Статті / НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

12 июня 2008 р.

    Не ошибусь, предположив, что у каждого за плечами есть опыт разочарований в человеке, который с первого взгляда показался идеалом, чуть ли не ангелом во плоти. И напротив, иногда нам кажется, что новый знакомый — надоеда или дурно воспитан, но в дальнейшем наше мнение переворачивается на 180 градусов. И вот уже мы в нем души не чаем. Все это «дело житейское» — так называемые ошибки первого впечатления. Гораздо интереснее, почему они случаются и как самому не пасть жертвой неверно произведенного впечатления?

    Относительно первого впечатления существуют две противоположные точки зрения. Согласно одной, оно самое правильное, потому что основывается на интуиции. Другая гласит, что впечатление от первой встречи поверхностно, не затрагивает глубинных характеристик личности, и потому не верно. Так или иначе, при встрече с новым человеком действует «правило 90/90»: 90% мнение о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения. Потому-то первое впечатление самое сильное и зачастую предопределяет дальнейшее отношение к человеку. Скажем больше: иногда даже предопределяет судьбу. Исследования показали, что большинство работодателей, кадровиков, менеджеров по персоналу и начальников разных рангов принимают внутреннее решение о приеме (или отказе) кандидата на работу в течение первой минуты. Оставшиеся 20-45 минут собеседования у интервьюеров уходят на убеждение самого себя, что решение принято правильное. А что уж говорить про любовь с первого взгляда? Словом, архиважнейшее значение первого впечатления на лицо.

    ВЕРИТЬ ЛИ ПЕРВОМУ ВПЕЧАТЛЕНИЮ?
    Исследования показали, что каждый второй житель планеты неправильно оценивает род занятий и не может описать по памяти внешность человека, которого впервые увидел. Четверть опрошенных не может вспомнить цвет волос и глаз. Каждый пятый забывает рост собеседника. Правильно описать внешность и манеры нового знакомого под силу только каждому десятому респонденту. Почему так происходит? И как собственно формируется первое впечатление о человеке? Как правило, мы называем этот механизм интуицией. Психологи утверждают, что это не более чем совокупность в разной степени объективных и субъективных ощущений. То есть каждый видит мир через призму своих «очков», которые в большей или меньшей степени искажают реальную действительность. Где уж тут запомнить правильные признаки?
Мудрые душеведы разделили механизмы формирования первого впечатления, приводящие к ошибкам восприятия на несколько групп.
    1. Проекция или приписывание собеседнику своих собственных качеств, ценностей, целей, мыслей и чувств. Так, недалекий человек жалуется, что вокруг одни глупцы, жадный видит только скряг, а добрый и бескорыстный свято верит, что мир состоит из одних альтруистов. Правда, чаще мы недооцениваем окружающих, потому что это поднимает нашу собственную самооценку. Эта особенность восприятия подчиняется закону «двойного эффекта»: недостатки (подобные нашим) в других мы склонны преувеличивать в два раза, а достоинства преуменьшать. И тоже в два раза. Поэтому не стоит удивляться, что при знакомстве с новым человеком он «становится обладателем» одного или нескольких спроецированных качеств.
    2. «Не похожий на меня». Один из самых значимых в формировании первого впечатления является фактор сходства. Причем не важно, о каком сходстве идет речь: внешности, происхождении, положении, стиле жизни или образа мыслей. Поэтому, если вы хотите кому-то понравиться с первого взгляда, постарайтесь найти что-то общее с этим человек и акцентировать его внимание на этом сходстве.
    3. Halo effect (гало-эффект) или результат воздействия общего впечатления на восприятие индивидуальных особенностей. Иными словами, если вам понравился человек, вы оценили его как «приятного» знакомого или, в противном случае, как «неприятного». Такая весьма обобщенная характеристика в дальнейшем будет распространяться на оценку практически каждой черты его личности, и хорошей, и плохой.
    4. Стереотипность восприятия. Каждого нового человека мы подсознательно сравниваем со сформированным в сознании стандартным образом (стереотипом). Например, очкарики с высоким лбом считаются значительно умнее своих зрячих собратьев с низким челом. Поэтому для создания имиджа деловитости лучше открывать лоб, зрительно увеличивая его площадь, и носить очки с простыми стеклами.
    5. Феномен атрибуции. Это подсознательное приписывание человеку черт и способностей, которые вы замечали у другого, похожего по внешним данным. К примеру, как бы вы отнеслись к тому, кто как две капли воды похож на Бреда Питта или Адольфа Гитлера?
   6. Закон психологической привлекательности. На первое впечатление оказывает большое влияние физическая привлекательность, увязывая красоту лица и/или тела с положительными качествами характера. Этот стереотип формируется еще в детстве. Вспомните: положительные герои всегда красивы (Золушка, Дюймовочка, Русалочка, все Принцессы и Царевичи), а отрицательные персонажи обладают весьма сомнительной внешностью (Баба Яга, Кощей и т.д.). И этот стереотип «красивый — хороший» затрудняет объективную оценку личных качеств человека.
    7. Эффект психического состояния. Замечали ли вы, что когда у вас хорошее настроение, весь мир вокруг расцвечен радужными красками, а встречающиеся на нашем пути незнакомцы и незнакомки вызывают симпатию. И наоборот, плохое настроение или депрессия делает все вокруг серым, люди же вызывают неприязненное отношение.
    Потому-то первое впечатление зачастую бывает ошибочным: слишком уж оно зависимо от обстоятельств, в которых сложилось. Да и в ходе опросов на тему: «Стоит ли доверять первому впечатлению?» — с большим отрывом победило мнение, что это нужно делать не всегда (57% голосов против 34% однозначного «да»). Однако совсем игнорировать его все же не стоит, потому что первое впечатление дает много информации к размышлению. Даже если размышлять доведется над особенностями своего восприятия. Что же делать? По отношению к первому впечатлению лучше всего взять за правило неписанный закон: «Доверяй. Но проверяй!». Кстати, весьма пользительное правило и в других жизненных ситуациях.

    КАК СПАСТИ НЕУДАЧНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?
    Вы уверены, что были неуклюжи и неловки? Может, это вовсе и не так? Мы бываем слишком строги к себе, поэтому сначала стоит удостовериться, что вы действительно были не на высоте. Мысленно проиграйте вашу встречу еще раз или расскажите все в деталях другу, который не станет льстить понапрасну. Если твердо убеждены, что несмотря на все старания и наилучшие намерения самопрезентация прошла не совсем удачно и произведенный эффект не такой положительный, как хотелось бы, есть несколько вариантов дальнейшего поведения. Возможно, вы опоздали или сказали что-то не то (не так, не тогда)… Можно отмахнуться от оплошности, убедив себя, что никто ничего не заметил. Но, увы, исследования показывают: промахи соискателей или потенциальных партнеров практически никогда не остаются незамеченными.
    Можно извлечь пассивный урок и, пообещав себе впредь вести себя иначе, удалиться. При этом вы теряете возможность заполучить вожделенную вакансию и перечеркиваете свои надежды и карьерные планы, с ней связанные. Или утрачиваете потенциального клиента, казавшегося таким перспективным. Поэтому лучше пойти другим путем и учиться не отступать по наполеоновскому принципу: вы проиграли всего лишь одно сражение, вся война еще не проиграна. Испорченное первое впечатление можно изменить. Главное, не тушуйтесь: большинство деловых партнеров, в том числе и конкуренты, ценят деловую активность, ведь это показывает ваши сильные стороны, поэтому попытки исправить положение будут восприняты благожелательно. «За волю к победе» — приговаривал в мою студенческую бытность старенький профессор по психологии, накидывая особенно настырному студенту один балл до вожделенной оценки. Да и Фортуна, сказывают, любит смельчаков. Улучшить ситуацию помогут простые приемы:
    «А ты его прости». Иногда простое извинение творит чудеса. Вместо того чтобы играть в «моя твоя не понимай», лучше открыто признайтесь, что знаете, что кое-что сделали не так. И дайте очень краткое пояснение. Не занимайтесь самобичеванием и не называйте себя «человеком с ограниченными умственными способностями» (в это могут и поверить). Долгие и пространные истолкования только «съедят» и без того потерянное время. Можно ограничиться короткой фразой: «В данный момент обстоятельства от меня не зависят». Затем постарайтесь тут же получить шанс для исправления досадного недоразумения. Например, пока вы наслаждаетесь покоем, надежно застряв в дорожной пробке, в офисе заждался очень важный клиент, вы уже предчувствуете, что эта первая встреча рискует стать последней. Не поленитесь набрать номер секретаря или коллеги, на которого можете положиться в трудную минуту, и если это возможно, попросите сослуживца не только передать извинения вкупе с чашечкой ароматного чая, но и подменить вас на время, пока клиент «простаивает». Лично заверьте клиента: «Я везу все материалы для потрясающей презентации и обещаю, что встреча не разочарует вас». Разумеется, все обещанное придется выполнить.
    Или, позвонив клиенту и не дав собеседнику времени на размышления, тут же попытайтесь добиться свой цели: «Если позволите, я подъеду через 15 минут, или вам удобнее перенести встречу на другое время?». Можно отправить и примерно такой месседж: «Надеюсь, вы будете столь любезны, дать мне второй шанс, чтобы исправить произведенное впечатление».
При опоздании на подступах к месту переговоров «на ходу» стоит достать визитки, папку с документами, блокнот с ручкой или другие мелочи, которые могут вам понадобиться, чтобы немедленно включиться в процесс. В противном случае, приход на встречу с задержкой, копание в сумке и выуживание всего необходимого вызовет дополнительное раздражение.

    ЗАХОД С ТЫЛА 
    Еще один способ исправить подпорченное в первую встречу впечатление — сосредоточиться на нуждах другого человека и убедить его, что у вас есть все необходимое, чтобы решить эти задачи. Если при первой встрече обсуждалась какая-то проблема, предложите эффективный способ ее преодоления. Это будет вашей «добавочной стоимостью».

    ПОВЫШЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПОСТФАКТУМ 
    Приводите примеры собственных удач. У вас есть веб-сайт, где отражены ваши достижения? Под любым предлогом отправьте ссылку на него. Были ли у вас (о вас) публикации в прессе в последнее время? Кто-то назвал вашу работу превосходной? Есть повод отправить копии положительных отзывов вашему новому знакомому. Но чтобы это не выглядело откровенным хвастовством, лучше облечь в конструктивную форму, например, попросить разделить ваше волнение по поводу награждения какой-то премией или найти достойный повод посоветоваться.
Словом, если постараться, исправить первое впечатление можно. Но на это уходит больше времени, сил и энергии, которые можно было бы направить на покорение иных вершин. Поэтому «редактировать ситуацию» нужно в исключительных случаях. «Я не целковый, чтобы всем нравиться», — сказал по этому поводу В. Маяковский еще много десятков лет назад. Да и нужно ли? «Полюби меня такой, какая я есть» — нашли альтернативное решение проблемы наши современники. И далеко не самое худшее.

    Мнение профи
    Ирина Филимонова, психолог, менеджер по персоналу компании «Viacom»
    Я бы сравнила первое впечатление о новом человеке со следом ботинка на свежем асфальте: «припечатывается» в считанные секунды, а застывает на годы. Теоретически сгладить и исправить его можно, но сложно. Верить ему или нет? Нам нравится думать, что можем мгновенно оценить другого человека. При этом факт, что большинство выводов могут оказаться ошибочными, нас мало волнует. Иногда заблуждение может стать если не опасным, то однозначно вредоносным. К примеру, кто-то не понравился нам с первого взгляда. За этим следует искушение повести себя негативно по отношению к этому человеку. Стоит предположить, что новый знакомый может ответить нам тем же. И это порадует, потому что наше мнение подтвердилось, то есть мы довольны своей способностью распознавать «редиску». Чего реально ждать от первого впечатления? Оно может дать представление об особенностях внешности (пол, рост, тип телосложения, примерный возраст). Обязательно в первом впечатлении отпечатываются какие-то проявления экспрессии и какие-то действия. Но, тем не менее, сложившийся образ всегда содержит неточности, а оценка черт личности сплошь и рядом оказывается поспешным обобщением. Я полагаю, что не стоит судить о людях по первому впечатлению.

Автор: Анна КРУПКО


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві