КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА. ЕЛЕНА ШПУНДРА
19 июня 2008 р.
Я три года работала преподавателем и перед аудиторией чувствую себя уверенно. Но когда надо сделать важный звонок, у меня начинает дрожать голос. Очень «напрягает», что говорить надо в «пустоту», т.е. я не вижу собеседника. Можно ли как-то помочь моей беде?
Во-первых, я бы не стала так драматизировать — беда. У всех есть какие-то страхи, сомнения, неуверенность. Мы люди, а не стальные кнопки. Что касается самого вопроса, хочу порекомендовать «визуализировать» собеседника: представьте, как может выглядеть человек, с которым предстоит общаться, во что одет, какое выражение лица, что сейчас делает. Тогда будете говорить уже не с «пустотой», а с образом, который нарисовали в воображении. Услышав голос собеседника, можно подкорректировать картинку, добавить новых черт. Таким образом, вы «очеловечите» невидимку на том конце провода.
Когда выступаю перед аудиторией, то больше всего боюсь вопросов из зала. Я их просто не понимаю. А если и понимаю, то не могу сразу сообразить, что ответить. Хотя после выступления сама себе удивляюсь, ведь все ответы знаю. Можно ли победить мое «тугодумие»?
Вопросы задают тому, кто может ответить, то бишь в вас признают человека грамотного, думающего, авторитетного. Есть, конечно, любящие унижать оратора вопросами, играть с ним в казаки-разбойники, но таких, как правило, обезоруживает отказ играть по их правилам. Например, вы чувствуете, что вопросы задаются с целью доказать вашу некомпетентность, можете корректно и вежливо сказать, что безумно рады встретить в аудитории человека, который владеет вопросом лучше вас. Упустить редкую возможность поучиться у профессионала вы не в силах, поэтому с глубочайшим почтением уступаете трибуну, а сами переходите в зрительный зал, слушать, внимать.
Кроме того, никто не знает ответы на все вопросы, хотя бы потому, что человеческий ресурс не бесконечен. Так что, вопрос, на который вы не знаете ответа, — это всего лишь повод расширить свои знания.
Я не боюсь аудитории, и выступать приходится часто. Но уже не раз намекали, что очень трудно меня слушать, так как все время хожу. А я действительно не могу стоять на месте: два шага в одну сторону, два в другую. И так все время пока выступаю. Но это не всегда удобно, когда стоишь за кафедрой, например.
Действительно, постоянное движение оратора отвлекает слушателей от смысла речи. Перемещаться во время выступления вполне допустимо, однако если лектор движется непрерывно, еще и монотонно «два шага в одну сторону, два в другую», слушателям сконцентрироваться на теме, даже супер-актуальной, крайне сложно. Если бы это была очная консультация, можно было бы, конечно, поработать с «природой движения», выяснить, какое свое состояние вы «захаживаете». А так, единственное, что могу посоветовать, сделайте, чтобы вам сложно было ходить. Попробуйте, например, выступать сидя за столом. Иллюстрируйте речь слайдами или другим наглядным материалом, возле которого нужно будет стоять и водить указкой.
Преподаю на компьютерных курсах. И каждый раз, выступая перед курсантами, испытываю неловкость, мне кажется, что я подаю давно всем известную информацию. Из-за этого начинаю спешить, пропускать целые куски материала. Хотя умом понимаю, что раз люди пришли учиться, то, скорее всего, они чего-то не знают. Но справиться со своим состоянием самостоятельно не получается. Может быть, есть какие-то методики по преодолению смущения.
Мне кажется, что проблема кроется не столько в отсутствии ораторских навыков, сколько в неумении пользоваться обратной связью. Вы слишком много думаете о том, что знают или не знают ваши слушатели, решаете за них, что интересно, что нет, ведете какие-то внутренние диалоги с вашей проекцией об аудитории. А на самом деле живые люди сидят перед вами. Вы всегда можете спросить у группы, знают ли они, о чем идет речь, если да, то в каком объеме. Тогда можете сделать акценты на какие-то детали, не останавливаться на базовом материале, углубиться. На самом первом занятии можно предложить аудитории список тем программы и обсудить, что интересно в первую очередь, что во вторую, а что вообще не стоит затрагивать. Далее читать программу, исходя из потребностей слушателей. В конце каждой лекции, например, полезно подводить итоги: была ли интересна тема, все ли аспекты раскрыты, есть ли вопросы. Поверьте, люди с удовольствием ответят, им будет приятно, что к их желаниям небезразличны, заботятся не только об оплате. Ведь, как вы абсолютно справедливо заметили, они приходят к вам учиться, а не просто провести свободное время. Вам же постоянная обратная связь с аудиторией позволит чувствовать себя важной и нужной, отточить преподавательские навыки, откорректировать программу обучения с учетом спроса.