Статті / По секрету всему свету

По секрету всему свету

14 февраля 2008 р.

    Помните, была когда-то популярная детская песенка: «Ля-ля-ля, жу-жу-жу, по секрету всему свету, что случилось, расскажу», которая очень наглядно, а главное доступно, объясняла сущность слухов. Слух — понятие парадоксальное. Для чьей-то, например, репутации или имиджа компании он может быть губительным, даже если информация не подтверждается. Кому-то, представителям шоу-бизнеса, например, он может принести дополнительные дивиденды, при правильном пиаре, конечно. Так бороться или не бороться со слухами?

    Конечно же, бороться — горячо воскликнет кто-то, ведь слухи могут натворить много бед, испортить кому-то жизнь, и личную, и деловую. Все это действительно так, и слухи нужно пресекать. Если бы не одна сложность: согласно толковому словарю, слух (или же сплетня — слова-синонимы) — это молва, известие о ком-то или чем-то, обычно не подтвержденное или основанное на непроверенных или же заведомо неверных сведениях. То есть слух к «делу не подошьешь», поскольку информация «незадокументирована», и от кого исходит, установить обычно не получается. К тому же это молва (все болтают), а всех, как известно, «не переловишь». Другое дело клевета (порочащая ложь), которая уголовно наказуема, ведь клеветника можно «вычислить»: обычно он (или она) оставляют письменные или какие-либо другие свидетельства своей «деятельности».
    Тем не менее, слухи были, есть и будут, к сожалению, использоваться обществом, принося тому, на кого направлены, вред. Пример из жизни. Одна моя знакомая организовала в пригороде Киева небольшую пекарню разнообразной сдобы, тортов прочих «вкусностей». До сих пор неизвестно, кому помешала эта женщина, но вскоре поползли слухи, что санэпидстанция, проверив состояние пекарни, пришла в ужас, а подписала положительное заключение только благодаря взятке. В пекарне-де водятся и тараканы, и крысы, а мука затхлая…Сами понимаете, после такой «рекламы» количество клиентов катастрофически уменьшилось и предприятие вскоре закрылось. Официальные заверения санитарного врача, что состояние пекарни удовлетворительное, делу не помогло, поскольку было сделано с некоторым опозданием, время было упущено.


Почему возникают слухи?
    Психологи утверждают: жизненный и психологический комфорт индивида напрямую зависит от того, насколько высока доля окружающей его неизвестности или неопределенности. Соответственно, чем меньшим количеством информации владеет человек, тем неуютнее он себя чувствует. Как в таком случае проще всего поступить? Восполнить недостающую информацию. Если точных данных взять негде, отсутствует доверие к «официальным источникам», которые к тому же молчат, это делают сами люди. Как умеют, насколько хватает фантазии.
    Слухи бывают очень живучи, поскольку «подпитываются» верой слушающих, и потому что это просто…интересно, это будоражит нервы, позволяет хоть немного отвлечься от серой будничности, ощутить какой-то драйв.
    Однако, в большинстве своем, слухи имеют, так сказать, определенный жизненный цикл и со временем исчезают, особенно, если их никто и ничто не поддерживает.
    Как бы там ни было, но дыма без огня не бывает, и даже слухи «произрастают» на основе реальности, части правды. А каковы причины возникновения? Разберемся и начнем с глобальных, постепенно переходя к более «лично-человеческим».
    Завоевать рынок. Это если брать в мировых масштабах или масштабах больших компаний. Что касается мелких, то больше подходит выражение «завоевать место под солнцем». Как можно пошатнуть позиции той или иной фирмы? Один из вариантов: распустить слух, что производимая продукция, услуги некачественные. Если вовремя не предпринять меры, а «распускатели» подойдут к делу «творчески», то к информации могут отнестись серьезнее, чем к каким-либо официальным источникам или даже собственным глазам, разуму и ощущениям. Кстати, человечество уже давно поняло, что слухи можно использовать для борьбы с конкурентами, поэтому без зазрения совести использует корпоративный шпионаж и силу (!) слухов.
    Подорвать авторитет (репутацию, позицию) конкретного человека. Руководителя, например. Подмоченная репутация руководителя равно подмоченной репутации компании, что неудивительно. Собственно говоря, тот, на кого направлена «слуховая» атака может быть кем угодно, не обязательно руководителем. Суть в том, что он может «стоять на пути» чьей-то карьеры. И вот готово обвинение в непрофессионализме или нелояльности к шефу. Принцип распространения слуха тот же, что и по отношению к компании: сбор информации, формирование правдоподобного слуха, внедрение его в соответствующую среду (общество).
    При помощи слухов можно сломать карьеру, разрушить личное счастье или просто сильно потрепать нервы. Опять-таки в качестве примера приведу реальную историю. Во времена моей студенческой молодости на параллельном потоке училась одна очень привлекательная, жизнерадостная, общительная девушка. Естественно, было много поклонников, но особых «авансов» она никому не делала. Один из неудачливых кавалеров в отместку распустил слух о, скажем так, доступности девицы. Молву с удовольствием подхватили другие отвергнутые юноши и завидующие девушки. Слух выглядел правдоподобным, поскольку жизнерадостная барышня любила и пококетничать, и на дискотеке потанцевать. Других признаков «легкого поведения» не наблюдалось. И, тем не мене, буквально за месяц от репутации ничего не осталось. В результате девушка вынуждена была перевестись в другой вуз.
    Добавить себе авторитета. Например, сделать вид, что ты — источник самой проверенной, самой точной информации, поскольку вращаешься в «высших» кругах.
    Избавиться от эмоционального груза. Например, кому-то долгое время проводится общаться с людьми неприятными или неподходящими по складу характера, каким-то эмоциональным характеристикам. Кстати, вовсе не значит, что эти люди «редиски», просто случилась такая «несостыковочка». Распустив слухи, можно освободиться от подобного эмоционального груза. Как говорил герой одного мультфильма: пакость маленькая — а душе приятно.
    Просто из желания поговорить. Есть такая категория людей, которые словно магниты притягивают разнообразную информацию, «творчески» ее обрабатывают и с удовольствием, уже существенно видоизмененную, распространяют дальше. По мнению психологов, индивидам не хватает общения, а так они восполняют вакуум.


Можно ли бороться со слухами?
    Теоретически —да, практически — очень сложно, особенно если пытаться искоренить «сие зло» целиком и полностью. Слухи были, есть и будут, пока существует человечество, трудовые (и личные) отношения. Разумнее со слухами не бороться, а упреждать, управлять с максимальной пользой или минимальным ущербом для компании и себя. Принципы действий и в том и в другом случае будут приблизительно одинаковы.
    -Упредить — значит выиграть время, хотя полностью обезопасить себя (особенно, если кто-то в этом «кровно» заинтересован) нельзя. Слухи расползаются с неимоверной быстротой, этому способствует появление мобильной связи, интернета и других средств коммуникации. Поэтому так важно действовать быстро, чтобы потом не оказаться в позиции оправдывающегося. Мол, это все неправда, вот посмотрите сюда, факты говорят совершенно о другом. Это еще вопрос, кому люди поверят больше: фактам или слухам от «надежных» людей.
    - Если слухи уже распространились, не отказывайтесь прокомментировать создавшуюся ситуацию, хотя, конечно же, может  возникнуть желание отстраниться от словесной грязи, даже если она касается непосредственно вас или вашего дела. Мол, люди сами во всем разберутся, почему я должен оправдываться или опровергать несусветную глупость. К сожалению, не факт, что люди разберутся. Специалисты утверждают: отказ от комментариев может создать своеобразный информационный вакуум, который заполнится домыслами, предположениями. Комментарии должны быть аргументированными, подтверждаться доказательствами.
    - Слухи можно просто проигнорировать. Но! Делать это стоит только лишь в случае, когда объект нападок (компания, или же конкретный человек) значительнее и авторитетнее, чем тот, кто их распускает. Иначе придется прибегнуть к комментариям.
    - Слухи можно подтвердить. Да-да, не удивляйтесь. Вспомните, дыма без огня не бывает. Да, ситуация была, но трактуется она неверно. Несколько лет назад в интернет просочилась информация, согласно которой одна западная звезда эстрады, пропагандирующая здоровой образ жизни, была уличена в курении «травки». Для доказательства были предоставлены фотографии, на которых она имела не совсем вменяемый вид. Да, фото были, но как оказалось, знаменитость «строила рожицы», развлекая маленьких племянников, а кто-то из прислуги все это снял и поместил в сети.
    - Слухи можно опровергнуть. Лучше всего прибегнуть к помощи третьих лиц: авторитетных, надежных людей, которые смогут поручиться за объект слухов. Или же экспертов, которые проверят качество работы компании.



Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві