ПОКУПАЯ ДУМАЙ!
25 сентября 2008 р.
Она навязчива и надоедлива. От нее не скрыться ни дома, ни на работе. Что бы ни включил (телевизор, радио, интернет) — везде встретишься с ней. Уже догадались? Речь пойдет о рекламе.
Странно как-то получается: взрослых сладкоголосая реклама раздражает, а дети внимательно смотрят и даже любят. Мой двухлетний племянник бросает игрушки, лишь только заслышав музыкальную заставку к блоку рекламы и, смешно коверкая слова, повторяет слоганы.
Часто не понимая назначения и не умея читать крупные надписи «Минздрав предупреждает…», малыши делают собственные выводы. Взгляните на рекламу пива, сигарет и водки глазами 3-5-летнего чада. Что получится? Женщины становятся красивыми, только если на столе появляется бутылка «горячительного», к сожалению, не чая. На рыбалке и охоте снаряжение — никому не нужный атрибут, важно не забыть ящик пива или 2-3 бутылки водки. Количество товарищей и качество дружбы измеряется литрами выпитого пенного. Вот и племянник делает вывод: «Мама, надо пить больше пива, чтобы побеждать всех хулиганов». Каково? Только не говорите, что устами младенца глаголет истина. В детскую головку рано, очень рано закладывается представление, что красивые мужчины и женщины выпускают очень красивый дым — жаль, телевидение не может передать «невероятный тонкий аромат».
Коснувшись «детской темы», нельзя не вспомнить рекламу, направленную исключительно на младшую аудиторию. Как убедить малыша, что какао, сваренное на «бабушкином» молоке, — вкусно и полезно, если на экранах красивый зайчик предлагает растворимый напиток, напичканный эмульгаторами, стабилизаторами, улучшителями вкуса, «близкими к натуральному»? Как проследить, чтобы любимое чадо в школьной столовой съело суп, а не потратило карманные деньги на шоколадный батончик, который «съел — и порядок», сладкую воду — убийцу здоровья. Яркими красками пестрящая реклама вкусных, но вредных продуктов давно сделала свое дело, запретный плод уже укушен, прожеван и проглочен, причем неоднократно. И ни один ребенок не сделает сознательный выбор в пользу манной каши. Да и родителям часто сложно разобраться в продуктах. Приходится сталкиваться с обезличенным товаром и с отсутствием маркировки, где часто не указывается полная информация о товаре, ингредиентах. И здесь главная задача взрослых — «перекрыть» информационный поток или, как минимум, ограничить. Ведь ничего не стоит реже включать «ящик», а больше внимания уделять ребенку, читая книжки — тем более, что для развития полезнее. А если уж смотрите программу, фильм то в рекламные паузы можно не оставлять малыша перед телевизором, а поручать какое-то дело, например, сделать чай, отвлекать разговорами «что делал сегодня».
Не обходят производители своим вниманием и женский контингент. Психологи давно доказали: самые восприимчивые к телеувещеваниям — слабая половина населения планеты, особенно домохозяйки.
Кто из нас не мечтал о длинных пушистых и завитых ресницах? Из года в год мы ищем идеальную для себя тушь, просим совета у подруг, спрашиваем мнения у мам, но часто просто верим улыбающимся девушкам, красиво взмахивающим накладными (!) ресницами с телеэкранов. Долгим путем проб и ошибок лично я выбрала фирму-производителя, продукция которой нигде не рекламируется, хотя стоит ого-го сколько. А вот «звучащие» каждые полчаса известные бренды не вызывают восторга: не дают «экранного» эффекта, да и осыпаться начинают через 3-4 часа после нанесения. Только не поймите меня неправильно! Не хочу и не собираюсь влиять на чье бы то ни было мнение. Я говорю о своем опыте. Ни в коем случае не собираюсь превозносить одну продукцию и критиковать другую: все вышеперечисленные косметические продукты хороши по-своему. Вот только их качества несколько преувеличены в роликах, поэтому и стоить продукция могла бы дешевле. А так, не приносит вреда — и на том спасибо.
Кстати о косметике. Последнее время появилось много так называемого «конфиската». Торговцы утверждают, что это оригинальная продукция, задержанная таможней за контрабандный ввоз. Вранье! Перед вами самые обычные подделки, которые, как утверждают классики, делаются «в Одессе на Малой Арнаутской». Не верите про «жемчужину у моря»? Поверьте про Турцию или Польшу.
Заманчивая реклама косметических средств часто оказывается мыльным пузырем в прямом смысле слова. Ни один шампунь не в состоянии избавить вас от перхоти, сделать тусклые и ломкие волосы здоровыми и блестящими. С подобными проблемами стоит обращаться к доктору-трихологу. Потому что лечить надо не следствие, а причину. Только врач определит, отчего происходят те или иные нежелательные процессы и как с ними бороться.
Отдельная тема для разговора — реклама (звучащая из уст «докторов») продуктов, одобренных «медицинской академией» («всемирной ассоциацией медработников» и т.д.). Обещание полного исцеления — безотказное средство привлечь покупателей.
Часто приходящие в аптеку ориентируются не на то, что доктор прописал, а на информацию «из телевизора», при этом совершенно забывают, что для здоровья важно все-таки получить консультацию специалиста, а не «просто Марии» из телеаптеки. Тем более, что в рекламе никогда не указывают побочные действия препаратов. Например, шмыгающий носом парень (девушка, пенсионерка) не спешат уведомить зрителей, что рекомендуемый ими препарат нельзя принимать с другими парацетомолосодержащими лекарствами, а сами таблетки противопоказаны при заболеваниях печени, почек, гипертонии. Но бодрое: «Семь бед — один ответ!» в период осенне-зимних эпидемий стройными рядами ведет заболевших в аптеки.
Все знают: переедать вредно. Конечно, многие стараются следовать этому правилу. Но как на праздники не запастись упаковочкой-другой лекарства (для себя и гостей), тем более «шлунку добре з ним». А аллергические реакции, противопоказания для больных панкреатитом — мелочи жизни.
Натянутый лук и выпущенные сразу две стрелы — мощное подтверждение сильнодействия болеутоляющего. И ни слова о возможном сердцебиении, нарушениях сна и устойчивом привыкании (в составе есть кодеин).
Успокаивающее средство, состоящее из сбора лекарственных трав, — что может быть безопаснее? А как же чувство усталости, вялость и сонливость, вызываемые препаратом? А если вы за рулем? Или работаете на производстве, требующем концентрации внимания?
Медицинская этика разрешает рекомендовать то или иное лекарство только на рабочем месте и после тщательного исследования болезни пациента. И это не говоря о том, что нацию надо приучать обращаться к дипломированным докторам, а не лечиться «по совету тети Тани из соседнего отдела — ей очень помогло».
Открою вам маленькую тайну. Приготовились? Ну так слушайте. Здоровым зубам все равно, чем их чистят. Потому что все пасты, в принципе, одинаковы, кроме лечебных — в них свои нюансы. Уж не знаю, понравится ли кому-то из любителей рекламы, но сказать это все же придется: во рту не живут сине-белые человечки.
Стоматолог-профессионал, например, не будет советовать зубную пасту, в состав которой входит триклорад, убивающий как вредные бактерии полости рта, так и полезные. С таким же успехом для чистки зубов можно пользоваться Domestas. Отбеливающие пасты, в свою очередь, умудряются счищать эмаль за счет абразивных микрочастиц — так не лучше ли взять пасту для кухонной плиты и кафеля. Не стоит верить и мифу о жевательной резинке, якобы восстанавливающей кислотно-щелочной баланс и попутно убивающей неприятный запах — запах остается с вами, а на баланс влияет работа желез внутренней секреции. Специалисты утверждают: вредных паст на украинском рынке нет, другое дело, что они не имеют разрекламированных характеристик. Для лечения и отбеливания кусалок надо идти к стоматологу, а не в супермаркет. А вот для здоровья важны качество щетки и техника чистки зубов.
Тему можно продолжать практически до бесконечности. И прошу понять правильно: я не призываю бойкотировать рекламируемые продукты, я предлагаю вдумчиво подходить к выбору товара.
В тему
Управление рекламных стандартов Великобритании запретило компании Colgate-Palmolive, производителю зубных паст и мыла, утверждать в рекламе, что 80% врачей рекомендуют пользоваться пастой Colgate Total Advanced Fresh.
Представители Colgate в свое оправдание поясняют, что компания ежегодно обобщает мнения врачей и гигиенистов по самым разным вопросам. Эта зубная паста, по уверению производителей, является не медицинским, а скорее косметическим продуктом. Но управление рекламных стандартов Туманного Альбиона стоит на своем, уверяя, что на самом деле врачи рекомендовали многие зубные пасты, а не только продукцию Colgate, и потому такое утверждение в рекламе вводит в заблуждение.
Для рекламы шампуня, подбираются модели, имеющие густые, пышные волосы от природы(!). Кроме того, волосы тщательно готовятся в течение 3-4 недель: маски, бальзамы, лечебные процедуры. И только потом на телеэкранах потребитель видит крупным планом «здоровую, не ломкую» шевелюру.
Специалисты «Ростеста» озадачились вопросом: если ультразвуковые стиральные машины такие хорошие, почему потребители всего мира не объединились и не выбросили на свалку истории громоздкие традиционные машины? Было проведено много исследований. Увы и ах, всякие там «Ретоны» НИЧЕГО НЕ МОГУТ ОТСТИРЫВАТЬ. Испытатели точно следовали рекомендациям производителей: клали загрязненные вещи в тазик, включали машинку и оставляли ее работать на несколько часов. Эффект получился как от обычного замачивания. Для верности одновременно такое же белье помещали в тазик на такое же время, но не погружали туда прибор — разницы не было никакой. Вызывает удивление только одно: многие хозяйки очень довольны «чудо-прибором».
Если верить рекламе…
Предлагаю читательницам постебаться с роликов, льющихся нескончаемым потоком с экранов телевидения, и дополнить список своими наблюдениями. Итак, если верить рекламе…
… 30-45-летние женщины собираются вместе, только чтобы обсудить новинки порошковой индустрии…
…. мужчины отдают предпочтение стакану холодного пива, а не роскошной красавице на велосипеде…
… стоит женщине распустить волосы, и мужчины, обезумев от вожделения, падают к ее ногам (расступаются в кассах)…
… от «хозяина» перхоти должны все шарахаться, как от прокаженного…
… самые дебильные рингтоны у японцев…
…мужественность оценивается количеством выпитого пива или водки, а женственность скоростью заростания ног…
… мужчины не знают большего удовольствия, чем приехать с пикника в заляпаной чем попало (от кетчупа до рыбы) футболке…
Автор: Инна Ганжа