Статті / 4 МИФА О ПРОДАВЦАХ

4 МИФА О ПРОДАВЦАХ

25 сентября 2008 р.

    Каждому из нас практически каждый день приходится сталкиваться с продавцами. Впечатления от этих «свиданий», остаются разные: иногда выходишь из магазина, нагруженная поверх покупок еще комплиментами, разными похвалами (ведь знаешь, что все это делается, чтобы купили товар, но все равно приятно), а иногда возникает желание в эту торговую точку больше не заходить никогда. Впрочем, профессионалы и «не очень» встречаются в любой сфере деятельности, однако к продавцу всегда предъявляются особые требования, ведь он работает в сфере обслуживания, которая всегда должна быть на высоте.

    В детстве я мечтала быть продавцом. Особенно после посещения с мамой отдела игрушек в «Детском мире». Тети, заведовавшие этим «хозяйством», казались мне самыми счастливыми людьми в мире: ведь они могли беспрепятственно пользоваться несметными богатствами и даже брать игрушки к себе домой, и если уж очень-очень захочется, оставлять их у себя навсегда.
    Продавцы всех остальных отделов такого восторга во мне не вызывали.
    По мере взросления представления об этой профессии, конечно же, претерпели существенные изменения, и мечта стать продавцом постепенно испарилась, потому что я поняла: у меня к этой деятельности способностей «не наблюдается».
Профессия продавца, несмотря на свою практичность и не романтичность, окутана неким ореолом мифичности. Кстати, некоторые мифы, мало того, что не соответствуют действительности, иногда еще и не очень, скажем так, лестны. Некоторые из них просто необходимо развеять, поскольку труд продавца столь же почетен, как и все остальные, более того, он далеко не так легок, как кое-кому кажется

    Миф 1. Продавцы могут бесплатно пользоваться всем, что есть в магазине. И беззастенчиво это делают, списывая недостачи.
    На самом деле. Этот миф, вероятно, обосновывается на каких-то детских представлениях, которые иногда каким-либо образом проявляются и у взрослых людей. Возможен еще один вариант «формирования» подобного мифа. Во времена тотального дефицита, существовавшего некогда в СССР, когда достать более-менее приличный товар можно было только «из-под прилавка», по большому блату, образовалась особая «каста» людей, работавших в торговле. Большинство из них имели доступ к разным дефицитам, благодаря этому, могли заводить полезные связи, устраивать своих детей в престижные учебные заведения, и вообще, жить «припеваючи» на фоне нищего населения. Естественно, у большинства «простых смертных» их благополучие вызывало, скажем так, не совсем добрые чувства. И даже если это был простой честный продавец, работавший в деревенском сельпо, особого значения это не имело: в представлении многих людей он все равно ассоциировался с мелким воришкой и обманщиком.
    Сейчас совершенно иное время, однако, мифы и легенды, как известно, весьма живучи. Судить о человеке и его профессии нужно объективно. Сегодняшний продавец зачастую зависит не от государства, учитывая размеры которого, действительно, можно провернуть какие-то «левые» операции, а от вполне конкретного собственника, который ох как пристально блюдет свое хозяйство. Возможно, вы замечали, что каждую проданную единицу товара, особенно если это небольшой магазин, продавец заносит в особый «гроссбух» и таким образом ведет точный учет. супермарткетах с функцией «учетчика» прекрасно справляется кассовый аппарат, к тому же все товары закодированы и вынести просто так что-либо не получится не только у простого покупателя, но и у продавца. Они, как и все мы, должны оплатить покупку товара. Другое дело, что в некоторых магазинах действует система скидок и бонусов для своих работников.

    Миф 2. Главное для продавца — умение хорошо считать. Стать им может тот, кто в школе хорошо знал математику.
    На самом деле.
Если бы все было так просто, тогда бы все великие математики вынуждены были идти в продавцы, поскольку людей с интеллектом пониже на такую работу вообще бы не принимали. Шутка, конечно. Умение хорошо считать, особенно, когда совершаешь покупки, пригодится не только продавцам, но и нам, покупателям. Научиться слагать цифры, как говорится, не проблема для гомо сапиенса, тем более, что сейчас с этой задачей прекрасно справляются компьютеры, калькуляторы и другая вычислительная техника. Основная задача продавца — «заставить» потенциального покупателя тот или иной товар купить. Миром движут товарно-денежные отношения. Производители кровно заинтересованы, чтобы их продукт был куплен. А для этого нужны классные продавцы. Вы заметили, как много сегодня различных бизнес-тренингов, нацеленных именно на обучение продажам, которые (тренинги) не теряют своей популярности? Дело в том, что каждая фирма что-то продает: либо готовый товар, либо услуги. От того слаженности работы отдела продаж в целом, и каждого продавца конкретно во многом зависит процветание компании. Сегодня нужно смотреть на профессию продавца более широко: это не обязательно тетенька в халате, стоящая за прилавком. Это может быть молодой человек весьма презентабельной внешности ( строгий костюм и галстук), «расписывающий» вам все прелести нового кухонного комбайна (мебели, автомобиля, острова в Тихом океане) и ненавязчиво намекающего на то, что «такого» товара за «такую» цену вы нигде не найдете. Более того, окажется, что именно об этой покупке вы мечтали всю жизнь и просто не можете без нее обойтись. Отсюда вывод: классный продавец не тот, кто хорошо деньги считает (хотя и это пригодится), а тот, кто, как говорил герой одного фильма, «имеет приятное обхождение с людьми». То есть умеет с ними работать: обаять, проникнуться, посочувствовать, выслушать и так далее, а потом все-таки убедить купить. Поэтому классные продавцы ценятся на вес золота. А стать действительно хорошим специалистом в этой сфере дано не каждому.

    Миф 3. Продавцы всегда обманывают покупателей. Главный их принцип: не обманешь — не заработаешь.
    На самом деле.
Давайте говорить прямо: среди представителей любых профессий встречаются люди, как честные, так и не очень, поэтому не стоит всех «стричь под одну гребенку». Вспомним историю: когда-то в российской империи купцы не заключали никаких договоров, все сделки совершались под честное слово. Каждый дорожил своим словом, репутацией так же, как кровно заработанными денежками и собственным семейством. Обманщик подвергался остракизму (изгнанию) из купеческого дела и весь его бизнес постепенно сходил на нет. Поэтому всем приказчикам и продавцам, отпускавшим товары, было строго приказано «блюсти честь», то есть не обманывать покупателя, иначе он в эту лавку больше не придет и десятому закажет обходить ее стороной. Получается, что честность была своего рода выгодным вложением.
    Сегодня все начинает возвращаться на круги своя: предприниматели понимают, что безукоризненная репутация — это тоже хорошее вложение капитала, продавцы заботятся о чести своего торгового заведения, поскольку конкуренция сейчас в этом бизнесе просто огромнейшая, каждый новый клиент магазина, бутика и т.д., особенно постоянный, воспринимается чуть ли не как ценнейший дар судьбы. Хозяева дорогих, престижных магазинов специально обучают персонал различным «продажным» хитростям и премудростям, внимательно следят, чтобы и обслуживание клиентов и моральный облик (в плане кристальной честности сотрудников) были в заведении на высоте. Нерадивым грозит увольнение. На Западе, кстати, обвешивающие или обсчитывающие продавцы — огромная редкость, своего рода, извините за грубоватое сравнение, ископаемые, потому что там совершенно другая культура и ментальность, которую мы начинаем потихоньку перенимать. Если же на вашем жизненном пути попался недостаточно честный продавец, что у нас случается, правду не спрячешь, просто найдите себе другую торговую точку, благо, сейчас это не проблема.

    Миф 4. Все продавцы, мягко говоря, недостаточно воспитанные люди. Они хамят и ругаются просто «из любви к искусству», без всякого повода.
    На самом деле.
Опять-таки, люди разные, нельзя так думать обо всех. Истинных скандалистов, истинных любителей «словесного боя» или желающих таким способом заявить миру о себе не так уж много, да и встречаются они не только среди продавцов. Если же у вас получился конфликт с кем-то из представителей профессии, это вовсе не значит, что перед вами хам и грубиян, может, у человека просто неприятности. Тем более, что продавцы работают с людьми, а это, как известно, тяжкий труд, связанный с эмоциональным и нервным напряжением. Другое дело, что, позволив себе «сорваться», продавец ведет себя недостаточно профессионально, поскольку его основная задача — привлекать покупателей, а не отпугивать. Но подобные «срывы» случаются с каждым, простим уж бедных продавцов. Действительно грубых, некоммуникабельных работников прилавка вряд ли собственник магазина будет долго держать в штате, поскольку от него одни убытки и ущерб репутации.


    Татьяна, 23 года, продавец в продуктовом магазине
    Продавцом работаю только год и, честно скажу, как только закончу заочно университет, начну искать другую работу. Раньше думала, что эта работа, как говорится, не пыльная. Ну, действительно, не вагоны же разгружать приходится. Сейчас в конце рабочего дня я чувствуя себя так, будто спускалась в шахту: все время на ногах, потому что покупателей много, нужно успеть и товар подать, и подсчитать правильно сумму покупки, сдачи. Если, не дай Бог ошибешься случайно, все думают, что это специально, обмануть хотела покупателя. Какое там обмануть! Поток людей такой, что просто иногда ум за разум заходит.

    Лена, 25 лет, продавец-консультант супермаркета электроники
    Мне моя работа нравится. Я многому научилась. Честно говоря, если бы когда-нибудь сказали, что я буду разбираться в электронике, во всех марках компьютеров, телефонов, телевизоров и так далее, ни за что бы не поверила. Для меня когда-то телефон был просто телефоном, лишь бы звонил хорошо, а что за модель, какие в ней есть функции — это что-то такое непонятное и далекое, словно космос. Сегодня я знаю все тонкости, характеристики товара. Больше скажу, мне интересно и очень приятно, что могу помочь людям сделать хороший выбор.

    Ирина, 30 лет, продавец обуви
    В нашей профессии, как и во всех других, есть свои плюсы и минусы. Трудность в том, что это работа с людьми. Наша «продавецкая» этика гласит, что клиент всегда прав. Это, в принципе, правильно, но иногда попадаются такие клиенты, после которых хочется бросить работу навсегда. Но проходит час-другой, успокаиваешься и снова все хорошо.



Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві