Что и требовалось отказать
21 февраля 2008 р.
Закон физики, как и остальные законы природы, неумолим и в переводе на рабочие отношения прозвучит так: часть нагрузки, от которой стремится избавиться один сотрудник, не исчезает бесследно «в никуда», а неизбежно прибавится к нагрузке другого. Охочих отделаться от тяжелой, рутинной или просто неинтересной работы хоть отбавляй. Вот только на чьи плечи ее возложить? Правильно, на плечи того, кто не сумеет сказать решительное «нет». Присмотритесь, не из вас ли хотят сделать офисную Золушку?
Все кому не лень привычно нагружают (или как сейчас принято говорить — делегируют) вас своими обязанностями? Вы отвечаете практически за все (то есть получаете нагоняй в случае, если не выполните чьи-то обязанности) и никогда не дождетесь от окружающих слова доброго (то бишь премии)? Все ясно — вы и есть та самая «офисная золушка». Как это выглядит на практике? Рассмотрим на конкретном примере.
Сказка — ложь?
Положим, в некой молодой, но перспективной компании работает офис-менеджер Верочка, отвечающая за обеспечение каждого работника всеми необходимыми канцелярскими и кофейно-питейными принадлежностями, а также за бесперебойную работу оргтехники. И никогда не отказывающаяся отвечать на звонки клиентов компании и просто любопытствующих. И не игнорирующая различные поручения «на подхвате», связанные (и не очень) с офисным хозяйством, и (что было особенно по сердцу руководству) не требующая повышения зарплаты. Да и коллеги не отстают: «Верунь, отправь этот факс срочно!» или «Сходи в архив, принеси подшивку счетов за 2000 год до н.э.» и еще многое другое. Когда выяснилось, что Верочка учится на заочном отделении, осваивая профессию экономиста, на нее почетно возложили составление бизнес-плана очередного проекта, а вслед за этим главный бухгалтер стала привлекать исполнительную девушку в качестве помощницы при составлении финансовой отчетности. А прибавку к жалованью в очередной раз предложить «забыли».
Утраченное «нет»
Почему нам так сложно произнести это заветное слово? «Да» и «нет» — одни из самых простых слов любого языка, которыми дети овладевают еще в младенчестве и пользуются в равной степени без тени сомнения. «Нет, не пойду в садик!», «Не буду есть эту кашу», «Не хочу ложиться спать»… И, обратите внимание, любой малыш горячо отстаивает свои интересы и свободу действия, порой не пасуя даже перед угрозой наказания. Однако, повзрослев, многие робеют говорить «нет». Что происходит?
Пожалуй, все причины можно разделить на две группы. Первая — заниженная самооценка. Большинство произносит «да», подразумевая «нет», когда боится обидеть собеседника, испортить с ним отношения («он станет хуже ко мне относиться») или из боязни оказаться отвергнутым. Неуверенные личности полагают, что имеют значимость в чьих-то глазах только тогда, когда выполняют просьбы. Откажи — и контакт обрывается. Как правило, обладатели низкой самооценки практически никогда и ничего не просят у других для себя. Поэтому баланс сдвигается, а со стороны кажется, что все их эксплуатируют. Впрочем, иногда это действительно так.
Вторая причина — сформированный стереотип поведения. С трудом произносящие «нет», как правило, выросли в семьях, где культивировались принципы: «вежливый человек не может ответить отказом на вежливую просьбу». Родители, сами не умеющие отказывать, прививают подобные социальные нормы и своим детям, которые впоследствии боятся нарушить куртуазность поведения в обществе. Бывает, воспитание строится на недемократичных принципах беспрекословного подчинения младших воле старших. Иногда отказ (протест, бунт) чреват весьма плачевными последствиями. А наказание запоминается на всю жизнь.
Что ж, несмотря на причины, сформировавшие вашу робость, надо помнить: никогда не поздно научиться говорить «нет» заново.
Когда нужно говорить «нет»?
Услышав просьбу, мы начинаем колебаться: соглашаться или нет? На одной чаше весов лежит вполне естественное желание помочь сотруднику (или хотя бы не испортить с ним отношения). А на другой — непривлекательная возможность стать жертвой приема «нога в дверях». Что это за приемчик?
Обычно податливый индивид, один раз согласившийся выполнить необременительную просьбу, через некоторое время вынужден пойти и на гораздо большие и серьезные уступки. Например, сегодня сотрудник попросит вас проверить «незамыленным» глазом составленную калькуляцию, завтра — подменить его «на часик», потом проконсультировать по составлению отчета… Так не успеете оглянуться, как начнете работать «за себя и за того парня». По своей сути прием напоминает проникновение в жилище нежелательного гостя, который вначале просовывает в дверной проем только ногу, не давая закрыть дверь, а потом и целиком вваливается в дом — отсюда и название.
Как же разобраться, когда нужно пойти навстречу коллеге, а когда все-таки лучше отказать?
Однозначно стоит сказать твердое «нет», когда:
— У вас нет достаточно знаний, умений, способностей и сил для того, чтобы выполнить это поручение;
— Отсутствует свободное время. Даже если просят о незначительной услуге, она потребует временных затрат. А «незначительность» порой превосходит самые смелые ожидания;
— Не хотите откликаться на просьбу. Речь идет не о банальной лени, а о случаях, когда вы всеми фибрами души противитесь чужому желанию. Впрочем, иногда не помешает проявить и обычный здоровый эгоизм, особенно, когда просьба сделать чью-то работу не имеет под собой уважительных причин;
— Если просьба влечет негативные последствия;
— Вы чувствуете, что вами пытаются манипулировать. Прислушайтесь к себе. Заметили следы внутренней борьбы? Чувствуете, что вам не хочется что-то говорить или делать, но приходится? Самое время произнести волшебное слово «нет», которое и станет вашей защитой.
5 способов сказать «нет»
Радикально настроенные душеведы считают, что 5 способов сказать «нет» должны выглядеть только таким образом:
1. «Нет».
2. «Нет».
3. «Нет».
4. «Нет».
5. «Нет».
И действительно, один из вариантов — произнести четкое и прямое «нет». Без всяких извинений, оправданий и объяснений, почему вы не сможете этого сделать. У откровенного «нет» много сторонников, считающих, что это всегда лучше, чем нетвердое «да», за которым через время все равно последует отказ. Но есть и еще способы не менее твердо высказать свое несогласие.
· Аргументированное «нет». К отказу вы присовокупляете краткое пояснение причины. Например: «Извини, я не могу поехать вместо тебя в командировку, потому что должна присутствовать на переговорах с партнерами».
· Условное «нет». Вариант 1: переносите выполнение просьбы на более подходящее для вас время (условия). К примеру: «Сейчас я не могу помочь тебе с составлением отчета, но как только закончу сводить баланс — я к твоим услугам».
Вариант 2: эти условия вы продуцируете самостоятельно: «Я вовсе не отказываюсь переделать этот отчет, если вы укажете мне на допущенные неточности». Или: «Разумеется, я тебе помогу, но взамен ты поможешь мне сформировать базу данных».
· Делегированное «нет». Пусть тот, кто склоняет вас выполнить некую дополнительную работу сам скажет, как он представляет этот процесс с учетом и ваших интересов. Например: «Я прекрасно понимаю твою ситуацию. Наверное, я бы тоже попросила кого-то о помощи. Но что же мне делать? У меня еще целая куча дел, а если я не сдам в сроки отчет, начальник меня «съест»!» или: «Даже не знаю, что и делать! Если я сегодня не успею на день рожденья к любимой бабушке, она вычеркнет меня из завещания».
· Апелляционное «нет». Не скрывайте сущность проблемы. «Кому достанется премия, по-твоему, если я сделаю эту работу вместо тебя
· Радикальное «нет». Это самый простой и действенный способ отказа: «Это не входит в круг моих обязанностей (сферу интересов)», «Я не хочу нести ответственность за это» или «я получаю зарплату совсем за другое», но к нему прибегают не так часто. В основном, когда более мягкие и завуалированные варианты не действенны.
Психологи утверждают: тем, кто все время не согласен, манипулировать трудно. Только не переборщите с отказами, опытный манипулятор тут же перестроится и сыграет на вашем пафосе отрицания. Например, приведет точку зрения, противоположную собственной, и тем самым направит вас в нужное ему русло. Поэтому помните, что вы — свободная в своем выборе личность, во всем имеете собственное мнение и твердую позицию и всегда имеете право сказать «НЕТ», даже когда собеседник этого не ожидает. И тогда даже виртуозы жанра манипулирования сломают зубки о «крепкий орешек».
Комментарий специалиста.
Ведущий специалист кадрового агентства «Инициатива», Ирина Дубинина:
Иногда определить, что вас прочат в должность штатной Золушки можно еще на этапе собеседования. Как?
Первый признак. Рекрутер (менеджер по подбору персонала, непосредственно работодатель) будет вдохновенно рассказывать о том, как сильно он ценит сотрудников трудолюбивых, денно и нощно (а главное — бескорыстно) пекущихся о благе компании. Незаметно вставляет в разговор фразы, однозначно свидетельствующие, что недостатка в работе не будет, в качестве «компенсации» возможен лишь некоторый недостаток в заработной плате. Не белоручка ли вы? Не боитесь работы? «О нет!», — отвечает соискатель, демонстрируя всем своим видом, что «нам любые горы по плечу». Ну что ж, взялся за гуж…
Второй признак. Вам перечисляют все ваши обязанности, но вы по собственному опыту знаете: чтобы справиться с этим ворохом работы, нужна, как минимум, дюжина крепких солдат. Или напротив, пытаясь уточнить, что же будет входить в ваши непосредственные обязанности, слышите нечто невразумительное вроде: «Разберетесь по ходу дела».
Признак третий. На этой позиции (в этой компании) тотальная текучка, поэтому фирма находится в состоянии непрекращающегося поиска специалистов, выдвигая к кандидатам минимальные требования.
Автор: Анна КРУПКО