Статті / ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ...

ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ...

6 июня 2008 р.

    Каждый из нас хоть раз в жизни проходил собеседование. Процесс, что и говорить, волнительный, чем-то сродни экзамену. Хорошо, если на интервью с вами мило побеседуют, задав традиционные вопросы об опыте работы и образовании. Однако работодатель нынче пошел требовательный, его интересуют не только профессиональные качества и навыки сотрудника, но и уровень его стрессоустойчивости, умение общаться, достойно выходить из каких-либо критических ситуаций. Не на последнее место работодатели сейчас ставят порядочность и даже сообразительность.

    Чтобы за короткий отрезок времени, выделенный на интервью, выяснить, есть ли у потенциального сотрудника все вышеперечисленные качества, мало просто мило побеседовать. Следовательно (по логике работодателя), нужно поставить соискателя в такие условия или задать такие вопросы, которые выведут его на «чистую воду». Иногда работодатели используют провокативные психологические приемы, например, «активный» монолог (интервьюер буквально задавливает собеседника, не позволяя и слова молвить в ответ), «театральная пауза» (наниматель, задав вопрос и услышав ответ, держит долгую паузу, надеясь таким образом увидеть, как собеседник заполнит гнетущую тишину) и т.д. О таких приемах мы писали в одной из статей. В данный момент стоит более конкретная задача: проанализировать, какие провокативные вопросы чаще всего задают работодатели на собеседовании, и подсказать вам, дорогие читательницы, приблизительные ответы. Автору этих строк самой неоднократно приходилось бывать на собеседованиях и сдерживать «атаку» работодателей. Хорошо запомнился случай, когда редактор одного журнала, в который я хотела трудоустроиться, спросил: «Насколько вы готовы отстаивать свою, авторскую точку зрения, ведь есть еще и мнение редактора?». Насколько я поняла, это была своеобразная проверка на конфликтность и умение подчиняться требованиям. Подумав, я ответила, как мне показалось довольно удачно и нейтрально: «В пределах разумного». В том смысле, что моя личная точка зрения на тот или иной материал для меня, конечно же, важна, но я прекрасно понимаю, что редактор будет править материалы по своему усмотрению. На работу в тот журнал меня не взяли, (о чем в данный момент я не жалею), вероятно, мой ответ показался слишком смелым. К слову: я до сих пор считаю, что ответила правильно, соглашаться работать там, где с твоим мнением не будут считаться, поверьте, не стоит. Вряд ли сотрудник с развитым чувством собственного достоинства сможет долго выдержать подобное отношение.
    Итак, какие же провокативные вопросы чаще всего задают работодатели на собеседованиях?


    1. На какую заработную плату вы рассчитываете?
    Цель вопроса: установить насколько, образно говоря, вы себя оцениваете.
Этот вопрос, с одной стороны достаточно традиционный (его задают практически все работодатели), с другой таит немало ловушек. Назвать слишком маленькую цифру — значит дать повод нанимателю думать, что вы либо неуверенны в себе, либо у вас совершенно нет навыков, требуемых для данной профессии. Озвучить слишком большую цифру, работодатель просто не возьмет вас, потому что не сможет столько платить. Поэтому, если есть возможность перед собеседованием узнать размеры заработной платы по вашей специальности именно в этой компании (или на рынке вообще), не пренебрегайте ею. Это поможет сориентироваться и указать реальную (не завышенную и не заниженную) стоимость своих услуг. В другом случае можно просто ответить: «Я рассчитываю на достойный уровень заработной платы и готова с вами обговорить этот вопрос». Кстати, одной из вариаций «денежной темы» может быть, например, вопрос работодателя: если я вам предложу зарплату 2000 тысячи долларов и 700 долларов, какую вы выберете? Во всяком случае, на днях именно так спросили одну мою подругу на очередном собеседовании. Первая реакция — согласиться на зарплату побольше, даже не спрашивая, что нужно будет делать за 2000 у.е. Именно в этом и состоит ошибка соискателя: дело в том, что работодатели сегодня весьма неохотно берут тех, кто за большие деньги готов буквально на все. Логика проста: если завтра этому же сотруднику кто-то предложит зарплату больше, он уйдет из компании и, возможно, не постесняется выдать конкурентам некоторые коммерческие тайны. Поэтому, прежде чем согласиться, узнайте, что нужно делать, чтобы ее отработать. Если список должностных обязанностей противоречит вашим моральным принципам или вызывает какой-то дискомфорт — отказывайтесь.

    2. Почему вы хотите работать именно в нашей компании?
    Цель вопроса: узнать мнение соискателя о компании, степень его лояльности
В этом случае стоит «отвесить» пару комплиментов в адрес компании и руководства. Но! Все сказанное вами должно опираться на реальные факты и не «отсвечивать» откровенной лестью: адекватный собеседник не воспримет ее и сразу же почувствует фальш. Моя знакомая, устраиваясь на работу в одну из строительных фирм, просто ответила: «Мне импонирует, что ваша компания — одна из самых порядочных на строительном рынке. Еще не было случая, чтобы она не выполнила свои обязательства в срок или обманула клиентов, собрав деньги и не построив квартир». Иногда, задавая этот вопрос, работодатель пытается определить, как долго соикатель планирует задержаться в компании, стоит ли брать его на работу, обучать, вкладывать определенные средства. Если пришедший на собеседование четко знает, почему хочет работать именно в этой фирме (или именно по этой специальности), то попадает, образно говоря, в категорию перспективных «долговременных» сотрудников.

    3. Почему вы уволились с прежнего места работы? Что думаете о своем прежнем руководителе? 
    Цель вопроса: выяснить причину увольнения и, попутно уровень конфликтности соискателя.
Причина увольнения потенциального сотрудника с предыдущего места работы — архиважный для нанимателя вопрос. Согласитесь, вряд ли работодатель возьмет на работу сотрудника, в трудовой книжке которого «красуется» запись: уволен за нарушение трудовой дисциплины, согласно статье такой-то — прогульщики и бездельники никому не нужны. Если вам пришлось уволиться с работы по вполне объективным причинам: не устраивала заработная плата, не «сошлись характерами» с руководством и т.д. — не спешите ругать прежнее место работы и, тем более, начальство. Нынешний работодатель — тоже руководитель. Все, что вы скажете о своем бывшем директоре, он, подсознательно, станет «примерять» на себя, и если характеристика будет не лестной, ваши шансы устроиться здесь значительно уменьшатся. К тому же все «фе», которые вы выскажете в адрес бывшей работы и работодателей, скорее всего «спишут» на ваш неуживчивый, конфликтный характер, даже если это не соответствует правде. Поэтому стоит приготовить нейтральные формулировки, например: «Причиной моего увольнения с прежнего места работы послужило желание развиваться дальше, осваивать новые грани своей профессии, увы, там этих возможностей и перспектив мне предоставить не могли». «Иван Иванович, мой бывший руководитель, прекрасный человек и профессионал высокого уровня, я многому у него научилась, но причиной увольнения стало (и дальше по тексту)». Кстати, многие наниматели после вопроса о причине увольнения и выяснения, почему вы хотите работать именно в нашей компании, любят спрашивать: на какой позиции в нашей фирме вы видите себя через три-пять лет. Таким образом, работодатель пытается выяснить уровень ваших притязаний. Ответ: «Я планирую стать руководителем отдела, а то и всей компании», — скорее всего, охарактеризует вас, как «выскочку», не признающую никаких авторитетов. Сказать, что карьерный рост вас не интересует вовсе, тоже нельзя, поскольку это может быть воспринято, как полная безынициативность и желание не столько работать, сколько «пересидеть» до лучших времен. Психологи рекомендуют ответить с юмором: мол, плох, тот солдат, который не мечтает стать генералом, но в данный момент меня интересует «горизонтальное» продвижение, я хочу побольше узнать о специфике работы именно на этом месте, вникнуть во все тонкости и т.д.

    4. Готовы ли вы работать в «форсмажорных» обстоятельствах?
    Цель вопроса: выяснить уровень стрессоустойчивости соискателя или (чаще) его готовность постоянно работать в условиях ненормированного рабочего дня.
    Прежде чем ответить «да», подумайте, действительно ли вы готовы с утра и до ночи находиться на работе, поскольку понятие «ненормированный рабочий день» в современных условиях в большинстве случаев предполагает именно это. Ответив положительно, вы практически добровольно «подписываетесь» на подобное «работопрепровождение», а также на собственную эксплуатацию по полной программе. Достаточно нейтральным, то есть удовлетворяющим работодателя, может быть такой ответ: «Я понимаю, что в любой компании время от времени возникают форсмажоры, и готова работать сверхурочно столько, сколько понадобится для исправления ситуации. Но постоянный форсмажор, по моему мнению, свидетельствует о неправильной организации работы, думаю, что к вашей фирме это не относиться». Так вы сможете показать, что готовы работать, но умеете за себя постоять

     Конечно, это далеко не полный перечень провокационных вопросов, которые могут быть заданы на собеседовании. Самое главное — будьте внутренне готовы, что на интервью могут «поставить» множество ловушек, и ваша задача — достойно их обойти. Помните: ответ странный, двусмысленный или вызывающий определенный психологический дискомфорт вопрос должен быть обтекаемым. То есть с одной стороны не должен задевать чувство собственного достоинства работодателя, быть слишком смелым, прямолинейным, с другой стороны вы должны показать, что умеете ценить себя, свои профессиональные навыки и время, знаете свои сильные и слабые стороны и умеете ими управлять. Ведь собеседование — это своего рода дипломатический раут, где от умения тонко вести разговор зависит решение проблемы, в вашем случае — трудоустройство.

    В тему…
    Поскольку мы не можем проанализировать всевозможные «вопросы-ловушки» в данной статье, предлагаем выполнить небольшое домашнее задание и сформулировать приблизительные ответы на такие вопросы:
— За что вас критиковали последнее время?
— Что вы предпочтете, если вам предоставят выбор: составлять планы или осуществлять их?
— Назовите три ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха. Почему?
— Вы часто меняете работу, почему?
— Какую пользу вы сможете принести нашей фирме?



Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві