ПОДАЙ СЕБЯ!
21 августа 2008 р.
Иногда приходится наблюдать весьма странную вещь: вроде бы и работаешь не хуже других (если б не природная скромность, можно сказать, что намного лучше), а вот премии, награды и похвалы достаются почему-то другим. Знакомая ситуация? Обидно однако.
Нас учили, что скромность украшает человека. Лично я с этим вполне согласна: хвастунишки, «выливающие» на ни в чем неповинных коллег или просто знакомых целые «ушаты» своих достоинств и достижений, вряд ли вызывают симпатию. Но! Скромность имеет и обратную сторону: она, как говорил кто-то из классиков, ведет прямиком к неизвестности. Другими словами, скромняга рискует остаться в забвении, так и не совершив каких-либо карьерных достижений и прорывов, хотя мог бы.
С обратной стороной скромности, причем своей собственной, я «познакомилась» еще во времена студенческой юности. Выражалось это в том, что,. честно корпя в читальных залах и библиотеках над книгами, всегда готовясь к каждому практическому занятию, я, дабы не выделяться на фоне беззаботной студенческой братии своей правильностью, никогда не поднимала руку, а ждала вызова преподователя. В результате заработала себе репутацию старательной, но безынициативной студентки с хорошими, но не выдающимися способностями, такой себе усредненной «хорошистки», тогда как менее старательные студенты (которые, кстати, не стеснялись пользоваться чужими конспектами) получали отличные оценки и, как результат, красный диплом. Обидно, да? Сама виновата. Приблизительно такая же ситуация повторялась на «первых» моих трех работах. Чуть позже, университетская подруга, такая же скромная «хорошистка», сказала гениальную, на мой взгляд, фразу: «Условно людей можно поделить на «проигравших», «победителей» и «непобедителей». С «проигравшими» и «победителями» в принципе, все ясно. А вот «непобедители» — это мы с тобой. Мы не проигрываем, но и не выигрываем, не достигаем того, чего могли бы и на что способны. Мы «среднее звено»». Мораль сей басни такова: не стоит путать истинную, интеллигентную скромность, с элементарным неумением вовремя и правильно, подать себя. Говоря современным языком — пора учиться делать себя брендом.
ПОЛНЫЙ БРЕНД!
Давайте для начала попробуем выяснить, что такое бренд. Определений существует очень много. Если говорить простым языком, бренд — это продукт, который вызывает у потенциального покупателя ассоциации высочайшего качества, популярности, ощущение, что товар создан именно для него, поскольку изготовители исповедуют те же моральные принципы и взгляды на жизнь.
Может ли человек стать брендом, ведь его же сложно отнести в категорию «продукт»? Конечно, да. Все мало-мальски «раскрученные» звезды — это своего рода бренды, известные политики тоже, поскольку они несут «в народ» определенные индивидуальные ценности. Бренд, будь то товар, продукт или человек, как это ни грубо звучит, намного лучше продается. Над созданием бренда, пвыходом его в жизнь работает целая группа специалистов: рекламщиков, маркетологов, художников, имиджмейкеров, стилистов-визажистов (если говорим о человеке) и т.д. То есть сначала они работают на бренд, вкладывают в него материальные и духовные ресурсы, потом бренд работает на своих создателей. Большинство из нас не имеет возможности нанять целую команду специалистов, которые «ваяли» бы из конкретно взятой личности бренд. Следовательно, создавать свое»лицо» придется самостоятельно, доступными способами. Постараемся вам в этом помочь, дав несколько советов, как правильно себя подать на рабочем месте, чтобы вас заметили и оценили. Параллельно попробуем разобраться в вопросе, почему мы не умеем правильно подать себя. Причин может быть несколько:
— Ложная скромность. Именно та, о которой мы с вами уже говорили. Не хорошо быть выше коллектива, не хорошо хвастаться своими талантами и способностями, не хорошо ими пользоваться (раз у других таких талантов нет), чтобы прокладывать себе дорогу наверх и т.д. Что на это можно возразить? Всегда есть тот, кто оказывается выше коллектива и ведет его, тое есть лидер. Почему бы этим лидером не стать вам, раз у вас есть необходимые качества. Нехорошо прокладывать себе карьерный путь посредством интриг, скандалов и прочих не очень красивых вещей, а если у вас есть способности для того, чтобы занять более высокую должность, то, как говорится, сам Бог велел.
Подай себя! Представьте себе ситуацию: две коллеги, назовем их Катя и Таня, работают в одном отделе на приблизительно равных позициях, имеют приблизительно одинаковые способности и шансы сделать неплохую карьеру. Но! Катя при первой же возможности ненавязчиво упоминает перед коллегами и непосредственным начальством о том, что она постоянно занимается самообучением, читает книги по специальности, посещает тренинги, разнообразные курсы повышения квалификации, к ней обращаются за советом менее опытные сотрудники и т.д. Таня тоже занимается самообразованием, но из скромности не рассказывает об этом на каждом углу. Как вы думаете, кого первым заметило и оценило руководство? Отсюда вывод. Чтобы тебя заметили, о себе нужно напоминать: рассказывать о достижениях, рабочих планах, о том, скольких усилий стоило сделать какую-либо работу и какое удовольствие вы испытываете, глядя на результаты своего труда. Это маленькая хитрость, которая поможет обратить на себя внимание. Как говорили одна моя знакомая: если сам себя не похвалишь, вряд ли кто-то додумается это сделать первым.
— Страх. А вдруг я сейчас «выпендрюсь», а в результате окажется, что все мои идеи никуда не годны, оцениваю проблему неправильно, и вообще, никто меня не станет слушать. Действительно, многие боятся высказывать свое мнение по той или иной проблеме, предпочитая оставаться в тени. Так безопасней: если все время молчишь, меньше рискуешь сказать глупость. Молчание в некоторых случаях, безусловно, «золото», но не тогда, когда хочешь сделать карьеру. В этом случае нужно проявлять себя. И один из первых шагов — высказывание собственного мнения о происходящем. Будь то в тесном кругу коллектива, если начальство пока не зовет вас на заседания, или на общих планерках и т.д. Говорите, аргументируйте свою точку зрения, и на вас обязательно обратят внимание.
Подай себя! Помните «крылатую» фразу, сказанную незабвенной героиней культового фильма «Москва слезам не верит» Людой в ответ на опасения подруги что-нибудь не то ляпнуть перед интеллигентными гостями: «Ляпай! Но ляпай уверенно. Это сейчас называется точкой зрения». Конечно, никто вам не предлагай «ляпать» что попало перед всей «честной компанией» (точнее, коллективом) или руководством, но на вторую часть фразы стоит обратить внимание. Вы имеете право на свое собственное мнение, так же как и право его высказать. Правильное оно или неправильное не суть важно, истина рождается в споре, а для него нужно по крайней мере два мнения. Другое дело, что к вашим словам, пусть они будут суперправильными, сказанным неуверенным, просящим тоном, вряд ли кто прислушается. Специалисты по продажам утверждают: чтобы товар продавался, его упаковка должна привлекать внимание потенциальных покупателей. В вашем случае роль красивой «упаковки» возьмет на себя уверенный (но не самоуверенный) тон и поведение.
— Неуверенность в себе. Это чувство тесно «сопряжено» со страхом: боюсь что-то сказать, показать, потому что не уверена в правильности своих действий и суждений, не уверена в себе. Поэтому будет «лучше» отсидеться где-то скромно в уголке, наблюдая с безопасного расстояния за происходящим, но чувствуя себя при этом непризнанным гением маркетинга, менеджемента, дизайна и т.д.
Подай себя! Неуверенность — комплекс весьма распространенный и трудно истребляемый. Чувствовать себя «непризнанным гением» означает медленно, но верно скатываться в сторону депрессии и недовольства жизнью. Отсюда вывод. Нужно переходить из разряда «непризнанных гениев» в категорию признанных и востребованных профессионалов, тем более, если у вас к этому есть способности. Все те же специалисты по продажам утверждают: лидерами продаж становятся те товары, о которых потребители имеют высокое мнение. В нашем случае «товар» — ваша профессиональная репутация. Вы боитесь выступать с какими-либо инициативами перед руководством — можно понять. Чтобы преодолеть страх, начните это делать среди равных себе, то есть коллег. Помогите кому-либо из них в решении тяжелой производственной задачи, подскажите выход из затруднительного положения. Речь идет не о том, чтобы взваливать на свои плечи работу всего отдела, иначе вас станут воспринимать как некую палочку-выручалочку, безотказного человека, а о предоставлении, когда это необходимо, дельных профессиональных советов. Все это обязательно дойдет до ушей руководства и представит вас в выгодном свете. К тому же на правах ценного сотрудника, вы будете чувствовать себя не так неуверенно перед руководством.
— Боязнь ответственности. Продвижение по карьерной лестнице невозможно без умения брать на себя ответственность, хотя бы за собственные действия и слова, не говоря уже об ответственности за работу команды. Именно страх ответственности заставляет многих перспективных специалистов плестись в «хвосте» и не раскрывать всех своих талантов.
Подай себя! Спешу вас успокоить: ответственности бояться все. Но в этом случае выбор, как говорится, невелик: либо мы побеждаем страх и двигаемся вперед и вверх, либо он побеждает нас, тогда ничего не происходит. Если вы, имея все предпосылки к карьерному росту, все же не решаетесь взять на себя какое-либо ответственное задание, то вам нужно…просто решиться на это. Начните с какого-то не очень крупного дела, например, предложите составить каталог клиентов, упорядочить документацию и т.д. При этом не забывайте вести себя уверенно, ненавязчиво рассказывать о проделанной работе, зарабатывая деловую репутацию и забывая о ложной скромности.
Автор: Оксана БОНДАРЧУК