Статті / Персональное меню

Персональное меню

30 марта 2009 р.

Стандартный пакет социальных льгот обычно напоминает комплексный обед в столовой. Чтобы повысить лояльность сотрудников, некоторые компании превращают его в подобие ресторанного меню, внедряя систему Cafeteria Plan. однако такой сервис требует жертв.

Кушать подано

«ЕСЛИ УДЕРЖИВАТЬ ЛЮДЕЙ только деньгами, можно разориться, — говорит директор по персоналу медийного холдинга GroupM Мария Финдлей. — Повышение зарплаты обычно мотивирует сотрудников не дольше трех месяцев, а потом воспринимается как данность».

Под этой фразой подписался бы каждый HR-специалист. Но социальные льготы (дотации на питание, оплата мобильной связи, медицинская страховка и т. п.), которые сейчас предлагают даже небольшие компании, тоже не являются конкурентным преимуществом. Более того, иногда они негативно влияют на лояльность персонала.

Дело в том, что большинство компаний используют стандартный подход: каждой категории сотрудников они предлагают один и тот же набор социальных благ. И люди получают то, что далеко не всегда им нужно. «Соцпакет — это мотивация халявой, — объясняет директор по персоналу компании "Эстана" Екатерина Днепровская. — В гараже у топ-менеджера может стоять BMW, а он ездит на корпоративной Skoda, потому что она бесплатная». В результате соцпакеты нередко воспринимаются сотрудниками как бесполезный и даже обременительный подарок. «Унифицированная система льгот создает в компании обстановку советского гастронома, — считает директор по персоналу ММВБ Оксана Гаврилица. — Вместе с дефицитной красной икрой вам в нагрузку продают перловую крупу, которую вы даже не едите».

Но альтернатива стандартному соцпакету есть. Маркетинг уже стоит на пороге эры кастомизации, поскольку потребитель хочет покупать товары, сделанные специально для него, с нужными ему параметрами и свойствами. Почему бы то же самое не попробовать в мотивационных схемах для сотрудников?

В 70-х годах прошлого века некоторые западные компании начали внедрять так называемую систему кафетерия (cafeteria plan). Она подразумевает, что вместо стандартного набора социальных льгот работнику предоставляют широкое «меню» и право выбрать на определенную сумму то, что нужно именно ему. При этом «кафетерий» задействует как материальную, так и нематериальную мотивацию — человек получает не только набор благ, но и свободу выбора, что само по себе является льготой.

Для российского рынка cafeteria plan скорее экзотика. По данным прошлогоднего исследования Ernst & Young, такой план используют лишь 3% опрошенных компаний. Поэтому наличие «кафетерия» кандидаты воспринимают как уникальное преимущество работодателя. «Для сегодняшнего рынка труда у нас очень низкая текучесть кадров — всего несколько процентов в год», — говорит директор по персоналу

ИТ-компании «Мирантис» Марина Симонова. «Мирантис» использует «кафетерий» вот уже семь лет. Но, как показывает практика, построить такую систему ничуть не проще, чем превратить советский гастроном в уютное кафе.

Правила хорошего заведения

«ВНЕДРЯТЬ СИСТЕМУ "КАФЕТЕРИЯ" на ММВБ мы стали после того, как поняли, что теряем деньги, — рассказывает Оксана Гаврилица. — Например, из всех средств, направляемых нами на мед страховку, люди реально "осваивали" лишь 40%».

Пустые траты — вот главный мотив, который вынуждает компании задуматься о cafeteria plan. Предложив сотрудникам самим выбирать льготы, фирма может заставить работать те деньги, которые она на них выделяет. Так, всего за год ММВБ в два раза повысила эффективность использования соцпакета. Как достичь такого же результата? «Секрет фирмы» обобщил опыт нескольких компаний и вывел формулу идеального «кафетерия».

Ресторан обычно открывают в проходном месте: заведению нужен поток платежеспособной публики. Внедрение системы «кафетерия» тоже стоит начинать с поиска целевой аудитории. Для этого необходимо провести исследование, насколько сотрудники удовлетворены существующей системой социальных льгот: считается, что лучше всего систему «кафетерия» воспринимают работники, недовольные нынешней ситуацией. Например, консалтинговая компания ПАКК обнаружила, что людей, проработавших на фирме несколько лет, не устраивает их положение. «Мы не могли показать ветеранам компании, что ценим их верность, — говорит директор по персоналу компании ПАКК Наталья Устиноваа, — поэтому решили выделить их из массы других сотрудников, дав им право самим составлять свой соцпакет».

На следующем этапе следует разработать правила обслуживания сотрудников. Как правило, человек, допущенный в «кафетерий», может заказать из «меню» любую льготу. Ограничены лишь количество наименований, которые он выбирает, и сумма условных денег, выдаваемых компанией сотруднику. «В нашем "кафетерии" нет никакой дискриминации, — объясняет Оксана Гаврилица. — Если сотруднику не хватает выделенных денег, он может доплатить за понравившуюся услугу из своего кармана».

Содержимое виртуального кошелька сотрудника обычно увязывают с объективными условиями: его должностью, грейдом, размером годовой зарплаты, эффективностью работы и т. п. Например, в «Мирантисе» сотрудник заказывает по «меню» набор льгот в размере 10% от своей годовой зарплаты. ПАКК использует «кафетерий» как инструмент долгосрочной мотивации, поэтому соцпакет привязан к стажу в компании. «С каждым годом работы у консультанта увеличиваются как лимит средств, так и число пунктов "меню", которые он может выбрать», — говорит Наталья Устинова. Единственное, в чем единодушны все компании, — сотрудник не имеет права отказаться от соцпакета и «взять деньгами».

«Обычная система льгот создает в компании обстановку советского гастронома. Вместе с дефицитной красной икрой вам в нагрузку продают перловую крупу, которую вы даже не едите»

На третьем этапе предстоит сделать самое важное — составить «Меню». По мнению эйчаров, лучше, чтобы люди самостоятельно сделали списки желанных льгот.

Как хороший ресторан невозможно представить без супов и горячего, так и «кафетерий» льгот — без категорий «страхование» и «обучение». Внутри каждой категории необходим выбор не меньше чем из

пяти-семи разных услуг. И каждое из «блюд» должно быть доступно в максимально большем числе ценовых вариантов. Так, по словам Оксаны Гаврилицы, медстраховка в ММВБ предусматривает выбор из 60 медицинских программ, а их стоимость варьируется от 0 до тыс. Кроме того, в хорошем заведении можно заказать не только набор определенных «блюд», но и что-то экзотическое. Например, один из программистов компании «Мирантис» попросил, чтобы ему оплатили обучение в астрологическом центре. «Мы согласились, хотя я до сих пор не понимаю, как это помогает ему в работе», — говорит Марина Симонова.

Наконец, чтобы соцпакет не приедался, стоит регулярно обновлять «меню». Сотрудники «Мирантиса» как-то пожаловались, что в существующем наборе льгот не хватает услуг по организации отдыха. В результате компания расширила «меню», теперь каждый сотрудник может потратить свои виртуальные деньги на туристическую поездку или приобретение нового комплекта рыболовных снастей.

Персонал, как правило, благосклонно оценивает появление «кафетерия». «Эта система не просто повысила лояльность сотрудников, — говорит Наталья Устинова, — ею интересуются даже кандидаты». Но при всех плюсах у ресторанного питания есть существенные издержки, которые несколько портят радужную картину.

«Унифицированную систему администрировать просто. Один раз перезаключил со всеми сотрудниками договоры ДМС, а потом отдыхаешь». Внедрение же «кафетерия» привносит в жизнь организации хаос



Источник: "http://www.jobway.ru"


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві