Четыреста лет назад случилась удивительная история. Вильгельм Оранский решил вознаградить жителей голландского города Лейдена за стойкий отпор испанцам. Очень они ему, Вильгельму, помогли в каком-то сражении, каком – уже и неважно. И он предложил городу на выбор два варианта награды. Первый вариант: он освобождает горожан от налогов. Второй: он строит им университет. Что бы выбрали любые здравомыслящие граждане любого современного города? Конечно, освобождение от налогов. Лейденцы выбрали университет.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫЖИВАТЬ Прошло время, и Петр Первый именно в Голландию ездил учиться сам, и молодых дворян своих посылал. Он хотел строить флот, а флот маленькой страны Голландии был равен флотам всей Европы, вместе взятой. Голландская культура, наука, военное искусство той эпохи – одно из чудес истории. Может, это потому, что они выбрали университет?..
Учиться необходимо для выживания. Во-первых, надо получать не только теоретические, но и практические знания: ни одно учебное заведение не готовит выпускников к работе в коммерческих структурах. А если и готовит, то очень часто образование не соответствует требованиям, которые предъявляют к специалистам современные компании. Да и государственные организации – тоже. Вузы выпускают студентов, не имеющих представления о ситуации на кадровом рынке, но претендующих на высокие должности. С этой проблемой приходится сталкиваться постоянно. Значит, следует существенно расширять свой кругозор как специалиста, то есть учиться.
Во-вторых, если какая-то специальность перестала требоваться на рынке труда (это происходит сплошь и рядом), необходимо быстро переучиваться – чтобы вновь влиться в армию работающих людей. Если человек умеет учиться, если не боится обучения, если он спокойно относится к мысли учиться всю свою жизнь – можно такого человека поздравить, его карьера практически обеспечена.
Для наглядности давайте представим себе первобытное племя охотников. Предположим, один из них не может охотиться, зато хорошо умеет делать каменные топоры. Топоры, конечно, всем нужны для охоты на мамонтов и других вкусных животных. Мастера по топорам уважают как ценного специалиста и кормят – пока он делает свои топоры. Но пришло время, и племя начало пользоваться луком и стрелами, это намного эффективнее. А мастер по топорам – узкий специалист, больше ничего он делать не умеет. И вот он уже никому не нужен, никто его кормить не станет. Что с ним случится, догадайтесь сами.
Сегодня невозможно предполагать, что будет с вашей профессией, фирмой, экономикой и любой отраслью промышленности через месяц или через год. Можно, конечно, наивно надеяться на лучшее, но желательно изучить несколько областей знаний, чем быть профессионалом в одной. Да и владеть несколькими профессиями так же интересно, как актеру – играть разные роли, как зрителю – смотреть различные фильмы и жизнь каждого героя примерять на себя.
В-третьих, сложившаяся система воспитания и обучения ставит своей целью только лишь подготовить для общества участника производственного процесса. Квалифицированного участника, умелого – но ограниченного именно данным производственным процессом (кстати, насчет надлежащих квалификации и умения тоже весьма сомнительно). Эту старую и вечную систему обучения совершенно не интересуют все остальные ваши таланты и наклонности. Она их старается не развивать. И вы послушно следуете принятой в обществе системе, вы идете по пути узкой специализации, а вне ее остаетесь невежественным неандертальцем. Неиспользование заложенного в вас потенциала мешает воспринимать мир во всех его сложностях и противоречиях, не дает возможности получать удовольствие от наблюдения закономерностей и связей, от связывания воедино несовместимых на первый взгляд понятий и явлений. Любой развитый человек кажется ограниченному волшебником, потому что видит такие связи. А ограниченный воспринимает мир как серый, унылый процесс, из которого ценой унылого скучного труда удается вырвать маленькие примитивные удовольствия.
Короче говоря, общество – это такая структура, которая заботится только о своих собственных интересах, и в эти интересы входит требование от человека узкой специализации. Причем признаемся честно: такая узкая специализация делает нас зависимыми и легко управляемыми. Поэтому будет лучше, если мы все сами о себе позаботимся, осваивая новые знания и профессии. Причем заранее. Для этого нужно не лениться и развивать свои умения и способности в разных направлениях. А еще полезно проявлять внимание и не просто глазеть по сторонам, но делать из увиденного выводы, замечать, какие специальности сегодня требуются.
Правда, это требует времени и усилий... Где же их взять, спросите вы? И потом, если общество требует, чтобы вы на конвейере делали вафельные стаканчики для мороженого, и ничего другого обществу от вас не нужно? Действительно. Нужно ли «разбрасываться», распылять свои усилия? Если вы технолог, зачем вам осваивать какие-то новые способы работы? Если вы переводчик, для чего вам учиться редактуре? Если вы инженер, на кой вам изучать компьютер? Да, общество требует от работника досконального знания только одного профессионального навыка, оно ждет от вас узкой специализации. Но если для вашей профессии настанут плохие времена, общество не позаботится о вас – оно предпочитает, чтобы человек беспокоился о своих проблемах сам.
Современный быстро меняющийся мир требует учебы от огромной армии специалистов. Обучение – это своего рода конвейер по производству профессионалов, способных компетентно работать в изменяющихся условиях и без напряжения переучивающихся при необходимости. Причем непрерывно, всю жизнь. Да, это нелегко. Но зато человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. И создает себя как личность.
НАУКА ОБ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ Есть такая наука «андрагогика» – об обучении взрослых людей. Она сегодня стала образом существования всех тех, кто хочет улучшить качество своей жизни. Согласно этой науке, перестающий учиться человек безнадежен. Потому что учение, по идее, должно быть так же естественно для людей, как дыхание, питание, сон, игра или продолжение рода.
Правда, мы привыкли слово «учеба» сопоставлять в основном с детьми и школой. А сами частенько учиться не хотим. Понятно, что каждый взрослый человек есть самостоятельная, ленивая и упрямая личность, и заставить его обучаться не так-то просто. Особенно если он сомневается в такой необходимости, стесняется этого под предлогом, что «только дети учатся». Но ведь мотиваций для обучения у взрослого несравненно больше. Вот они:
· Взрослые более независимы и целеустремленны.
· Взрослые более заинтересованы в получении значимой информации.
· У взрослых имеется жизненный опыт, повышающий их способность к обучению.
· Взрослые больше стремятся к знаниям, чтобы решать свои проблемы.
· Сосредоточенность на учебе у взрослых глубже.
· Взрослые интеллектуально более развиты.
· Взрослые готовы взять на себя ответственность за обучение.
· Взрослые заботятся о практическом применении и использовании полученных знаний.
Для чего еще можно учиться, кроме успеха в работе и удобств в карьере? Для получения ответа на интересующие вопросы, то есть для удовлетворения любопытства или разрешения загадки. А также для получения удовольствия от применения нового навыка и для встречи с другими людьми, у которых такие же интересы.
Андрагогика выделяет три основных типа мотивированных учащихся: ориентированные на цель, ориентированные на деятельность и ориентированные на учебу. Человек может переходить из одного типа в другой при различных ситуациях, может соответствовать нескольким типам сразу. Хотя, может быть, лучшая мотивация – это самомотивация. Иногда определение позитивных и негативных собственных ожиданий может прояснить ситуацию с вашим отношением к учебе.
Попробуйте сесть и написать на бумаге сдерживающие факторы, которые мешают вам начать активно учиться или переучиваться. У вас может получиться следующее:
· Семья, связанные с домом проблемы.
· Тревоги по поводу оплаты за обучение.
· Вопросы по поводу перспективности обучения.
· Качество обучения.
· Безразличие к учебе вообще.
· Отсутствие уверенности в своих способностях.
· Несовместимость времени и места обучения с вашей нынешней работой или другими обстоятельствами.
Внимательно прочитав этот список и сравнив его с приведенными выше аргументами в пользу обучения, вы поймете: многое преодолимо. Тем более, если вы натура независимая, самостоятельная, стремитесь к самореализации в различных сферах деятельности, сознавая, что ваша жизнь должна быть непрерывной цепью интересных, наполненных узнаванием нового впечатлений. Если так, то именно вы – настоящий герой нашего времени, и имя вам – «человек учащийся».
КУРСЫ И БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ Поговорим об основных и наиболее популярных сегодня направлениях обучения для взрослых – курсах. Какие бывают курсы в наше время, чем они отличаются друг от друга? При изучении вопроса слегка теряешься: курсов так много, что кажется, этим делом занимаются все, начиная от ЖЭКов и кончая банно-прачечными комбинатами. Мы не будем рассматривать эти доморощенные курсы, а также распространенные в свое время курсы для секретарей-референтов. Поговорим об основных тенденциях.
Больше всего существует курсов иностранных языков. Наиболее дорогостоящие, но профессиональные, предлагают обучение и стажировку за рубежом. Много курсовых фирм заявляют об «Интенсивном обучении по методу Такого-То», но будьте внимательны: не всякий метод каждому подходит.
Имеются курсы для менеджеров и коммерческих директоров. Различаются только профессиональным уровнем преподавателей и «навороченностью» помещения. Соотношение теоретиков и практиков создает репутацию таким курсам. На базе солидных курсов должно работать кадровое агентство, которое помогает учащимся в трудоустройстве.
Есть курсы под названием «Высшая школа». Имеется в виду высшая школа чего-либо: рекламы, пиара, маркетинга и пр. Самим названием предполагает как бы второе высшее образование (кстати, есть курсы, которые так и называются: «Второе высшее образование»). Однако, на самом деле в высшую школу могут принять и старшеклассника. Такие курсы, как правило, существуют на базе вуза, лекции читают здесь вузовские преподаватели и приглашенные практики. Чем выше доля практиков, реально работающих в разных сферах бизнеса, тем лучше уровень высшей школы.
Работают курсы по антикризисному управлению, бухучету, юриспруденции (обычно при правовых институтах. Много, как ни странно, курсов по психологии, но люди пока слабо себе представляют область практического применения психологических знаний. Есть педагогические курсы, курсы медсестер и стоматологов, актерские и для социальных работников. Есть даже специальные центры «дополнительного образования».
Как же не растеряться в таком обилии предложений? Прежде всего определиться с целью: желаете ли вы получить новую профессию или расширить рамки познаний в освоенной. Если расширить – в каком именно ключе? Далее проводится поиск информации о курсах в печатных СМИ и интернете. Желательно знать стоимость и время обучения, сколько фирма находится на рынке, каковы преподаватели, основные пункты программы, каков процент практических занятий, предлагается ли трудоустройство. Все это поможет вам выбрать наиболее качественную курсовую подготовку.
И наконец, имеется особенный тип курсов – курсы повышения квалификации внутри компании. В реальной жизни они курсами никогда не называются, а называются тренингами. Их принцип – краткосрочная работа психолога с командой. В зависимости от квалификации бизнес-тренера работа с менеджерами компании строится на разных тестах, деловых играх, «креативных» штурмах и многом другом. Основная цель подобной деятельности – мотивировать коллектив к более энергичному взаимодействию с клиентами, научить продавцов лучше продавать, оказывать услуги, находить выход из сложных ситуаций, а в результате зарабатывать больше денег для компании. В особо продвинутых фирмах даже разрабатывается личная концепция карьерного роста.
Бизнес-тренеры и бизнес-тренинги бывают самые разные: интересные и скучные, с фокусами и без фокусов, пафосные и рабочие. Перед тренингом каждый человек проходит серию тестов, показывающих уровень развития тех или иных его компетенций. По результатам тестов участникам предлагают упражнения, развивающие недостающие качества.
Тренинг может состоять из практических занятий и теоретической части. Большую часть времени занимают игры, упражнения и обсуждение конкретных ситуаций, возникавших во время занятий. Теоретическая часть включает лекции по теории управления, эффективным коммуникациям, методикам разрешения проблем в коллективах. Такая структура типична для большинства групповых тренингов по развитию управленческих качеств, предлагаемых сегодня на нашем рынке.
Практические упражнения, игры – самая яркая часть тренинга. Например, группа обсуждает проблему вывода нового товара на рынок. В ходе игры нужно принимать решения по самым разным вопросам: где взять складские помещения и какие выбрать, выводить товар на рынок в этом или в следующем году, какие нужны ресурсы, затраты и т. п. И каждый участник должен высказать свое мнение по всем этим вопросам. По окончании обсуждается поведение участников, тренер делает замечания и дает советы, как лучше разрешить то или иное затруднение, объясняет, как на деле могут быть применены знания, полученные во время теоретических занятий.
Качества, приобретаемые менеджерами с помощью тренинга, должны сразу иметь сферу приложения. Поэтому, прежде чем послать менеджеров на такой тренинг, компания должна знать, где она будет использовать приобретенные навыки и качества – ведь если их негде применить, то они будут потеряны.
Тренинги по продажам – одни из самых востребованных. Обычно они состоят из нескольких этапов, совпадающих с этапами самой продажи. На каждом из них участников обучают психологическим закономерностям и соответствующим «техникам». Правда, некоторые тренеры объединяют два этапа в один или, наоборот, разбивают их на составляющие: а) установление личного контакта, б) анализ потребностей человека, которому продают товар или услугу, в) презентация товара, исходя из потребностей покупателя, г) фиксация сигналов готовности к покупке, д) завершение продажи, то есть устное или письменное подтверждение сделки, обсуждение условий, сроков поставки и т.д., е) выполнение обещаний и качественное обслуживание (если этот этап отсутствует, можно считать клиента утерянным).
Существуют также творческие тренинги. Они помогают соображать неспособным, писать – непишущим, трудиться – ленивым... Понятно, почему тренинги так популярны: ведь играя, обучаешься. Тренинг – модель жизни, он готовит вас к неожиданным и трудным ситуациям, помогает раскрепоститься, если вы скованы. Однако, несмотря на высокий профессионализм бизнес-тренеров, главная суть тренинга состоит прежде всего все-таки в результате. Каким бы эффектным и интересным ни был прием опытного тренера – он бесполезен, если обучающийся не сможет использовать полученные знания.
ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС РАЗВЛЕЧЕНИЕ Некоторые курсы проводятся в виде выездных семинаров. Они длятся обычно не более трех дней, но иногда бывают пяти-шестидневные семинары, проводящиеся где-нибудь в курортной зоне, домах отдыха, пансионатах или на базах отдыха. И по сути это уже не просто обучение, а отпуск от семьи и «именины сердца». Учеба на свежем воздухе с питанием, отдыхом и развлечениями – высокооплачиваемая услуга. Особо предприимчивые устроители семинаров проводят их на борту речных теплоходов, или в Крыму, в писательских поселках, например, в Коктебеле, или в санаторно-курортных комплексах Закарпатья. Это, как правило, семинары для топ-менеджеров или высокооплачиваемых специалистов.
Поскольку весь смысл подобного семинара в том, чтобы дать управленцам бизнеса новые знания и научить новым технологиям, то для этого приглашаются специалисты, асы-профессионалы из Польши, Чехии, Германии, Франции и других стран.
Такие семинары безусловно полезны, поскольку бесценный опыт коллег-иностранцев поучителен и просто интересен, но... Есть такая поговорка: «нет пророка в своем отечестве». Порой приглашенное из Европы «признанное светило» оказывается лишь начинающим, в то время как отечественные коллеги могли бы дать больше знаний, лучше осветить тему семинара. Семинаристы поразборчивее сразу замечают, что декларируемый иностранный специалист не дотягивает до уровня, и требуют замены. Но чаще участники настолько ублажены свежим морским воздухом, люксами и полулюксами, фруктами и горячительными напитками, что вопрос учебной составляющей семинара уже как бы не стоит так остро.
Плохие преподаватели, увы, встречаются и поныне. Если неинтересно, если скучно (а вас не обманешь) – лучше здесь не учиться. Кроме того, хорошо, если в процессе учебы вас постоянно тестируют. Это помогает вам и курсам лучше узнать друг друга. Совсем хорошо, если по итогам лекций проводится анкетирование (вы ставите оценки своим профессорам). Это объективный критерий уровня компетенции и преподавателя, и подготовленности слушателей.
В середине учебы задайте себе вопрос: что полезного я получил от регулярного посещения занятий? Если ответ будет содержать более одного слова и желание учиться именно здесь вас не покинет – продолжайте учебу!
Умение учиться – это в первую очередь умение быстро ориентироваться в системе справочников, в большом объеме информации, способность отсеивать лишнее и усваивать нужное. Успех придет лишь к тому, кто занимается помимо того, что дает преподаватель, не ограничиваясь курсом лекций или семинаром.