Строить
всегда сложнее, чем рушить. Это правило в полной мере распространяется и на
карьеру. Кейт Лоренц, автор популярного в Америке руководства по планированию
карьеры, выделяет по крайней мере десять подводных рифов, о которые нередко
разбиваются наши карьерные устремления.
1. Скверные человеческие качества, отсутствие навыков общения.
Исследования ученых свидетельствуют: работники практически всех отраслей
предпочитают сотрудничать с теми коллегами, которые являются пускай и не самыми
квалифицированными специалистами, зато доброжелательными, симпатичными людьми,
приятными в общении. Человек, склонный к унынию, ворчливый, капризный или
грубый рано или поздно оказывается в изоляции, а для изгоев путь наверх по
карьерной лестнице практически закрыт.
2. Неумение или нежелание работать в команде.
Если только вы не гениальный писатель или живописец, вам никогда не достичь
серьезного успеха в одиночку. Умение сотрудничать, распределять
профессиональные роли, делиться полномочиями – одно из важнейших условий успеха
в мире современного бизнеса.
3. Необязательность, нарушение сроков.
Если срок завершения проекта – среда, а вы сдаете его в четверг, не
удивляйтесь, что вашей работой, пускай и прекрасно выполненной, останутся
недовольны. Более того, в следующий раз ответственное задание достанется не
вам, а человеку пускай и более скромных способностей, но ответственному.
4. Личные дела в рабочее время.
Рабочий телефон и компьютер – инструменты решения служебных задач, а не личных.
К тому же многие боссы считают себя вправе отслеживать переписку сотрудников
(тем более что технически это легко осуществимо). Так что будьте осмотрительны
в выражении своих чувств, особенно к начальству, - приватность общения по
служебному телефону или со служебного компьютера далеко не гарантирована.
5. Замкнутость.
Люди, замыкающиеся в своей скорлупе, оказываются невольно отрезаны от ценных
источников информации, перестают ориентироваться в служебной обстановке, лишают
себя необходимой поддержки коллег, а потому могут «прозевать» открывающиеся
карьерные возможности. 6. Служебный роман.
Если вы состоите в браке, он может очень скверно сказаться на вашей деловой
репутации – человек, способный на интрижку втайне от супруга, утрачивает
доверие также в глазах коллег и партнеров: можно ли положиться на того, кто уже
продемонстрировал свою ненадежность и непостоянство? Но даже если вы не связаны
узами брака, служебный роман вряд ли пойдет вам на пользу. В любом случае вы
станете жертвой досужих пересудов и пристрастного внимания. Вам это надо?
7. Страх перед риском и неудачами.
Если вы сами в себя не верите, то с какой стати в вас поверит кто-то другой?
Конечно, безрассудный авантюризм лишь в одном случае из миллиона способен
вознести вас к вершине, в остальных – погубить вашу карьеру. Но разумный риск
никому не мешал. Вместо того чтобы говорить себе: «Я никогда ничего подобного
не делал», - лучше скажите: «Я попробую». И не бойтесь совершить ошибку и
потерпеть неудачу. Опасливая расчетливость может оказаться более губительной
для вашей карьеры, чем пара промахов.
8. Отсутствие цели.
Главная беда не в том, что вам не удалось добиться своей цели, а в том, если
цели у вас нет. Сформулируйте свои долгосрочные задачи и планируйте свою
ежедневную активность таким образом, чтобы шаг за шагом приближаться к
намеченным целям. Иначе ваша активность рискует превратиться в беспорядочную
суету со случайными результатами.
9. Недостаточное внимание к своему внешнему облику.
Пусть по большому счету это и несправедливо, но в человеческих отношениях
привлекательная внешность играет огромную роль. Человеку неприятной наружности
люди меньше доверяют и склонны приписывать ему всяческие слабости и недостатки.
И наоборот.
10. Опрометчивость.
Не забывайте, что курительные холлы, коридоры, лифты – это не ваше личное
пространство, где вы могли бы вести себя абсолютно раскованно. Будьте
осмотрительны в том, когда и где, что и кому вы говорите. Избегайте
некорректных шуток, сплетен, кулуарной критики начальства. Свобода слова –
прекрасное завоевание демократии, но злоупотребление ею может стоить вам
карьеры.