Тестирование
при приеме на работу давно уже стало нормой. Дотошный работодатель хочет знать
о своем сотруднике действительно все: прошлое и настоящее. И даже просчитать
будущее. Хотя, по мнению некоторых соискателей, многочисленные тесты - это
просто попытки эйчаров «отработать» свои зарплаты. Так или иначе, каждому
кандидату нужно быть готовым к тестированию.
Все на продажу
В ходе профессионального тестирования соискателю обычно предлагают перечень
вопросов и заданий, чтобы определить наличие/отсутствие специальных знаний и
навыков. Например, через серьезное сито проверок проходят айтишники, а
бухгалтерам нужно быть готовым к тестам даже, если они идут на первое собеседование
в кадровое агентство. Менеджеры по продажам «играют» на собеседованиях, торгуя
ручками и всем, что под руку попадется в кабинете эйчара. Об этом мы уже
подробно писали и получили много интересных комментариев от наших читателей с
описанием «сработавших» приемов и тактик. Например, один соискатель удачно
«спекулировал» канцелярским набором эйчара: сначала купил его у владельца за 10
рублей, потом перепродал ему же за сто. Рекрутер был ошарашен такой
предприимчивостью «продажника».
Но не всегда тестирование – это какая-то сложная «научная» разработка.
Например, Марине, претендовавшей на должность секретаря, эйчар (с внешностью
старорежимной кадровички, пережившей апгрейд) предложила заполнить простой
вопросник из серии «ненужное подчеркнуть, нужное вставить». Задача – проверить
общую грамотность, вопросы были, например, такие: как правильно сказать тОрты
или тортЫ. Марина говорит, что выполнять тест было скорее забавно, хотя и
немножко стыдно, что на какие-то вопросы она ответила неправильно.
Важно как
В некоторых крупных компаниях и кадровых агентствах существуют
assessment-центры. Оценка кандидата может состоять из структурированного
интервью, профессиональных и психологических тестов, деловой игры. У кандидата
с менее престижным дипломом, но успешнее других прошедшего испытания в
assessment-центре, гораздо больше шансов получить предложение о работе.
Иногда задание, особенно для менеджеров, состоит из нескольких кейсов, которые
нужно решить. Участники тестирования часто работают в группе над одним заданием.
Наблюдатели (рекрутеры), таким образом, получают хорошую возможность увидеть,
как ведут себя кандидаты, какие роли на себя берут, удается ли группе
выработать общую стратегию. Решение нужно презентовать - опять же наблюдатели
отмечают, кто берет на себя эту задачу, как он это делает и т. д.
Одна соискательница делится опытом участия то ли в групповом собеседовании, то
ли в допотопном assessment-центре: «...После дружеского знакомства нам была
представлена задача «про корову», которой мужик много раз торговал. Надо было
за несколько секунд дать ответ. Я дала ответ быстро, но неправильно. После чего
было предложено всем объединиться и дать общий ответ... Кстати, неправильный
ответ дала не только я. Смотрю, все прилипли к своим креслам, шевелиться не
могут... В общем, я всем предложила перепроверить, признала, что действительно
неправа и мы выдали ответ. Тетка-наставница с девицей переглянулись, обе
расплылись в улыбках, назвали мою фамилию и сказали, что мне перезвонят, а
остальные будут участвовать во «втором туре».
Психологический детектив
Психологические тесты можно разделить на две группы: тесты на определение типа
личности и характера, и тесты на определение способностей человека: IQ, памяти,
умения сосредотачивать внимание и пр. Против их применения на собеседованиях
возражают многие, главный (и справедливый) аргумент: психологический тест – это
не игрушка, проводить его должен только профессионал.
Например, нередко на собеседованиях применяется цветовой тест Люшера. Смысл
теста: испытуемому предъявляются восемь цветных карточек, а он выстраивает их
последовательность – начиная от самого «приятного» и заканчивая наименее
«симпатичным». И на основании этого делается заключение о душевном состоянии
человека. Тест Люшера довольно прост в исполнении, поэтому пользуется любовью
психологов и иже с ними. Казалось бы, что проще: показываешь карточки,
проверяешь по ключу, и человек как на ладони. И тут начинается самое
интересное. Макс Люшер как-то заезжал в Москву, давал интервью, выступал перед
психологами и... поражался. Во-первых, в его оригинальном тесте 81 цвет, а в
российском адаптированном - 8. Во-вторых, те карточки, которые он увидел в
арсенале психологов, были просто неправильно напечатаны – не те оттенки.
Чувствуете разницу?
У Алины своя история про психологическое тестирование. Она как-то пришла на
собеседование в PR-агентство (оно занималось и политическим пиаром и
продвижением кремов), в котором по инициативе гендира использовался опросник
MMPI. Этот тест выявляет не только личные качества человека, но и нет ли у него
психических отклонений. Пикантность ситуации добавляло то, что Алина сама
дипломированный психолог. Конечно, она попыталась использовать свои знания «на
практике» и заметила интересную деталь – в компании опросник (видимо, для
упрощения процесса) серьезно подсократили. Тест Алина прошла, но на эту работу
все-таки не устроилась.