В основе составления резюме, как и любого другого письменного документа,
лежит грамотность: орфографическая, синтаксическая и стилистическая.
Резюме, составленное с ошибками, особенно орфографическими, не пройдет
даже самой непритязательной выборки.
Структура резюме влияет на восприятие информации о соискателе. Известно,
что если разделить лист на четыре равных части, то человек в первую
очередь обращает внимание на верхний левый прямоугольник, затем верхний
правый, потом нижний левый и, наконец, нижний правый. Таким образом,
наиболее важную информацию, такую, как ФИО, возраст и контакты, лучше
размещать в верхней левой части резюме.
Немаловажно также сохранить стандартные поля в документе. Узкие боковые
поля помешают дочитать информацию до конца. Часть текста может остаться
«за бортом» внимания. Текст, прижатый к верхнему и нижнему краям
страницы, может не распечататься.
При выборе шрифта отдайте предпочтение разборчивому и привычному, а
размер подберите такой, чтобы человеку с ослабленным зрением не пришлось
напрягаться при чтении.
Далее по тексту необходимо соблюдать симметричность для более удобного
поиска необходимой работодателю информации. Здесь поможет форматирование
текста: полужирный шрифт, курсив и подчеркивание, использование Tab и
Caps Lock при необходимости. Однако не стоит увлекаться и проявлять
безграничность фантазии, так как избыток эффектов и подзаголовков
создаст какофонию в документе, а это уж точно не будет способствовать
приятному чтению. Согласно психологии восприятия, документ будет
максимально усвоен только в том случае, если в нем использовано не более
5 различных шрифтов. Свою творческую натуру лучше проявить в содержании
резюме.
Приближенное к идеалу резюме должно содержать следующую информацию:
– полное ФИО соискателя;
– ученая степень, если есть;
– возраст;
– город места жительства;
– контакты;
– информацию об образовании – название вуза, факультет, специализацию, курс, если вы студент, или год окончания;
– информацию о дополнительном образовании – только упоминание или
краткое перечисление, при личной встрече вы сможете подробно рассказать
об этом;
– опыт работы в обратном хронологическом порядке – название компании,
месяц/год начала и окончания трудовой деятельности, должность,
обязанности, достижения;
– профессиональные навыки;
– личные качества;
– контакты для получения рекомендаций.
К перечисленным пунктам при необходимости можно добавить другие, более
индивидуальные. Например, возможность переехать в другой город,
готовность к частым командировкам, наличие водительских прав и т.п.
При составлении резюме выделите свои сильные профессиональные и
личностные качества. Однако писать полную биографию не следует. Резюме
от того так и называется, потому что является кратким изложением сухих
фактов, которые вам придется наделить правильным посылом к
потенциальному работодателю.
Объем резюме не должен превышать 1 страницы формата А4. Почему? Потому
что при работе с резюме вторая или последующие страницы могут
потеряться. Потому что у работодателя мало времени и много претендентов,
он отложит длинное резюме, оставив его недочитанным. Поэтому проявите
чудеса эрудиции, но в умеренной дозе. Если за плечами значительный опыт,
можно ограничиться указанием трех последних мест работы, а в конце
отметить год начала фактической трудовой деятельности.
К резюме можно приложить фотографию и сопроводительное письмо. Фото
должно быть строгим, а не из семейного архива, но при этом хотя бы
отдаленно походить на оригинал. Лично я считаю фото совсем не
обязательным атрибутом резюме и никогда не прикладываю. Сопроводительное
письмо к резюме позволит вам выразить свою заинтересованность в
вакантной должности и более широко осветить самые важные аспекты вашей
трудовой деятельности и профессиональной подготовки. Помните, что
сопроводительное письмо должно быть написано в деловом стиле и
желательно адресовано конкретному человеку.
В завершение хочу отметить, что искажать информацию или приукрашивать
свои знания и навыки не стоит. Обман рано или поздно раскроется.
Одна из моих знакомых, устраиваясь на работу личным помощником
руководителя, соврала о степени владения английским языком.
Руководитель, сам не зная иностранного языка, не проявил бдительности и
поверил ей на слово. Далее в течение нескольких лет она благополучно
работала, в том числе набирала персонал в компанию. Английский при этом
ей не требовался. Но однажды босс срочно пригласил ее к себе в кабинет,
где у него должны были состояться переговоры. Оказалось, новый партнер –
англичанин. Знакомая с позором сбежала из кабинета в слезах. В
дальнейшем ее уволили, несмотря на все заслуги. Проверка уровня знаний
английского языка среди набранного персонала выявила, что большинство
сотрудников не владеют этим профессиональным навыком, хотя указывали его
в своем резюме.
Умейте правильно преподнести свои сильные стороны, чтобы имеющиеся
недостатки не стали для вас роковыми. В случае неудачи не унывайте. Из
моих трех постоянных мест работ – два, собеседования которых я считала
провальными. Возможно, сработало грамотное резюме.