но вместе с тем, работать с людьми, организовывать их. Я по натуре очень общительный человек.
И потом, должна признаться, что очень люблю поспать с утра. Рабочий день, начинающийся в 8.00, для меня совершенно не приемлем. Я могу совершенно свободно регулировать свой график работы. И, тем не менее, даже отдыхая с друзьями или посещая какие-то мероприятия, продолжаю работать, ведь несу людям свой продукт, информацию о нем.
— Ирина Владимировна, традиционный вопрос: как стать успешной? Несколько советов нашим читательницам. — Во-первых, проявлять творческое мышление, в любом бизнесе это важно, в сетевом — тем более. Во-вторых, быть оптимистом и постараться никогда не унывать. В-третьих, научиться терпению, полюбить слово «нет», вычеркнуть из своего словаря слово «сомнение» и заменить его словом «действие». И, конечно же, любить работу, быть готовым к титаническому труду и не бояться этого.
Говорят, терпение и труд все перетрут. Это поговорка как нельзя лучше характеризирует основные принципы работы в сетевом бизнесе. А если к этому еще добавить желание постоянно чему-то учиться, оптимизм, то успех не заставит себя долго ждать. Ирина Владимировна смогла доказать это собственным примером.