Сопроводительные хитрости, или как выгодно представить своё резюме / Статті / Портал "Робота для жінок"
Робота для жінок
Статті / Сопроводительные хитрости, или как выгодно представить своё резюме
Сопроводительные хитрости, или как выгодно представить своё резюме
14 января 2013 р.
Первым
на глаза рекрутеру или потенциальному руководителю попадает сопроводительное
письмо — небольшая приписка в теле электронного послания. Можно обойтись и без
неё, но… нужно ли?
Зачем нужно сопроводительное письмо?
Уделяя много времени резюме, соискатели часто недооценивают значимость
сопроводительного письма. А она колоссальна, ведь если эти несколько строк не
заинтересуют работодателя / рекрутера, то резюме он может вообще не открыть. Не
даром англичане называют сопроводительное письмо «обложкой» (Cover letter).
По этой обложке можно составить первое впечатление о кандидате, узнать о его
навыках, оценить находчивость, уловить настрой и желание работать.
Сопроводительное письмо — это то, что может выделить вас среди не менее
талантливых конкурентов. Если резюме отвечает на вопрос «Почему мы должны взять
Вас на работу?», то сопроводительное письмо — «Почему мы должны уделить время
Вашему резюме?».
Что такое резюме — стандартный документ с сухим перечислением фактов из вашей
рабочей биографии. Простора для самовыражения в нём просто нет. Для специалиста
по подбору кадров все резюме изначально «на одно лицо& raquo;, и именно для
того, чтобы из компании претендентов отметили и первым пригласили на
собеседование вас, нужно дополнить письменную самопрезентацию удачным
сопроводительным письмом.
Правила составления сопроводительного
письма
№1 Составьте «рыбу»
Приступать к написанию сопроводительного письма нужно только тогда, когда вы
понимаете его задачи. В противном случае, только потратите своё время и время
человека, которому доведётся читать невнятное творение, сопровождающее ваше
резюме.
Вы вполне можете составить «рыбу» своего сопроводительного письма, но каждый
раз дополняйте её фактами, которых требует та или иная вакансия. В сover letter
желательно продемонстрировать свои знания о компании-работодателе, а это
исключает использование только шаблонного текста. То же касается требований:
если в одном случае ищут коммуникабельного сотрудника, а во втором —
усидчивого, то именно на этих качествах необходимо сделать акцент в каждом
отдельном письме.
№2 Проверьте себя
В деловых бумагах недопустимы ошибки и опечатки, тем более, когда речь идёт о
принятии на работу. Если не полагаетесь на собственную грамотность, попросите
кого-нибудь проверить ваше сопроводительное письмо (и резюме заодно). Будет
очень обидно, если первое впечатление о вас испортит случайная ошибка.
№3 Обращайтесь по имени
Как правило, в вакансиях указано контактное лицо, обращайтесь к нему по имени.
Это сразу создаст иллюзию диалога (вы знаете имя собеседника, а он через пару
строчек узнает ваше). Чудовищный ляп — сделать ошибку в имени или написать
чужое имя. Это сразу наведёт получателя на мысль, что вы просто скопировали
своё стандартное сопроводительное письмо и даже не потрудились его перечитать и
адаптировать под другую вакансию.
№4 Меньше «воды»
У специалиста по подбору кадров нет времени на ваши размышления о том, что
сотворил с рынком экономический кризис. Двух-трёх абзацев по существу будет
вполне достаточно, чтобы расставить основные акценты и вызвать интерес к своей
кандидатуре.
№5 Не болтай!
Соблюдение строго делового стиля в сопроводительном письме необязательно.
Однако и фривольности, лести, настойчивости, самоунижения быть не должно. О
слове «хочу» также стоит забыть. «Мало ли, чего вы хотите», — мысленно скажет
рекрутер, и будет прав. Если вы полагаетесь на своё чувство юмора, и к этому
располагает текст самой вакансии, можете позволить себе лёгкую шутку. В
остальном придерживайтесь естественной речи, не перегруженной терминами,
витиеватыми конструкциями, разговорными словечками.
№6 Время объясниться
Сопроводительное письмо — это ваша возможность объяснить возможные спорные,
сомнительные, подозрительные, странные моменты резюме. Так, если вы переезжали
из города в город, упомяните о том, что прежняя работа подразумевала контроль
отгрузок товара в различных дистрибьюциях компании. Если в данный период вы
числитесь чьим-то штатным сотрудником, будет уместно объяснить причины, по
которым планируете уволиться. Если претендуете на более низкую должность, чем
занимали прежде, сообщите, что вас интересует именно это направление
деятельности, и вы хотите изучить его досконально, с самых азов.
Помните о рекламной функции сопроводительного письма. Подобно яркой вывеске,
которая побуждает зайти в магазин, ваше письмо должно представить вас в таком
свете, чтобы работодателю захотелось изучить ваше резюме и пригласить на
собеседование. Красной нитью через ваше послание должна пройти мысль: «Я
способен принести пользу Вашей компании, потому что…». Перечисляя свои
конкурентные преимущества, не перегибайте палку, а то вам не поверят.
Структура сопроводительного письма
После приветствия необходимо указать должность, на которую претендуете, и
источник, откуда получена информация о вакансии. Если вы отправляете письмо и
резюме через форму на сайте трудоустройства, то источник, конечно, указывать не
нужно.
Вкратце объясните, чем вас заинтересовала работа именно в этой компании, а
также — почему именно вас стоит взять сюда на работу. Здесь же самое время
сделать ненавязчивый комплимент потенциальному работодателю (вернее, его
фирме): «Давно интересуюсь развитием компании NN, и был очень рад открытию
данной вакансии, поскольку считаю, что могу стать членом Вашей команды».
Упомяните общий и «полезный» рабочий стаж: в аналогичной должности или в данной
отрасли (например, общий стаж 8 лет, из них 4 года — на должности тренера в
фитнес-центре). Деловые качества также упомяните в соответствии с теми, которые
заявлены в вакансии (разумеется, если обладаете ими).
Выскажите готовность ответить на любые вопросы работодателя. После ознакомления
с сопроводительным письмом и резюме, их возникнуть не должно, но эта фраза
лишней не будет. Если напишете, что собираетесь позвонить через определённое
время, обязательно выполните обещание.
Поблагодарите за внимание и время, которые специалист уделил вашему письму.
Ставя подпись, лучше ограничиться стандартным «С уважением, Петров», чем
изобретать фразы вроде «С надеждой на сотрудничество». Здесь же можно оставить
номер мобильного телефона.
В «P. S.» напомните о прикреплённом резюме. Большим плюсом для кандидатов на
творческую работу будет предоставление портфолио или ссылки на него. Если
портфолио слишком тяжёлое, ограничьтесь двумя-тремя образцами: если вы
«повесите» почту рекрутера, его симпатии это вам не прибавит.
В сопровождение к сопроводительному
письму
В западной практике равно необходимы как резюме, так и сопроводительное письмо
(иначе кандидата посчитают недостаточно тактичным и образованным), мы же вольны
выбирать. С преимуществами, которые даёт сопроводительное письмо, вы теперь
знакомы. Осталось грамотно применить их на практике и подготовить трудовую
книжку к новой записи.