К сетевому бизнесу в нашей стране относятся по-разному: одни нещадно ругают, другие так же неуемно восхваляют. Попробуем разобраться в сути этого явления и выяснить, насколько правы спорящие стороны.
Что такое сетевой маркетинг? MLM (Multi-Level Marketing) расшифровывается как "Многоуровневый Маркетинг". Сетевой маркетинг - это система распределения товаров и услуг через сети тысяч независимых дистрибьюторов. Дистрибьюторы зарабатывают деньги, продавая товары и услуги и также, вербуя и спонсируя других дистрибьюторов, которые становятся их downline (коммерческой организацией). Они ежемесячно получают комиссионные за счет коммерческих доходов, произведенных их downline.
Вместе с рыночной экономикой в нашу жизнь ворвались самые разнообразные понятия и явления. Одно из них - сетевой маркетинг, или МЛМ.
Метод распространения товара способом прямых продаж не является чем-то новым или необычным. Еще в позапрошлом веке торговые агенты предлагали свою продукцию, стучась в двери квартир и домов. Современными видами маркетинга прямых продаж считаются торговля по каталогам, телемагазин, Интернет-магазин. Сетевой бизнес пошел дальше: став независимым дистрибьютором компании, можно нанимать на работу других дистрибьюторов и извлекать комиссионные из торговых сделок привлеченных особ.
Возникновение сетевого маркетинга связывают с именем Карла Ренборга, основавшего в 1934 году компанию "California Vitamins". Благодаря новой системе продаж, при которой покупатели продукта являлись и его распространителями, "California Vitamins", торговавшая биодобавками, сумела быстро достичь огромных оборотов, не вложив при этом ни единого доллара в рекламу.
Скромный боец сетевого фронта На сегодняшний день в мире насчитывается более 3000 МЛМ-компаний, совокупный оборот которых составляет 100 млрд. долларов. Эти достижения стали возможными только благодаря многотысячной армии консультантов, количество которых растет из года в год.
В разных организациях их называют по-разному - консультанты, дистрибьюторы, продавцы… Но, независимо от названия, деятельность их примерно одинакова. Они распространяют информацию о товарах и услугах своей компании, осуществляют продажу продукта. Но самое главное в их деятельности - привлечение новых людей в сеть, обучение основам сетевого бизнеса и предоставлении информации о продукте. Только успешно совмещая обе функции - продажу продукта и привлечение новых консультантов - можно заработать действительно большие деньги и добиться карьерного роста в МЛМ.
Компании сетевого маркетинга вкладывают много сил и средств, чтобы работа консультантов была действительно качественной: проводят массу тренингов, на которых консультанты не только узнают информацию о продукте, но и получают практические навыки техники продаж. Большие средства вкладываются и на изготовление каталогов и обучающих брошюр. Ведь оттого, насколько убедительным и профессиональным будет каждый продавец, зависит рентабельность.
Пирамиды и товар На украинский рынок МЛМ-компании вышли в 90-х годах, сразу же заработав себе массу… и поклонников, и недоброжелателей. Самый распространенный стереотип - ассоциация с финансовыми пирамидами. Действительно, на первый взгляд, схожесть налицо: в обоих случаях обязательное условие успешного бизнеса заключается в рекрутировании новых дистрибьюторов и вступительный взнос для новичков. Однако, сетевые компании, в отличие от пирамид, всегда имеют реальный товар, за продажу которого и выплачивается вознаграждение.
Чтобы не ошибиться в выборе компаний и не попасться на удочку проходимцам, обратите внимание на то, что вам предлагают в качестве товара за ваши "кровные". Если это продукция, которую можно продать клиентам, не участвующим в вашем бизнесе (косметика, биодобавки, бытовая химия, страховые услуги), то с такой компанией можно сотрудничать. Даже если вы передумаете заниматься МЛМ-бизнесом, можно окупить стартовый взнос, продав продукты фирмы. Если же этот товар невозможно продать на открытом рынке или вам предлагают вексель, имеющий ценность только в рамках компании - это финансовая пирамида. У вас есть слабая надежда "отбить" свои расходы, вербуя новых участников. Однако, рано или поздно пирамида обвалится, и те, кто пришел первым, возможно, и выиграют, но где гарантия, что вы не окажетесь внизу?
Валентина Прокофьевна: Считаю, что заработать и преуспеть, сотрудничая с сетевой компанией, может любой. Главное - выбрать ту, которой можно доверять. На первой встрече с представителем сетевой фирмы поинтересуйтесь историей компании, попросите показать сертификат на продукцию. Отличительная черта сетевого бизнеса в том, что он дает свободу. Я - сама себе хозяйка. По моим наблюдениям, больших успехов достигают дистрибьюторы (категории граждан), нацеленные на получение дохода. То есть те, которые не имеют других источников заработка, либо они очень скуден: пенсионеры, учителя, военные…
ПИРАМИДА
М Л М
Нет продвижения товара
Обязательно продвижение товара
Нет обучения
Обязательно обучение
Вышестоящий всегда получает больше
Есть возможность обойти «ленивого» спонсора
Цена и наценка Еще один аргумент противников сетевого маркетинга - "накрутка" на стоимость товара слишком велика, поскольку комиссионные от продажи получает не только продавец, но и вышестоящий дистрибьютор. Это один из самых сложных вопросов, с которыми рано или поздно сталкиваются все начинающие консультанты. На самом же деле, аналогичные продукты могут иметь в розничной торговле цену как ниже, так и выше. Стоит сравнить хотя бы цены на косметическую продукцию "Орифлейм", "Эйвон" со стоимостью аналогичных продуктов в несетевой компании.
Немного о человеколюбии Почти во всех сетевых компаниях создается своего рода культ вселенской любви, дружелюбия и заботы о благосостоянии простого человека. Придя в первый раз на встречу с сетевиком, вы будете поражены, сколько душевного тепла и заботы на вас выльет этот, в принципе, чужой и малознакомый вам человек. Может создаться впечатление, что этот альтруист делает вам большое одолжение, привлекая в свой бизнес. На самом же деле, он не меньше вашего заинтересован в ваших продажах. Не стоит питать иллюзий относительно высоких идеалов, которые исповедует компания. Ведь главная ее цель, как и любого коммерческого предприятия - получение прибыли. А это, возможно только привлекая в свои ряды как можно большее число людей.
Можно ли заработать деньги в МЛМ? Да. Причем вы можете просто продавать нужный и полезный товар тем, кто в нем нуждается. Или предложить друзьям и близким способ заработать деньги, приобщившись к этому бизнесу, и на этом тоже заработать! Другое дело, что не всем подходят условия игры, предлагаемые МЛМ-компаниями. Но ведь все зависит только от вас. Если вы хотите и умеете продавать, общительны по натуре и не боитесь неудач, от которых не застрахован ни один новичок, то почувствуете себя комфортно в сетевом бизнесе. Статистика говорит, что 85% дистрибьюторов МЛМ - женщины. Поскольку это бизнес, основанный на личных взаимоотношениях. Коммуникабельность и умение устанавливать прочные и долговременные деловые контакты, искусство расположить к себе собеседника, принимать нестандартные, но эффективные решения свойственны именно прекрасному полу. Мужчины же чаще стараются не углубляться в межличностные отношения и общаются на языке строго выстроенных аргументов. Свободный график и планирование встреч и контактов по своему желанию тоже ближе именно женщинам.
Татьяна Олеговна: Я попробовала работать в сетевом бизнесе, и мне не понравилось. Я человек творческий, мне больше нравится что-то создавать, чем продавать. Я не получала удовольствия от того, что делала. Бывали дни, когда ничего не продавалось, я чувствовала себя опустошенной: пробегать целый день с каталогом, переговорить с массой людей, и ничего не заработать в результате - это не по мне! Считаю, что есть другие способы заработка.
Отличительной чертой сетевых компаний является вступительный взнос, который вносит каждый, решивший стать дистрибьютором. Его сумма зависит от конкретной компании и может варьироваться от 1 до 100 долларов. За эти деньги вы получаете дистрибьюторский пакет документов и начальный набор или образцы продуктов данной компании. Если сумма, необходимая для участия в бизнесе, для вас слишком высока, не стоит немедленно бежать к родственникам, чтобы одолжить ее! Лучше еще раз взвесить все "за" и "против" и принять обдуманное решение. Сможете ли вы вернуть потраченные деньги? Заинтересуются ли предлагаемым вами продуктом клиенты? Попробуйте провести самостоятельное маркетинговое исследование, узнайте больше о компании и ее репутации на рынке. Реально оцените свои способности и возможности. И только после этого принимайте окончательное решение.
Существует множество способов честно заработать деньги. И сетевой бизнес - только один из них. Вопреки утверждениям многочисленных гуру от МЛМ, далеко не все чувствуют себя комфортно в "сетях" сетевого маркетинга. А, возможно и наоборот: став дистрибьютором, приобретете не только полезные знания и стабильный доход, но и массу друзей и единомышленников. Итак, "думайте сами, решайте сами…"
Вы решили заняться сетевым
бизнесом?
Можно попробовать, если:
Не рекомендуем, если:
Легко можете переключаться, вас
не смущают отказы клиентов
Застреваете на неудачах, долго
анализируете их причины
Умеете говорить и активно слушать
Вы застенчивы или закомплексованы
Чувствуете настроение других,
легко подстраиваетесь под клиента
Для вас самое важное — состояние
внутреннего комфорта и вы никого не желаете впускать в свой внутренний мир
Можете извлечь выгоду из любой
ситуации
Вам нужно все заранее
предусмотреть и запланировать, иначе, вы полагаете — ничего не получится
Умеете убеждать клиента, способны
мотивировать себя и других
Слишком сопереживаете и
сочувствуете окружающим
Обладаете позитивным мышлением:
во всем находите хорошее, полезное и приятное
Вам сложно найти в своих
неприятностях повод для радости
У вас устойчивая нервная система,
вы уверены в себе и своих силах, адекватно оцениваете свои способности
Вы очень чувствительны, быстро
устаете от активных действий
Повторять одно и то же несколько
раз на дню для вас — не проблема
Вам скучно делать одно и то же. У
вас много планов, но вы редко доводите их до конца
За словом в карман не лезете
Не можете скрыть своего смущения
при ответе на неожиданный вопрос
Коммуникабельны, легко
ориентируетесь в новой обстановке
Устаете от избытка общения
Готовы рисковать и покрывать
издержки своих неудач из собственных денег
Не любите вкладывать свои деньги
в предприятия, успех которых кажется вам сомнительным
Не испытываете смущения,
предлагая товар всем знакомым, знакомым знакомых и друзьям друзей
Не хотите отягощать дружбу
товарно-денежными отношениями
Вам просто нравится продавать!
С трудом можете представить себя
в роли продавца, неважно где: в магазине или на дому у клиента