Очень часто в бизнес-сообществах можно встретить вопрос: «Сколько денег нужно для организации собственного дела?» Запросы «бизнес с нуля», «создай свое дело» — одни из самых частых в поисковых системах. Эти темы закономерно волнуют большинство начинающих предпринимателей.
Но слепое следование советам блогеров и участников форумов может загубить новый бизнес. Следует помнить о том, что вряд ли кто-то захочет плодить конкурентов, поэтому стопроцентно доверять блогам не стоит. Как проверить, на чем основаны советы людей, которых вы даже не знаете: на собственном опыте, опыте знакомых или, как говорится, взяты с потолка? Советы друзей, конечно, достойны большего доверия, но можно ли поручиться за то, что их действия во всем были правильными, а их опыт — действительно успешным?
Вот самый распространенный совет друзей: «Прежде чем начинать бизнес, ты дай рекламное объявление о своих услугах где-нибудь в газете или интернете и жди, будет ли отклик. Если звонки будут, то ты поймешь, что твоя услуга востребована, а значит можно регистрироваться как юридическое лицо или предприниматель и начинать работать. Если же отклика на объявление не поступило, то не стоит и думать о собственном бизнесе.» И мало кто из друзей посоветует начать собственное дело с написания бизнес-плана.
Многие начинающие бизнесмены не используют бизнес-планы, другие начинают отказываться от них на полпути. Вот как они это объясняют:
«Когда я начинал свой бизнес, то понял, что предварительно оценить его перспективность очень сложно и действовать придется почти вслепую. Бизнес-план может помочь только тому, кто уже хорошо знаком с тем или иным видом деятельности. А как новичку представить себе, что ждет его дело через два-три года?»
Таким образом, большинство начинающих предпринимателей действуют «на глаз» и ориентируются на бюджет (проще говоря, прикидывают, сколько у них денег). Зачастую такой подход к бизнесу не дает ожидаемых результатов. Причина и в том, что новичок не может здраво оценить ситуацию, принимает желаемое за действительное. Вообще в начале пути большинство предпринимателей находятся в состоянии эйфории, им кажется, что как только они зарегистрируют фирму, то звонки и заказы посыплются как из рога изобилия. Разумеется, при таком подходе у них через несколько месяцев опускаются руки, т.к. результаты работы не соответствуют картине, существующей в их воображении.
С чего же начинается ваш бизнес? Конечно же, с идеи. Желательно, чтобы сфера будущей деятельности была вам знакома. Может быть, вы были хорошим менеджером по продажам, разбираетесь в этой области и теперь хотите сами организовать похожий бизнес. В незнакомой среде выше вероятность того, что вы наделаете ошибок, за которые вам потом придется расплачиваться.
Определившись с идеей, вам следует провести исследование выбранного рынка: найти информацию в Интернете, в книгах и периодике, выяснить уровень активности покупателей, возможной окупаемости, наличие мертвых сезонов, «подводных камней». Чем больше независимых источников вы изучите, тем более точные сведения соберете. Вам следует задуматься и об уникальности. Что будет отличать вас от таких же продавцов, как и вы: низкие цены, качественные услуги, лучшее месторасположение? Вы должны включиться в бизнес-процесс. Ведь это своего рода игра, и в ней, как в любой другой, можно познать сладость победы или горечь поражения. Следовательно, надо настраиваться на нужный лад. Вы должны полюбить свою идею, поверить в нее, тогда и другие проникнутся ею.
Конечно, вам теперь будет сложнее, изменится круг вопросов, на которые вам предстоит ответить, расширится ваше рабочее пространство. Все будут именно от вас ждать принятия решений, хотя, вполне возможно, раньше вам не приходилось этого делать.
После утверждения основной идеи следует продумать способы продвижения услуг, уточнить место расположения фирмы (а также то, будет это офис или торговая точка), определить, каким образом клиенты будут о нас узнавать. Особенно важно понять, сколько денег вам необходимо. Вполне возможно, что вашего бюджета не хватит, чтобы открыть бизнес, следовательно, начинать пока рано. Вполне возможно, из собственных исследований вы узнаете, что бизнес начнет окупаться только через год. Следовательно, надо подстраховаться, иметь «денежную подушку» на полтора года, иначе ваша фирма может просто не дотянуть до того дня, когда начнет получать прибыль. Необходимо предпринять все возможные шаги для устранения причин будущих вероятных неудач.
Только после того как вы будете уверены в своих планах и вычислениях, можно приступать к регистрации юридического лица.
В заключение необходимо решить, как вы будете рекламировать свои услуги. Все мы каждый день стараемся увернуться от назойливых раздатчиков рекламной продукции, удаляем спам из почты, выгребаем из почтовых ящиков и тут же выкидываем различные листовки. Однако многие из тех, кто начинает первую рекламную кампанию, сразу же обращают внимание на эти инструменты. В итоге клиентов нет, реклама не оправдывает себя, а деньги тратятся зря. Кто-то экспериментирует и пытается рекламировать себя в социальных сетях, размещая, например, сообщения типа «Программа, которая заработает Вам более $150000!» или «Я обычно не обращаю внимания на всякую ерунду, но тут наткнулся на полезную информацию на этом сайте…» Однако гораздо полезнее участвовать в жизни бизнес-сообществ, отвечать на вопросы потенциальных клиентов, создавая позитивную репутацию себе и своей компании.
Если вы поймете, что начинать бизнес пока рано, выжидайте, но если вы решили все эти задачи и уверены в себе, действуйте.