В наше
время деловые переговоры за ланчем – это неплохой способ создать непринужденную
атмосферу, настроить собеседника на нужный лад. Приглашая партнеров или
клиентов на бизнес-ланч, следует помнить несколько правил.
Для бизнес-ланча лучшим временем считается обеденное. Реже практикуются деловые
ужины. Где провести бизнес-ланч? Конечно же, оптимальный вариант – ресторан.
Однако допустимо пригласить партнеров на бизнес-ланч также и в свой офис.
Если Вы планируете провести деловой обед в ресторане, то тщательно подойдите к
выбору этого заведения. Лучше всего положиться на опыт, Ваш или Ваших друзей.
Вам нужно быть в полной уверенности, что выбранный ресторан не испортит
впечатления о Вас и Вашей компании.
Вы проявите уважение к собеседнику, если выберете ресторан неподалеку от его
офиса. Если такой возможности нет, постарайтесь выбрать ресторан, в который
обеим сторонам удобно добираться - на «нейтральной» территории.
Вам стоит заранее позаботиться о столике и заказать его по телефону. Вы также
сразу можете выбрать подходящее место в зале – подальше от шума и толкотни,
подальше от прохода. Закажите столик побольше, если планируете подписывать
бумаги.
Если среди приглашенных на деловой обед есть хотя бы один некурящий, выбирайте
зал для некурящих в ресторане. Свою потребность в никотине Ваши гости смогут
удовлетворить в курительной комнате, поэтому Вам следует обратить внимание,
насколько удобно оборудована такая комната в выбранном ресторане.
Немного о меню. Желательно максимально учитывать вкусы Ваших собеседников и
убедиться, что в меню ресторана достаточно как мясных, так и растительных блюд.
Если Вы не знаете как употреблять то или иное блюдо, или же не уверены, что
скрывается под экзотическим названием – не заказывайте это блюдо, иначе можете
ударить лицом в грязь.
Если Вы решили провести бизнес-ланч в офисе, то для этой цели подойдет
конференц-зал или комната для переговоров. Сервировку стола старайтесь
приблизить к ресторанной: не забудьте о скатерти и приличной посуде. Блюда
лучше заказывать, опять же, в проверенном месте – Вы должны быть уверены в их
качестве. Постарайтесь, чтобы Ваше меню было достаточно разнообразным.
Лучше если обслуживать Ваш деловой обед в офисе будет специально приглашенный
персонал. Почему нельзя в роли официантов использовать сотрудников компании?
Во-первых, это выглядит несолидно. А, во-вторых, присутствие рядовых
сотрудников при переговорах может быть нежелательным.
Помните о правилах этикета. Вы, как инициатор встречи, должны прийти минут на
десять-пятнадцать, чем приглашенные Вами гости. Не забывайте о правилах
пользования столовыми приборами: вилка находится в левой руке, нож – в правой.
Не кладите пальцы на зубья вилки или лезвие ножа.
Во время паузы в трапезе сложите приборы крест-накрест: вилка- выпуклой частью
вверх, нож – заточенной стороной влево. Ручка вилки «смотрит» на 5 часов, ножа
– на 7. Когда Вы заканчиваете трапезу, приборы складываются параллельно друг
другу, ручки «смотрят» на 5 часов.
Бумажной салфеткой губы не вытираются, их следует только промокнуть. Тканевую
салфетку можно положить себе на колено, но ни в коем случае не закладывать за
воротник на манер слюнявчика.
За столом не следует пользоваться зубочисткой, для этой цели можно выйти в
уборную.
И все-таки главное в бизнес-ланче – это деловая беседа. Ваша задача –
постепенно в разговоре перейти на нужную тему. Начните с нескольких общих фраз,
а поддержать разговор Вам поможет информация о компании, которую представляют
Ваши собеседники.
За деловым обедом не следует упоминать о своих гастрономических пристрастиях
или о проблемах со здоровьем, даже если кажется, что обстановка для этого
подходящая.
Не разговаривайте с набитым ртом и не задавайте вопросов собеседнику, пока он
пережевывает пищу. Трапеза в данном случае – это лишь фон, поэтому старайтесь
кушать небольшими порциями, чтобы иметь возможность поддерживать разговор.
Переговоры во время бизнес-ланча – это неформальная обстановка, поэтому уместны
легкие шутки. Однако нужно соблюдать крайнюю осторожность: неудачная шутка
способна перечеркнуть достигнутое взаимопонимание.
Когда Вы приглашаете партнеров или клиентов на бизнес-ланч для переговоров,
помните, что Вы представляете всю компанию – ведите себя спокойно, сдержанно,
достойно. Пусть успех сопутствует Вам!