Статті / СФЕРА ОБЩЕНИЯ, ИЛИ «ОБЕТ МОЛЧАНИЯ»

СФЕРА ОБЩЕНИЯ, ИЛИ «ОБЕТ МОЛЧАНИЯ»

26 июня 2008 р.

    Все мы живем среди людей, общаемся, ругаемся, работаем. Для кого-то общение с людьми — удовольствие, кто-то предпочитает проводить большую часть времени в окружении безмолвных механизмов или «разговаривающих» только по команде компьютеров. Немного перефразировав, скажем: люди разные нужны, люди разные важны. Главное не ошибиться и выбрать ту сферу деятельности, где сможешь реализоваться «по полной».

    Обратили ли внимание на то, что работодатели в список требований к потенциальному сотруднику, частенько вносят пункт «умение общаться с людьми» или «коммуникабельность». Это и не удивительно, ведь от людей нам никуда не спрятаться, не скрыться. Другое дело, что далеко не каждый обладает развитыми коммуникативными способностями. Иногда причиной этому может быть какая-либо перенесенная психологическая травма (индивид просто «закрывается» в себе, чтобы не испытать такой же боли), стеснительность, иногда причины эти могут быть, скажем так, природными. Наверняка вы знаете, что людей по типу личности можно разделить на интровертов и экстравертов. Вторые ориентированы в своих проявлениях «во вне», на окружающих. Они стремятся к общению, участию в многолюдных собраниях, вечеринках, для них очень важно быть среди людей, знать, что на них обращают внимание. Первые же ориентированы вовнутрь себя. Им, прежде всего, интересны процессы, которые происходят в душе, психике, внутреннем мире. Более комфортно интроверты чувствуют себя в одиночестве. Это вовсе не значит, что общительный экстраверт добьется большего признания и успеха в жизни, а молчаливый, несколько замкнутый или даже угрюмый интроверт так и останется где-то на «задворках» карьеры. Просто нужно выбрать подходящую для себя сферу деятельности, и тогда удача не заставит себя долго ждать.

    КОМУ КУДА?
    Ольга родилась в семье потомственных преподавателей. Вполне естественно, что ее с раннего детства готовили к той же стезе. Девушка не сопротивлялась, поскольку усвоила: профессия учителя — одна из самых благородных (спорить с этим, действительно, сложно). Ольга с удовольствием училась в институте, но на практике, которую проходила на третьем курсе, вдруг столкнулась с неожиданной проблемой: оказывается она не в состоянии больше чем пару часов в день терпеть присутствие незнакомых людей, в данном случае детей. Для девушки это стало своеобразным шокирующим открытием, хотя она и раньше замечала, что многолюдным собраниям или походам в клуб, на дискотеку предпочитает дружеские посиделки с единственной любимой подругой и чтение книги. Мама, которой Ольга поведала о своих страхах, сказала: «Пройдет, все поначалу это чувствуют, привыкнешь». Однако привыкнуть не удалось. После окончания института девушка проработала в школе всего полгода и поняла, что больше не может. Ее раздражала необходимость что-то кому-то объяснять по двести раз, постоянные шум, гам и невозможность спокойно посидеть, сосредоточиться, поразмышлять. После увольнения Ольга некоторое время работала секретарем-референтом, но тоже очень скоро поняла, что это не ее: непрекращающиеся звонки, неубывающая очередь посетителей перед кабинетом генерального директора, каждому нужно что-то сказать, объяснить, напомнить… Закончилось все тем, что Ольга, получив бухгалтерское образование, пошла работать в банк. Оказалось, что бумаги, сводки, цифры — ее родная стихия. В отделе вместе работает еще один человек, что Ольгу вполне устраивает.
    Другой пример, иллюстрирующий похожую проблему «с точностью до наоборот». Моя однокурсница Лена всегда была душой компании. Организовать КВН — запросто, «культ-поход» на природу — пожалуйста. Она ни минуты не могла усидеть на месте, ей все вокруг было интересным, казалось увлекательным, в одиночестве она могла «просуществовать» не более получаса. Лене просто необходима была «зрительская аудитория». Кстати, интерес к людям она всегда испытывала неподдельный, умела и выслушать, и посочувствовать, и поддержать, и заинтересовать. Девушке как раз педагогическая деятельность была очень даже по душе, и дети ее обожали. Но после рождения ребенка учительской зарплаты стало катастрофически не хватать. Заочно получив экономическое образование, Лена через знакомых устроилась в одну солидную фирму кассиром. Через некоторое время поняла, что деньги есть, а счастья нет. От цифр и документов рябит в глазах, коллеги вечно заняты (да и не очень общительны), «за жизнь» с ними не очень-то поговоришь. Скучно, тоскливо, ни работа, ни поправившееся материальное положение вовсе не радуют. Несмотря на хорошую зарплату и возможность карьерного роста, Лена ушла. Сейчас она социальный работник, а «для денег» на выходных подрабатывает тамадой и ведущей различных мероприятий, что, кстати, ей тоже очень нравится.
    Очень часто, выбирая работу, многие, как говорится, по каким-то причинам попадают далеко не в «десятку». Кто-то годами терпит нелюбимую работу, потому что она, например, престижна, хорошо оплачивается и т.д. Или просто привыкнув, боится что-то менять в своей жизни. Однако исследователи, психологи, утверждают: если человек далеко не в восторге от своей работы, то кроме денег, он в нагрузку приобретет лишь стрессы, неврозы и депрессию, а вот карьерный рост вряд ли получится. Действительно, зачем куда-то расти, если и на этом месте еле отсиживаешь с 9 до 18.
    Чтобы правильно выбрать сферу деятельности, очень важно прояснить для себя, с кем (людьми) или чем (предметами, цифрами) вы предпочитаете работать, чувствуя себя при этом комфортно. Это можно сделать, выяснив, к какому типу личности относитесь. В этом вам поможет наш тест.
    Чтобы правильно выбрать сферу деятельности, очень важно прояснить для себя, с кем (людьми) или чем (предметами, цифрами) вы предпочитаете работать, чувствуя себя при этом комфортно. Это можно сделать, выяснив, к какому типу личности относитесь. В этом вам поможет наш тест.

    ЕСТЬ КОНТАКТ!
    Поскольку всем нам, так или иначе, приходится общаться, этому умению, если оно у кого-то отсутствует, желательно поучиться. Но для начала попробуйте разобраться, почему у вас не получается «контактничать». Если вы интроверт, то, поскольку «против природы нет приема», спокойно примите факт, что вряд ли сможете «завести» своими речами многотысячную толпу или стать душой компании (если вас это, конечно, волнует). Однако научиться строить отношения с близкими, коллегами под силу каждому. Если вы чувствуете, что общение дается вам с трудом из-за каких-то психологических проблем, обратитесь за помощью к специалисту. Мы же хотим вам дать несколько простых советов, которые помогут установить первоначальный контакт, а если вы приложите определенные усилия, то сможете поддерживать отношения на нормальном уровне и дальше:
   — Всегда называйте собеседника по имени. Нет более сладостного для уха звука, чем собственное имя.
   — Вы не умеете много, красиво и складно говорить? Не беда! Всегда и во все времена ценились умеющие слушать. Но! Делать это нужно с искренним интересом. Чтобы показать свою заинтересованность в беседе, примите соответствующую позу, которая будет «говорить», что вы весь внимание: немного наклонитесь вперед к собеседнику, и одобрительно смотрите ему в глаза. Однако нужно отметить, что слишком пристальное и долгое «смотрение» может вызвать обратную реакцию (визави будет чувствовать себя, как на допросе). Поэтому, как говорится, ищите «золотую» середину.
   — Улыбайтесь. Вам сложно первой подойти к незнакомому человеку? Улыбнитесь, сначала себе, внутренне, почувствуйте, как вас покидает напряжение, потом искренне улыбнитесь незнакомцу. Вам нужно «держать слово» на корпоративе, семинаре и т.д.? Улыбайтесь, и люди оценят вашу искренность, не будут строго судить за какие-то неточности.

    В тему…
    Тест на определение типа личности (интроверт, экстраверт)
    Ответьте «да» или «нет» на ниже перечисленные вопросы, посмотрите результаты: относитесь к той группе, где положительных ответов будет больше. Если оказалось, что «да» и «нет» набралось поровну, то вы «амбоверт» — двойственная натура.

Вы экстраверт
1. В один и тот же день можете посмотреть два фильма, спектакль, читать в транспорте, назначить несколько встреч успев только на 1-2 из них?
2. У вас портится настроение, если телевизор или радио не работают? Чувствуете ли вы себя удрученным и одиноким, если телефон отключен?
3. Количество ваших близких знакомых увеличивается с каждым днем?
4. Вы легко запоминаете лица, случаи, биографии, труднее — формулы и чужие мысли?
5. Вы любите веселиться в компании? Не любите одиночества? Вы оптимист, избегаете мрачных, замкнутых людей?
6. Вы любите острить, рассказывать анекдоты? У вас уживчивый, покладистый характер?
7. Вы любите выступать с речами, произносить тосты? За столом, в компании вы обычно усаживаетесь на такое место, с которого можно было бы легко за всеми наблюдать?
8. Вы знаете, где и что происходит?
9. Вы быстро устанавливаете контакт с незнакомыми людьми, хорошо ориентируетесь в незнакомой компании и обстановке? Легко находите выход из сложной ситуации?
10. Вы быстро принимаете решения, даже предполагая, что они не совсем удачны? Поездки в другие города доставляют вам удовольствие, вы соглашаетесь на них с радостью?
11. В сложной ситуации вы способны все как следует обдумать?
12. У вас много планов, проблем и идей, но вы в состоянии осуществить только часть из них?
13. Вам не очень нравятся те, кто постоянно беспокоится о вашем здоровье, даже если вы их об этом не просите?
14. Вам важно то впечатление, которое производите на окружающих?

Вы интроверт
1. Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение?
2. Вы часто «уходите в себя», предаетесь воспоминаниям? Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма?
3. У вас немного друзей, с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями? У вас один-два близких друга?
4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности?
5. Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях?
6. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только те, которые, как считаете, вам подходят?
7. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения?
8. Вы любите готовить?
9. Вы чувствуете себя уютно в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду?
10. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу?
11. Вы упорно отстаиваете свои принципы?
12. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья? Все время думаете, что оно у вас не вполне хорошее, и это угнетает?
13. Вы способны долго заниматься волнующей проблемой, прежде чем принять какое-то решение?
14. Иногда говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так?

К стати…
Есть профессии, где, в принципе, только косвенно надо работать с людьми. Если вы чувствуете, что «коммуникативные» специальности — «не ваше», стоит овладеть или переквалифицироваться (при наличии способностей, конечно) в:
— бухгалтера, аудитора,
— технического писателя,
— дизайнера,
— маркетолога,
— переводчика (письменные переводы).


Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві