Статті / Услышать все!

Услышать все!

21 февраля 2008 р.

    Восточная мудрость гласит: «Истина находится не в устах говорящего, а в ушах слушающего». Очень тонко и точно подмечено, ведь чтобы понять друг друга, нужно уметь не только красиво говорить, но и внимательно слушать.

    Слышать — означает воспринимать звуки на физическом уровне. Ежеминутно мы улавливаем сотни разных звуков, но воспринимаем их только как звуковой фон. Слушая, мы сосредотачиваемся на предмете или человеке и начинаем понимать значение тех или иных звуков, речи, например. Когда люди говорят, что они не понимают друг друга, при этом общаясь на одном и том же языке, это означает, что они не хотят слушать.


    Почему нам трудно слушать?
    Исследователи утверждают: умением выслушать собеседника, спокойно вникнуть в суть его проблемы обладают около 10% людей. Дело в том, что человек думает в 4 раза быстрее, чем говорит. Поэтому во время разговора наш мозг, имея запас свободного времени, начинает отвлекаться на что-то другое и, в конце концов, теряет «нить» беседы. Сложность сосредоточенности на «слушании» можно объяснить еще и избирательностью нашего внимания. Например, у кого-то больше развит визуальный тип восприятия, когда важен внешний вид собеседника, его жесты и т.д. Мешает слушать также желание немедленно ответить собеседнику, тем самым «переключив» внимание на себя. Но визави как раз нуждается в слушателе, причем не перебивающем. Как показывает практика, умение слушать — один из самых востребованных и «популярных» методов восприятия информации, который особо ценится в деловом мире. Согласно данным исследований, 45% рабочего времени мы слушаем, 35% занимают разговоры, 20% «уходит» на чтение и письмо. Поэтому, если дара слушателя вы не имеете, значит, его нужно приобрести, чтобы избежать недопонимания с коллегами, партнерами, начальством. Но об этом чуть позже.


    Что нам мешает слушать?
    Часто можно услышать жалобы на трудность восприятия информации на слух, которая имеет свойство через некоторое время оно «выветриться». До недавнего времени со мной было то же самое. Но однажды произошел случай, буквально перевернувший если не всю мою жизнь, то представления о том, что нужно знать и уметь и чему поучиться. Мне как журналисту приходится брать интервью у разных интересных людей. До этого роль внимательного слушателя успешно выполнял диктофон. Мне нужно было только держать общую нить разговора, чтобы задавать уместные вопросы. Запоминать детали, обращать внимание на нюансы не надо было, поэтому во время беседы я постоянно на что-то отвлекалась, стараясь, конечно, чтобы при этом у меня был очень сосредоточенный вид. И вот в один прекрасный день на интервью с очень уважаемым человеком, мой диктофон сломался. Можете себе представить мое состояние. Но работу все равно нужно было выполнять. Стараясь не пропустить ни единого слова собеседника, я делала в блокноте определенные значки, надеясь, что потом они мне помогут. С этого интервью я вышла с мокрой спиной. Сразу, чтобы ничего не забыть, села писать. В общем, материал получился самым лучшим за всю мою журналистскую деятельность, а проблем с восприятием информации на слух больше никогда не возникало. Отсюда вывод: одна из главных причин неумения — отсутствие ЖЕЛАНИЯ слушать.
    К мешающим факторам можно также отнести:
    Рассеянность. Другими словами — неумение концентрировать внимание.
    Что делать? Тренировать внимание. Делать это можно, например, по дороге на работу. Попробуйте сконцентрироваться на определенных звуках: посчитайте количество шагов, раздающихся за спиной, «вылавливать» в толпе определенные слова, например «маршрутка» и т.д. 

   Скука. Да, вам не интересно и не очень-то нужно, но по каким-то причинам необходимо слушать и запоминать. 
   Что делать? Попробуйте мысленно поиграть с собеседником в игру «критик». Вам нужно составить разгромную речь в ответ на занудное «повествование». Сделать это можно, лишь вслушиваясь в то, что говорят, «ловя» всякие несуразности и «неправильности».

    Забывчивость. Как говорил герой одного фильма, «Тут помню, тут уже не помню».
    Что делать? Говорят, что самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти. Конечно, если страдаете забывчивостью, лучше всего записывать информацию. Ну а если такой возможности нет? Воспользуйтесь «ключами», то есть основными словами, чтобы потом в памяти удалось отобразить суть разговора. Эти слова-«ключи» должны у вас ассоциироваться с тем, о чем вы никогда не забываете.


    Стили слушания
    У каждого своя манера слушать, отражающая характер человека, интересы, возраст, положение в обществе. Например, руководители, умеют слушать очень внимательно, не перебивая, выбирая даже из самой сумбурной речи, основное, что и составляет суть вопроса. Более того, по тому, как вас слушают (соответственно какие и как задают вопросы), можно определить род занятий собеседника. Косметолог, визажист, стилист, скорее всего, обратит внимание на внешний вид и будет слушать в пол уха, сосредоточившись на каких-то внешних, интересных ему деталях. Учитель словесности обязательно обратит внимание на правильность речи, а психолог, на что и как говорит собеседник.
     Умение слушать требует определенной гибкости при выборе стиля восприятия информации с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение. Другими словами, нужно выбирать стиль слушанья в зависимости от возраста, рода занятий, социального положения собеседника, и полное взаимопонимание с ним обеспечено. Что же это за стили?
    Условно их можно поделить на:
    Оценочный. То есть слушатель в ходе беседы дает определенную оценку («да, это хорошо», «ну ты даешь», «не знаю, по-моему, не очень» и т.д.) услышанному. Таким образом, он поддерживает разговор и показывает свою заинтересованность в теме.
    Аналитический. Предпочитающий этот стиль склонен анализировать содержание беседы задавать уточняющие вопросы или требовать конкретных примеров, чтобы рассказчик мог наглядно проиллюстрировать сказанное. В конце беседы «аналитик» зачастую выдает результат решения обговариваемой проблемы, даже если тот об этом и не просили.
    Сочувствующий. Такой слушатель, обычно, соглашается с тем, что говорит собеседник, проявляя сочувствие и понимание. Таким образом, он может рассчитывать на полное доверие со стороны рассказчика.
Попробуйте определить свой стиль слушанья, если не получается, попросите, чтобы кто-то за вами понаблюдал и сделал соответствующие выводы. Стили слушанья меняются, в зависимости от собеседника, его ожиданий от беседы, и от обстоятельств общения. Если собеседник ищет сочувствия, не стоит применять оценочный или аналитический тип слушанья. И наоборот: если от вас ждут конкретного анализа сказанного, в сочувствии «рассыпаться» не стоит.


    Как установить первоначальный контакт?
    По большому счету, от того, насколько удачно начнется беседа, зависит и ее результат. Соответственно, перед началом нужно провести определенные «настройки». Поможет в этом так называемый положительный язык поз и жестов, который будет говорить о желании или нежелании общаться.
    Поэтому, если вы заинтересованы в беседе, примите позу «я весь внимание»: немного наклонитесь вперед к собеседнику и одобрительно смотрите ему в глаза. Однако нужно отметить, что слишком пристальное и долгое «смотрение» может вызвать обратную реакцию (собеседник будет чувствовать себя, как на допросе). Поэтому, как говорится, ищите золотую середину.
    Ни в коем случае, не принимайте «развалившуюся» позу: рассказчик это воспримет, как пренебрежение. Постарайтесь также не скрещивать руки — это означает, что вы как бы закрылись, отгородились от собеседника, либо же заняли оборонительную позицию и готовы «нападать». Также старайтесь во время беседы двигаться, но не вскакивать и расхаживать по комнате (воспринимается как знак того, что собеседник вам уже надоел). Можно, например, передвинуть какой-то предмет на столе. Если вы замрете в одной и той же позе, да к тому же еще и не будете смотреть время от времени на говорящего, то, скорее всего, он подумает, что вы «ушли в себя» и размышляете о чем-то своем.


    Учимся слушать
    Чтобы стать хорошим слушателем, нужно придерживаться всего лишь нескольких несложных правил. 
    Не прерывать и не перебивать. Даже если кажется, что вы разбираетесь в этом вопросе лучше. Может и так, но, перебивая, вы даете понять собеседнику, что вам не интересно сказанное им, а ваше мнение важнее. Такое поведение не корректно и не всегда может быть оправданным.
    Не заканчивайте предложения. Даже если знаете, что сейчас прозвучит или хотите показать свою осведомленность в теме. Вы рискуете «отбить» у рассказчика всякое желание продолжать общение.
    Задавая вопрос, не отвечайте сами. Возникшая пауза говорит, что собеседник обдумывает ответ, а не ждет помощи от вас. 
    Кивайте, «играйте» бровями, жестикулируйте. Умеренно, конечно. Это очень эффективный способ показать, что вы слушаете и понимаете.
    Установите вербальную обратную связь. Да, ага, хм, ух ты, ого и т. д. — это вербальная реакция, подтверждающая, что вы слушаете собеседника и вам интересна тема беседы.
    Задавайте уточняющие вопросы. Если что-то неясно или вы не уверены, что правильно поняли информацию — не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Не бойтесь показаться недалеким или непонятливым, наоборот, вы произведете впечатление искренне интересующегося темой беседы, старающегося не упустить важные ее моменты.


    В тему
    Давно известно, что мужчины и женщины по разному воспринимают окружающую действительность. Однако далеко не все знают, что даже слушают представители разного пола неодинаково. Проведя исследования, ученые выяснили, что мужчина, беседуя с женщиной, перебивает ее в два раза чаще, чем она его. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить направление разговора в момент, когда ее перебили. К тому же мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора, тогда как женщины уделяют внимания самому процессу общения.
    Мужчины обычно слушают внимательно только первые 10–15 секунд. Затем начинают либо слушать самого себя (уходят в себя), либо думают о том, что бы самому добавить к предмету беседы. Психологи считают: такое поведение связано с тем, что мужчины в большинстве своем склонны к активным действиям, слушание же — процесс, требующий определенной усидчивости. К тому же представителей сильного пола с детства приучают принимать решения, поэтому мужчины стремятся скорее прервать разговор, чтобы «выдать» даме готовое решение и, опять таки, начать действовать. Другое дело, что действия не всегда бывают правильными.
    Женщины же, в большинстве своем, слушатели более благодарные. Они стараются вникнуть в детали разговора, стараются понять чувства и эмоции, переполняющие рассказчика. Дамы реже перебивают собеседника, а когда перебивают их, то возвращаются к вопросам, на которых остановились, а не переходят на другую тему.
Это, конечно же, не означает, что все мужчины невосприимчивые и некорректные слушатели, а женщины — душевные и отзывчивые.



Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві