Статті / РАССКАЖИТЕ НЕМНОГО О СЕБЕ…

РАССКАЖИТЕ НЕМНОГО О СЕБЕ…

3 июля 2008 р.

    Казалось бы, кого из всех живущих на планете людей ты должна знать лучше всего? Ответ очевиден — себя! Не тут то было! Недаром же говорят: чужая душа — потемки, а своя — дремучий лес. Однако речь сейчас не о таком широком философском понятии, как душа, а всего лишь об умении рассказать о себе на собеседовании, потому что у многих соискателей с этим возникают нешуточные проблемы.

    Убедиться, и не единожды, в этом довелось и мне, поскольку в жизни прошла собеседований даже больше, чем хотелось бы. Возможно, одной из причин неудачных переговоров с работодателями было как раз неумение говорить «с толком, с чувством, с расстановкой». Действительно, ну что о себе можно поведать миру, то есть в данном случае менеджеру по персоналу? «Родилась, крестилась, училась, поступила, работала», — так об этом в резюме написано, что еще необходимо добавить? Оказывается и нужно, и можно, но…со знанием дела.

    ПЯТЬ МИНУТ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА 
    Какова обычная реакция среднестатистического соискателя на предложение рассказать о себе?
    Вариант первый. Интервьюер начинает «мяться»: «Ну, я не знаю…», «Ну…А что бы вы хотели услышать?», «Задайте мне конкретный вопрос» и т.д. У менеджера по персоналу, или работодателя создается впечатления, что либо претендент на должность вообще не умеет говорить, либо ему нечего сказать.
    Вариант второй. Услышав вопрос, соискатель держит поистине «театральную паузу», которая затягивается все больше и больше. Работодатель начинает недоумевать, потом нервничать, а соискатель все молчит, потому что не знает, с чего начать.
   Вариант третий. Интервьюер начинает слово в слово пересказывать то, что написано в резюме, работодателю скучно, поскольку повторяется известная информация, и жаждет услышать нечто другое. Но что? Об этом мы поговорим чуть позже.
    Вариант четвертый. Соискатель, словно из пулемета, начинает «строчить» историю всей своей жизни, вдаваясь в совершенно ненужные подробности.
    Как вы уже догадались, каждый из вышеперечисленных вариантов не будет верным и не гарантирует (даже если вы обладатель недюжинных способностей, большого профессионального опыта), что вас тут же возьмут на работу. «Технически» рассказ о себе должен выглядеть приблизительно так:
    — Повествование должно занимать не более пяти-семи минут. Именно столько времени вы сможете удержать внимание, «не уморив» менеджера по персоналу или работодателя. «Заскучавший» наниматель очень быстро утратит к вам интерес, и, скорее всего, дорогу в этот офис придется забыть.
    — Никаких личных, а тем более интимных деталей в рассказе (даже если вы хотите сделать его более душевным, искренним) быть не должно, поскольку работодатель воспримет это как прямое нарушение субординации. Другими словами, у него сложится впечатление, что вы воспринимаете его как друга, знакомого, но не как руководителя. К тому же вы рискуете оставить впечатление невоспитанного человека, совершенно не понимающего, что можно говорить, а что нет.
    — Не стоит во время рассказа искать у визави поддержки или сочувствия, задавая вопросы типа: «Я правильно поступила, ведь так?», «Вы же меня поддерживаете, неправда ли?» и т.д. Неуверенных в себе на работу принимают редко: с ними придется «носиться», а большинство работодателей не имеют на это времени. К тому же в данный момент вы, извините за прямоту, пока не представляете для работодателя какого-то особенного интереса, почему он должен вас в чем-то поддерживать или сочувствовать?
    — Не нужно изображать слишком «белую и пушистую». Если вы позиционируете себя как высококвалифицированного, опытного специалиста, абсолютно бесконфликтного человека, с уважением относящегося к руководителям и людям вообще, почему же тогда такое «сокровище» за два года поменяло пять мест работ? Ваш рассказ, ни в коем случае не умаляя ваших достоинств, должен выглядеть реально.
    Тамара Петровна Семененко, «кадровик» с многолетним стажем говорит: «Когда слышу, как претендент в цветистых выражениях и самых радужных красках описывает свои достоинства и пройденный трудовой путь, у меня возникают сомнения в его адекватности. Если говорить прямо, мне кажется, что он просто врет или старается что-либо скрыть. Все мы далеки от идеала, у каждого на работе были конфликты, проблемы, возможно, какая-то из них и заставила искать новое место работы — это жизнь. Конечно же, очернять себя не нужно, но стараться выглядеть этаким ангелов во плоти — тоже неправильно».
«Бывалые» менеджеры по персоналу рекомендуют: рассказ о себе следует заранее подготовить, продумать и отрепетировать так, чтобы, как говорится, «от зубов отскакивало».

    ЧТО ДОЛЖЕН УСЛЫШАТЬ РАБОТОДАТЕЛЬ?
    Для начала давайте попробуем разобраться, почему практически 99 % работодателей и эйчаров задают этот вопрос? Наталья Осадчая, менеджер по персоналу одной из столичных фирм, занимающихся гостиничным бизнесом, говорит: «Просьбой рассказать о себе я убиваю сразу трех зайцев: 1. Услышу, насколько связная речь претендента: в нашей работе, да и во многих других также, это далеко немаловажно. К тому же можно судить об общем уровне культуры и образованности. 2. Обычно по рассказу соискателя очень хорошо прослеживается уровень его конфликтности, если мне что-то показалось подозрительным, задаю уточняющие вопросы. 3. Я могу узнать некоторые детали, не указанные в резюме, например, почему человек уволился с той или иной работы, как представляет работу в нашей компании, насколько серьезно относится к работе и т.д.».
    Как видим, рассказ о себе — своего рода «визитная карточка», помогающая составить суждение о человеке в целом. Что же должен услышать работодатель, чтобы у него сложилось о вас положительное мнение? Прежде всего стоит запомнить одно простое правило: рассказ должен замаскировать все «шероховатости» резюме, дополнить (в выгодном для вас свете) сказанное и добавить то, о чем написать в резюме, не нарушив установленной формы составления, не получалось. Например:
    — В резюме вы указали, что обучались с такого-то и по такой в период в таком-то учебном заведении. Но уточнить, что вы со студенческой скамьи мечтали работать именно по этой специальности (или в этой компании) можно только при личной беседе.
    — Вы прошли множество курсов повышения квалификации, тренингов и т.д., о чем не забыли указать в резюме. Но упомянуть, что вы делали это в первую очередь, чтобы идти в «ногу со временем» и вообще, считаете, что сотрудник процветающей компании должен все время повышать уровень квалификации, можно только при личной беседе.
    — Из резюме видно, что вы в последнее время меняли работу каждые год-полтора. У работодателя может сложиться мнение, что у вас довольно неуживчивый характер. Развеять подозрения можно в личной беседе, тонко намекнув работодателю: причина увольнений — желание расти дальше в профессиональном плане, на прежних же местах работы уже достигли всего, что могли. Вы благодарны прежним руководителям за поддержку и сохранили с ними и с коллективом дружеские отношения, но вам хочется двигаться дальше.
    — У вас маленькие дети? Увы, для большинства работодателей это «маячок»: нормальной работы ждать не приходится, зато постоянные больничные (которые нужно оплачивать) гарантированы. В личной беседе вы сможете упомянуть, что спокойно можете оставить ребенка под присмотром своей мамы, которая недавно вышла на пенсию.
    — Из резюме видно, что вы никогда раньше не занимали руководящих должностей, тогда как в требованиях к соискателю сказано: «желателен опыт руководителя». На собеседовании можно сказать: хоть это и не отображено в трудовой книжке, но вы фактически поставили «на ноги» отдел продажи (или какой-то другой) и т.д.
     Рассказ о себе — это возможность ненавязчиво, деликатно убедить работодателя, что ему нужны именно вы. Поэтому не ленитесь, еще раз тщательно пересмотрите резюме, проанализируйте, какие пункты могут показаться работодателю «подозрительными», и начинайте сочинять (в хорошем смысле этого слова) свою историю, которая прольет свет на все «белые пятна» вашей трудовой биографии.

    Комментарий специалиста
    Любовь Михайловна Пономаренко, менеджер по персоналу
    Я многоопытный специалист, поэтому первое впечатление (как потом оказывается, вполне правильное) могу составить о соискателе даже по тому, как он вошел в кабинет, сел на стул, как одет и т.д. Менеджер по персоналу должен быть немного психологом. Конечно, просмотрев резюме, прочитав автобиографию, можно многое выяснить. Но! Более полную картину дает только непосредственное общение. Прошу ли я соискателя немного рассказать о себе? Конечно. Меня интересует манера общения, умение подать себя, уровень конфликтности и т.д. Иногда вот из такого рассказа можно узнать о кандидате больше, чем от «расписанной» до мельчайших подробностей автобиографии.

    Мнение из форума
    Ксения. Менеджеры по персоналу всегда просят рассказать немного о себе. Как это сделать, чтобы представить себе в «лучшем виде», чтобы не выглядеть хвастунишкой и вместе с тем подать себя? Кто знает, подскажите!!!
    Zlata. Главное в этом случае — не растеряться. А еще лучше — подготовить речь дома. Насколько я поняла, менеджеру в первую очередь интересно узнать, что за человек сидит перед ним и претендует на вакансию, ведь по резюме видно только профессиональные достижения и заслуги. Эйчар, кроме цели взять хорошего специалиста, должен заботиться, чтобы новичок не разрушил нормальную психологическую атмосферу в коллективе. Поэтому нужно показать, что вы человек, умеющий за себя постоять, но не конфликтный.
    Мирабель. Я согласна, что к собеседованию лучше всего тщательно подготовиться. Это не значит, что все пройдет по плану, который вы себе набросали, но все-таки, будет на что «опереться». Из опыта знаю, что рассказывать о себе нужно очень тонко и со знанием дела. Работодателям не нравится ни слишком уверенный (точнее самоуверенный) тон, ни «мямленье». В первом случае соискатель может показаться «выскочкой», во втором — «тихоней», с которым придется носиться, как с «писаной торбой». Лично я до последнего времени, как теперь понимаю, выглядела именно «выскочкой», поэтому успешными мои собеседования нельзя назвать. И еще, очень важно уметь объяснить некоторые подозрительные моменты в своей биографии. У меня — частая смена работы: шесть за последние восемь лет. Объясняю это так: хотелось большего профессионального развития.
    Алла. Рассказ о себе, по-моему, должен содержать:
1. Парочку комплиментов компании, в которой собираетесь работать. Например: я сменила (-л) уже много мест работ, как видно из резюме. Пусть вас это не удивляет, поскольку я всегда стремилась работать именно у вас, но для этого, зная уровень вашей компании, мне пришлось много поработать, чтобы набраться опыта и т.д.
2. Пару комплиментов себе. Но произнести их нужно так, чтобы выглядели как естественное продолжение разговора. Например: я закончила такое-то высшее учебное заведение, потом прошла тренинги, на которых овладела такими-то знаниями и умениями и применяла их там-то (ведь в резюме всего этого не укажешь)

 



Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві