Есть у меня один серьезный недостаток, с которым очень трудно бороться. Мне почему-то кажется, что интуиция никогда не подводит. А уж женская — и подавно! Даже не помню, кто и когда мне польстил, что, мол, у вас стопроцентное чутье на людей. Я свято в это уверовала, и, как оказалось, зря. История, которая со мной недавно приключилась, прямое тому подтверждение .
В поисках новой работы я испробовала все возможные варианты: разместила свое резюме в Интернете, до дыр зачитывала объявления о вакансиях в еженедельнике «Пропоную роботу», и даже подключила знакомых и родственников. Не то чтобы предложений не было. В неделю я посещала до десятка собеседований, но мне все время казалось, что это не совсем то, что нужно. А мне было нужно:
а) чтобы работа была денежной;
б) интересной, но непыльной;
в) занимала мало времени.
И, наконец, последнее — чтобы работодатели не обращали внимания на отсутствие у меня всякого образования, а пришли в восторг от моей эрудиции и личных качеств. Согласитесь, требования скромные! Я даже не претендовала на руководящий пост, мне бы должность менеджера или там помощника руководителя. И вот, в один прекрасный день чудо свершилось! Я иду беседовать с директором тренинговой компании. Хочу работать менеджером по продаже. Утро выдалось хлопотное: накрутить волосы, подкраситься, погладить деловой костюм. Макияж смывала дважды, пока не довела собственное отражение в зеркале до совершенства. На пиджаке в последний момент оторвалась пуговица. Но даже это не испортило моего настроения. В метро еще раз прорепетировала приветственную речь. До того увлеклась, что сидевшая рядом бабулька с опаской на меня посмотрела, и отодвинулась подальше.
Встреча была назначена в кафе. Ничего удивительного, сказала я себе, не приводить же первого встречного сразу в офис, сначала с ним надо познакомиться. У директрисы оказалось красивое и необычное имя — Дзвенислава. Моя интуиция тут же мне шепнула: «Класс! Человек с таким именем не может быть плохим». Здравый смысл попробовал поспорить: «Не делай поспешных выводов!» Но я решила проигнорировать его ворчание.
А Дзвенислава между тем рассказывала о своей компании и о том, что я должна буду делать. Получалась заманчивая картинка: бизнес налажен, каждый отвечает за свой участок работы, от клиентов отбоя нет. И директор сыпала названиями известных фирм, которые воспользовались их тренинговыми услугами. «Да, впечатляет!» — восхитилась моя интуиция и мысленно пожала мне руку.
— А от вас потребуется всего ничего, — продолжала Дзвенислава. — Поиск новых клиентов, ведение клиентской базы. За такой объем работы вы будете получать…— Она сделала многозначительную паузу. — Двести долларов в месяц.
Наверное, на моем лице отразился восторг, ведь прежде больше шестисот гривен мне не предлагали, потому что Дзвенислава тут же поправилась:
— Естественно, на время испытательного срока ваша зарплата будет вдвое меньше. Но я уверена, что у вас все получится!
«Вау!» — сказала интуиция. И тут же здравый смысл вмешался со своим собственным мнением: «А с чего это, интересно, она решила, что у нас все получится? Даже резюме толком не прочитала, а уже делает выводы».
— Когда заключаем трудовой контракт? — по-деловому спросила я, демонстрируя грамотность в подобных вопросах.
— Вот придете в первый день на работу, так сразу и заключим.
В понедельник я отправилась на новую работу. Накануне у соседки одолжила денег в счет будущей зарплаты, посетила парикмахерскую, купила новые туфли. Офис располагался в двухэтажном здании слегка облупленного вида. Я нашла нужную табличку и постучала. За дверью оказалась небольшая комната. Два компьютера по разным углам, два стула к ним. Все остальное пространство занимали папки и коробки, равномерно покрывавшие ковролин не первой свежести.
За одним из компьютеров сидела миловидная девушка.
— Здравствуйте, — произнесла она, — меня зовут Лена, логистик. — Присаживайтесь, я введу вас в курс дела.
Через полчаса я была в курсе. Директор срочно выехала по делам, сегодня ее не будет на месте. Мне необходимо обзвонить поставщиков и выяснить, в какой организации нам выгоднее приобрести папки.
— Но это не совсем мои обязанности, — робко возразила я.
— Понимаете, — поделилась со мной Лена, — сейчас очень много работы, Дзвенислава просто на части разрывается. Тем более что клиентская база еще не совсем отлажена, вот доделаю ее, сможете полноценно выполнять свои прямые обязанности.
«В общем-то, логично, — неуверенно заметила моя интуиция. — Ведь главное — успех общего дела, а он будет только, если налажена командная работа».
И я направилась в сторону соседнего компьютера, но тут же была остановлена замечанием Леночки:
— Это не наша машина, мы делим комнату с еще одной организацией. Садитесь рядом со мной, я сейчас освобожу стульчик.
И она молодецким движением сбросила со стоявшего в углу стула кипу бумаг прямо на пол.
Я пристроилась на краю Лениного стола и начала обзвон. Когда с папками было покончено, составила список гостиниц города Ужгорода. Для этого мне пришлось временно согнать Лену с компьютера. Во время обеденного перерыва мы с ней перешли на «ты» и немного поболтали. Лена была студенткой, работала с Дзвениславой второй месяц.
—- На условия не жалуешься? — спросила я, надеясь выпытать у логистика, что она думает о своей начальнице.
— Да нет, в общем-то, — рассеянно произнесла Лена, помешивая чай, — все равно меня без опыта работы в другое место не взяли бы.
Я поняла, что время серьезного разговора еще не настало.
На следующий день пришла Дзвенислава. Она прослушала подробный отчет о проделанной работе, кивнула с одобрением:
— Молодец, входишь в курс дела! На сегодня планы такие. Поскольку Лена отпросилась на несколько дней, необходимо поехать в банк, завезти кое-какие документы. Затем встретиться с людьми, которые изготавливают аксессуары для тренинга, взять пробные образцы.
— Я хотела бы ознакомиться с клиентской базой, — сказала я, — составить коммерческое предложение для потенциальных клиентов. А еще мы с вами сегодня хотели подписать контракт, в котором четко обозначить мои обязанности как менеджера по продажам.
Дзвенислава тяжело вздохнула. И столько в этом вздохе было усталости от человеческой тупости, что моя интуиция сразу меня одернула: «Как тебе не стыдно! Человек на работу тебя взял, а ты к мелочам придираешься».
В общем, и в этот, и на следующий день контракт подписан не был. Я носилась по городу с поручениями: там забрать, там отдать. В конце недели появилась Леночка, а Дзвенислава, наоборот, на несколько дней уехала на очередной тренинг.
Видимо, отгулы пошла Елене на пользу, она стала более открытой и откровенной. На мой нескромный вопрос о зарплате, она прямо ответила:
— Что ты, какая зарплата?! За полтора месяца я получила четыреста гривен. Из двух тысяч обещанных.
— Но ведь ты заключала договор на другую сумму…
Лена помолчала, потом смущенно ответила: — Но ведь договор был только устным. Потом добавила:
— Ты же знаешь, как тяжело устроиться на работу без стажа. А тут хотя бы опыт приобрету.
Выходные прошли неспокойно. Интуиция со здравым смыслом устроили в моей голове такие разборки, что я предпочла самоустраниться. Пусть сами думают, как поступить! А тут еще и соседка явилась, у которой я деньги в счет будущей зарплаты одолжила. В общем, мне пришлось несладко. Окончательно же меня добил звонок Леночки. Она позвонила в воскресенье вечером и сообщила:
— Знаешь, после нашего разговора я долго думала, и решила все-таки увольняться. Прямо с завтрашнего дня на работу и не выйду.
«Ну и дела!» — охнула интуиция. «А все из-за тебя, глупая корова! Имя ей, видите ли, понравилось!» — заорал здравый смысл, да так громко, что я усомнилась в его здравомыслии.
Ночь я не спала. Все думала: как же поступить? Самое мудрое решение, конечно, прямо с утра припереть Дзвениславу к стенке и потребовать подписания контракта. Но тогда я рискую тем, что не смогу вернуть соседке долг. Скорее всего, директриса тут же укажет мне на дверь. Может, подождать конца месяца и посмотреть, получу ли я обещанную зарплату? Правда, надежды на это особой нет. Потеряю время, причем, совершенно бесплатно.
Под утро я приняла решение. Правда, ни интуиция, ни здравый смысл не гарантировали мне, что оно правильное.
В офисе, как ни странно, была Дзвенислава. Настроение у нее было не очень, видимо, Лена уже сообщила ей свое решение.
— Присаживайтесь, дел у нас куча, — начала Дзвенислава.
— У меня к вам просьба, — как можно более робко сказала я, — видите ли, у меня сейчас сложное материальное положение. Мне даже в транспорте ездить не за что. В связи с этим очень вас прошу, выдайте мне аванс. Дзвенислава посмотрела на меня тяжелым взглядом. Пауза длилась долго. Столько, сколько пани директору потребовалось, чтобы осознать, что я единственный оставшийся у нее работник. И если я сейчас встану и уйду, некому будет бегать с поручениями по разным делам.
— Ну, хорошо.
Она долго считала деньги, вычитала и прибавляла. Но все-таки выплатила мне сумму, причитающуюся за десять отработанных дней.
Вечером я отдала долг соседке и купила ежедневную газету «Срочно требуются!» А на следующий день не пошла на работу. Когда Дзвенислава мне позвонила, я ответила примерно следующее:
— К сожалению, по семейным обстоятельствам не имею возможности далее у вас работать. Поскольку контракт я не подписывала, то при увольнении могу не соблюдать формальности!
«Молодец!» — в унисон закричали интуиция со здравым смыслом.