Статті / Проза Галины Пагутяк

Проза Галины Пагутяк

6 марта 2008 р.

    Галина Пагутяк — прозаик, эссеист, автор двенадцати книг прозы. Среди последних — «Писар Східних Воріт Притулку» (2003), «Захід сонця в Урожі» (2007), «Королівство» (2005), «Втеча звірів, або Новий бестіарій» (2006), «Слуга з Добромиля» (2006), «Книгоноші з Королівства» (2007). Еще несколько готовых произведений, в частности, романы «Писар Західних Воріт Притулку» та «Урізька готика» ждут своего издателя.

    Проза Галины Пагутяк переведена на английский, немецкий, русский, словацкий и хорватский языки. Готовятся переводы ее произведений и на другие языки.
В этом году на XIV Форуме издателей роман Галины Пагутяк «Слуга з Добромиля» вошел в десятку лучших из более чем 500 книг, представленных на конкурс.
    Родилась писательница в с. Залокоть Дрогобычского района на Львовщине, позже семья переехала в Уриж. Со временем это село станет местом действия многих ее произведений. Сейчас Галина Пагутяк живет во Львове.
Закончила факультет украинской филологии Киевского государственного университета им. Т. Шевченко (сейчас — Киевский национальный университет им. Т. Шевченко). Работала в школе, Дрогобычском краеведческом музее, частной школе, Львовской картинной галерее. Член Национального союза писателей Украины, работает в правозащитной организации.


    Литература и мистика
    «Галина Пагутяк вошла в литературу совсем не одной и той же дверью, которой входили все другие украинские писатели советского времени. Она вошла, не постучав и не попросив разрешения войти, она влетела через дымовую трубу и заставила считаться с ней. Ей удалось обойтись без произведений, которых требовала эпоха, а вместе с тем подарить произведения, которых требовала душа», — так пишет о ней Юрий Вынничук.
Галина Пагутяк сразу начала писать большие романы, в каждом из которых была неповторимой. Со временем порадовала читателей небольшими, ювелирно отточенными произведениями. В новеллах несколькими строками, одним абзацем, она создает образы удивительной силы и яркости. «Ее поэтическая проза близка к жанру магического реализма...» — пишет Юрий Вынничук в предисловии к одному из изданий. Действительно, читая ее романы «Слуга з Добромиля», «Урізька готика», трудно определить, чего в них больше, мистики или реализма.


    Читатель
    Мыкола Жулынский, прочитав роман Галины Пагутяк «Королевство» вместе с кошкой Проней Прокоповной, написал в предисловии, что писательница «... этим романом посмотрела на современную Украину детскими глазами...», а Проня Прокоповна спросила: «Интересно, за что и почему эта писательница любит наш кошачий род? Говоришь, она рыжеватая? И такая «в себе», с когтями, не такая, как вы все? Может, она тоже из кошек?»


    Люди и кошки
    Вполне возможно, что Галина Пагутяк тоже из кошек, точнее из львов. Об этом говорит ее пышная золотая грива и независимый характер. Вполне возможно, что она - потомок рода Дракулы, писательница сама говорит об этом. Вполне возможно, что песня «Она» написана как раз о Галине. Во всяком случае, героиню этой песни я представляла именно так.
Галина Пагутяк — удивительный человек, отзывчивый и чуткий, интересный собеседник, с тонким чувством юмора. В то же время она не любит публичности, фальши и лицемерия, не любит светские тусовки, а также… давать интервью. Но мне очень хотелось рассказать о ней как писательнице и человеке, услышать ответы на волнующие вопросы.

    Книги пишут для родственных душ


    — Книга — своеобразный мост между читателем и писателем. А каким вы видите своего читателя?
    — У меня немного читателей, поскольку книга — не товар. Их пишут для родственных душ, ищут интересного собеседника, друга. Мне очень нравятся слова Марселя Пруста: « Книга — дитя одиночества и молчания». Чтобы найти настоящих друзей, надо уметь вынести и одиночество, и молчание, не ввести себя и других в искушение. Писатель должен понимать, что создает не только собственную репутацию, но и отвечает за душевное благосостояние своих друзей-читателей.
Когда я начинала писать, меня предупреждали, как трудно писать книги. Через много лет я поняла, что именно тяжело: поддерживать дружбу со старыми читателями и находить новых при помощи слов и только слов.

    — Писатель должен идти впереди общества, быть в центре событий или наблюдать со стороны?
    — Как сказано в Библии, «нет пророка в своем отечестве». Художника, философа терпят в обществе, но он никогда не должен осознавать себя его частью. Он — часть Вселенной, он — создатель, волшебник. И в обществе пользователей всегда будет в оппозиции. Откуда он будет брать идеи, мысли и образы — неважно. Он может просто сидеть у окна и видеть больше, чем другие. И он должен помнить, что любовь к нему может быть адом, а ненависть — раем. Общество всегда непредсказуемо и опасно. Без сильного характера невозможно стать художником. Поэтесса Эмили Диккинсон всю жизнь прожила в маленьком городке, где к ней относились с легким презрением. Она писала о цветах, деревьях, птицах, нисколько не задумываясь о том, что это кому-нибудь нужно или актуально. А сейчас оказывается, что без ее стихов мир был бы намного хуже.


    Предпочитаю пить из источника

    — В каком направлении сейчас идет украинская литература? Чувствуют ли современные писатели ответственность за Слово сказанное, написанное?
    — Мне кажется, наша литература похожа на больного, который разучился двигаться и думать самостоятельно. Многие молодые писатели уверены, что только та книга хорошая, которая быстро продается. У них нет друзей среди читателей, есть только покупатели. У них нет друзей среди писателей, есть только конкуренты. Они не одержимы духом творчества, а демоном успеха. Они часть общества, а не часть Вселенной. Это проблема всей современной мировой литературы. В нынешнем  обществе потребителей навязывают романы, как предмет роскоши или наркотик. Мне кажется, у книг надо чему-то учиться.   Когда книга вместе с ее автором — голый король, это только ухудшает человечество. Остается классика. Для чтения, осмысления и как эталон. Мне наплевать, что пишут о наших классиках критики-постмодернисты, я предпочитаю пить из источника, а не с ручья. Чем больше мы боимся провинциализма, тем больше погружаемся в него. Но самая главная проблема — низкий художественный уровень, глухота и слепота нашей литературы. Она не ведает об истинных потребностях тех, для кого якобы пишутся.

    — В ваших произведениях много мистики, необычных персонажей, других миров. Иногда критики называют это бегством от реальности. А как вы это объясните?
    — Никак. Мне просто нравится все необычное и чудесное. Это тоже реальность. Пожалуй, критики путают реальность с обыденностью. Я хочу создавать миры, в которых можно жить не только мне, но и другим. Я хочу, чтобы каждый знал, что в этой тусклой повседневности есть множество дверей, которые открываются в космос. И я нахожу и показываю некоторые из них. В «Королевстве» есть поговорка: « Если не можешь найти дверь — нарисуй ее на стене».


    Никакого насилия над разумом, только свобода выбора

    — Вы умеете видеть необычное в обычном, смешное в грустном. Вам это помогает в жизни, или наоборот? В чем источник вашего вдохновения?
    — Творчество спасает меня, а значит, может спасти еще кого-то. Я родилась такой, и не знаю, как бывает у других. Но всю жизнь я провожу на краю пропасти, ощущая постоянную угрозу. Так сложилась звездная конфигурация. Если передо мной возникает что-то, чего не могу принять или смириться с ним, я говорю себе: «Так есть, но так не должно быть». И мир начинает меняться.

    — Ваша дочь Лада — героиня произведений, первый читатель и критик, помощница, подруга, студентка... А еще?
    — Детей надо воспитывать с любовью, это знает каждый. Но только любовь просвещенная может помочь ребенку стать личностью. Я не представляю, как можно отречься от своего ребенка ради творчества или карьеры. Это противоречит гармонии Вселенной. Воспитывая дочь, я пыталась не повторить ошибок собственных родителей: никакого насилия над разумом и чувствами, никакого авторитаризма, только свобода выбора.

    — Что вы подготовили к Форуму издателей 2007? Какие новые книги увидит читатель?
   — Две книги. Первая — продолжении фэнтези «Королівство», вторая — дополненное переиздание «Захід сонця в Урожі». Как всегда, маленькие тиражи. А насчет издания новых книг — это зависит не от меня. Я не хожу и не предлагаю свои труды издателям. Им намного приятнее найти меня, тогда у нас складываются хорошие отношения.

    — Кошки занимают особое место в вашей жизни и творчестве. Почему? Каких еще представителей живой природы вы любите?
    — Знаете, кошки — особенные существа. Они умудряются сохранять полную независимость в замкнутом пространстве — есть чему поучиться. К тому же я люблю все живое. Это наши братья и сестры, и перед Господом мы все равны. Я не считаю человека венцом творения. Он слишком низко пал, стал лживым и бессердечным.


    ...никакое насилие нельзя оправдать высшей целью

    — Вы работали в правозащитной организации. Можете рассказать, какой опыт приобрели?
    — Самый главный вывод — все люди равны в своих фундаментальных правах на жизнь, передвижение, работу, жилье, образование… В остальном они могут быть неравными. Я презираю людей, которые считают, будто их нация, религия, имущество лучше других. Я считаю, что никакое насилие нельзя оправдать высшей целью. Я против смертной казни. Это взгляды, которые не подлежат пересмотру или дискуссии. Они должны стать основой будущего гуманного общества

    — Ваши произведения называют одними из лучших для экранизации. Если бы Вам предложили снять фильм по вашим романам, кому бы отдали предпочтение — отечественным или зарубежным кинематографистам?
    — Я вижу многие свои романы как фильм, но это мое видение. Когда пишу, перечитываю. Для меня этого достаточно: образы живут в созданном мною пространстве, как им нравится. Зная ситуацию с отечественным кинематографом, вряд ли я бы доверила ему экранизацию своих работ. Но совместное кинопроизводство было бы наилучшим вариантом. Только вряд ли это случится скоро.


    ...отдавать предпочтение сердцу

    — У вас есть фирменный рецепт, например, жизненного успеха?
    — Меня никогда в жизни об этом не спрашивали. Я ненавижу слово «успех». Меня ведет судьба тем единственным путем, которым я могу идти. Иногда я чувствую себя счастливой и спокойной, но это все иллюзия. Я бы пожелала всем, кто прислушался ко мне, отдавать предпочтение сердцу, а не разуму. Просвещенному сердцу, разумеется.


    Королева и Королевство
    Галина Пагутяк в детстве мечтала стать королевой или археологом, который откроет древние сокровища. «В детстве жалела, что не умею видеть древние вещи под землей». Она стала королевой в своих произведениях и открывает сокровища мудрости и добра. Галина Пагутяк знает, как тяжело и важно быть королевой в своем королевстве.
    Эта маленькая хрупкая женщина на первый взгляд кажется беззащитной. Но в ней чувствуется скрытая огромная внутренняя сила. В одном из своих произведений писательница рассказывает о речке Быстрице, которая из маленького ручейка может превратиться на бушующую и опасную. Галина Пагутяк и сама похожа на эту речку: «Я тоже люблю сносить всяческие преграды на своем пути... Ведь в моих жилах течет кровь Быстрицы и кровь неведомых мне предков...»
    Галина Пагутяк любит путешествовать. «...если я пишу, то должна представлять место, где все происходит». Но она умеет видеть больше, чем обычные люди: и горы с высоты полета, и камень под ногами, которые рассказывают ей то, что видели сами на протяжении веков. Хотя вполне возможно, что писательница тоже путешествует во времени. Она буквально впитывает красоту родной земли, бережно собирает по капельке предания и щедро отдает их своим читателям.

    При подготовке интервью были использованы материалы прессы, книг Галины Пагутяк и сайта pahutjak.boom.ru



Автор: Александра Чаус


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві