Статті / СИНДРОМ «ХАММЕРА»

СИНДРОМ «ХАММЕРА»

15 мая 2008 р.

    Недавно в метро я слышала разговор двух милых барышень о каком-то «синдроме Хаммера». Признаться честно, вначале подумала, что речь идет о новой болезни, хотя припомнить «болячку» с таким экзотическим названием так и не смогла. Выйдя на поверхность, увидела нахально припарковавшийся чуть ли не перед самим входом в метро огромный агрессивной конструкции джип, на котором было написано «Хаммер». Только тогда до меня «дошло», что подразумевали девушки под «синдромом ХАМмера».

    Кстати, к самому автомобилю никаких претензий нет, действительно классная машина. Речь пойдет совсем о другом, а именно о хамах, в частности о хамах на работе.
    Каждый хоть раз в жизни «нарывался», иногда сам «достойно ответствовал». Нормальный воспитанный человек при этом (даже если сам выступает в роли грубияна, чего греха таить, иногда и такое бывает) чувствует себя далеко не комфортно, в отличии от того, у кого хамство, как говорится, в крови, но об этом позже.
    Хамство — явление повсеместное. Грубят в транспорте, магазинах, больницах, «властных» учреждениях. Но хуже всего, если сталкиваешься с хамством на работе, причем каждый день, когда процесс становится «хроническим». Именно из-за этого моя знакомая, интеллигентная, умная, образованная женщина, уволилась, поработав на одном месте, ни много ни мало, десять лет. Некоторое время назад у них появился новый сотрудник, мужчина приблизительно сорока лет. То ли на правах единственного «мускулинуса» в отделе, то ли по какой-то иной причине, вести он себя начал, мягко говоря, неподобающим образом. Во-первых, абсолютно ко всем коллегам, даже к тем, кто был старше на полтора десятка лет, обращался на «ты», во-вторых, в отношении женщин(!) легко употреблял не совсем приличные слова. Нет, откровенно он не матерился, но согласитесь, выражение, извините, «чего скривила морду лица», сказанное вроде бы в шутку, вряд ли кому-нибудь понравится. Тем более, что в друзья его никто не спешил «записывать». Поначалу моя знакомая считала подобную манеру общаться просто следствием плохого воспитания, а обижаться на и так обиженных природой — себе дороже. Но потом поняла две вещи:1) этот человек получает колоссальное удовольствие, наблюдая реакцию окружающих на выпады; 2) с помощью хамства он старается «прогнуть» коллег, определить «границы» их терпения. На мягкотелых просто перекладывалась часть обязанностей. Когда неприятного сотрудника назначали руководителем отдела (не смотря ни на что, он все-таки оказался хорошим специалистом), моя знакомая вынуждена была уволиться. Еще нескольких «старых» работников он довел до увольнения чуть позже, набрав свою «команду».


    ЧТО ТАКОЕ ХАМСТВО?
    Давайте попробуем определиться с понятием. Согласно толковому словарю, хамство — это преднамеренное желание обидеть собеседника, выраженное в действии или даже бездействии. Есть у явления одна особенность: благодатной почвой для развития становятся отсутствие ответственности и анонимность. Вы никогда не задумывались, почему так много, причем иногда в самых крепких выражениях, хамят, например, в общественном транспорте, интернете, по телефону? Ответ прост: никто никого не знает, призвать к ответу хама крайне сложно, практически не возможно, вот и «цветет» буйным цветом это явление. Если хамство поощряется (или же руководство не делает никаких попыток «приструнить» подобные личности) на работе, боюсь, интеллигентному человеку там делать нечего. Кстати, справедливости ради надо сказать, что далеко не каждый грубиян хамит «из любви к искусству». Иногда просто не хватает воспитания или же элементарного словарного запаса, чтобы донести окружающим свою мысль. Часто хамство — следствие крайней неуверенности в себе, которую хочется «замаскировать» под грубость, чтобы, как говорил герой одного детского мультфильма: «усі боялись, щоб не насміхались». Психологи также утверждают, что иногда за пеленой словесного хамства скрывается …конструктивная критика, но человек не может «мирно» выразить свои мысли. Например, коллега все время скандалит с вами по поводу вечного беспорядка на вашем столе, указывая, что еще ни разу не было случая, когда нужный документ вы нашли вовремя. Вы, естественно, парируете, мол, мой стол — что хочу, то и делаю, хотя иногда ловите себя на мысли, что «если бы «этот хам» говорил со мной по-человечески, я бы на столе убрала, а то и правда…».
    Прежде чем вешать на кого-либо ярлык грубияна, стоит разобраться, что движет индивидом: желание обидеть, злобность или же неуверенность в себе и элементарное неумение выражать собственные мысли. И, уже исходя из выводов, формировать «антихамскую» стратегию поведения, но об этом чуть позже.


    ДИВИДЕНДЫ И ПОТРЕБНОСТИ,  ИЛИ ЧЕГО МОЖНО ДОБИТЬСЯ ГРУБОСТЬЮ 
    Как это ни странно звучит, но хамство помогает заработать кое-какие дивиденды. Вспомните тот же общественный транспорт: чтобы «не нарваться» на грубость многие пассажиры, увидев здоровенного детину, нагло занимающего освободившееся кресло прямо перед носом у седой бабушки, «деликатно» промолчат. Чем не «дивиденд» для грубияна? Однако, больше чем заработать какой-либо «плюсик», «хронический» хам хочет удовлетворить некоторые свои психологические потребности.
   — Потребность в общении. Вряд ли у хамов есть возможность общаться, как говорится, в свое удовольствие, ведь у большинства из них достаточно сложные характеры. Не умея устанавливать «душевный», эмоциональный контакт с окружающими, грубиян это делает с помощью скандала, получая таким образом хоть и «суррогатное», но все же общение.

    — Потребность в признании. Грубость, скандалы — средства, помогающие привлечь к себе внимание окружающих, найти своего «зрителя». Участвуя в конфликтной ситуации, хам испытывает иллюзию признания: ведь с ним общаются, вступают в перепалку, иногда даже поддерживают, а значит, признают как само его существование, так и (хоть и мнимое!) лидерство. Таким образом, есть возможность выделиться из толпы, продемонстрировать себя.

    — Потребность в превосходстве. Имея довольно низкую самооценку, хам постоянно пытается это скрыть от окружающих. Где-то в глубине души он понимает свою несостоятельность, однако не спешит меняться и работать над собой. Отсюда следует вполне «логичный» для хама вывод: если я не могу «дотянуться» до уровня какого-то конкретного человека, значит его (или же людей вообще) нужно «опустить» до своего уровня, ведь так легче показать мое превосходство. При этом грубиян готов обидеть, унизить, оскорбить.
    Большинство хамов по сути — несчастные люди, принимающие за «чистую монету» суррогатное общение, признание, практически «выбиваемые» из окружающих вызывающим поведением. Тем не менее, общаться с хамами — то еще «удовольствие», и при случае нужно уметь противостоять обидчику. Об этом речь пойдет в следующем пункте.


    ТИПОЛОГИЯ ХАМОВ, ИЛИ КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ГРУБИЯНУ 
    Официального разделения хамов на «виды и типы» нет. Но все же, опираясь на свой профессиональный опыт, психологи пытаются их классифицировать. Кстати, к профессиональному списку вы можете добавить свой «подтип», с которым «посчастливилось» общаться, а здесь он отсутствует. Мы с вами попытаемся определиться, как можно противостоять тому или иному виду грубияна.
    Хам интеллигентный. Да-да, именно так, пусть вас не удивляет подобная формулировка. Этот тип довольно редкий, тем не менее, вполне реальный. Лично мне довелось встретить только однажды (но на длительный период) во времена студенчества. На параллельном потоке учился парень по имени Вадим. Он был умен, наделен недюжинными аналитическими способностями, схватывал все на лету, имел прекрасно «подвешенный язык». При этом был самым настоящим хамом, причем признавал это. Так и говорил: да, я интеллигентный хам. Его отличительной чертой было умение нахамить, используя самые вежливые слова и интонации. Например, мог запросто сказать: «Уважаемая (-ый), только учитывая мое прекрасное отношение к вам, я не указываю точный адрес, куда вы должны пойти со всеми своими мыслями и жизненным опытом». Или: «Ваша небесная красота заставляет волноваться содержимое моего желудка».
    Как противостоять? Бороться с интеллигентным хамом может только такой же интеллигентный хам. Единственно правильное решение — держаться от подобных личностей в стороне. Если сие невозможно, лучше вовсе не реагировать на выпады, просто игнорировать. Ведь для него, впрочем, как и для других «разновидностей» хамов, важна реакция собеседника, служащая своеобразной эмоциональной подпиткой.
    Хам циничный. Способен унизить самые высокие чувства и побуждения людей. Кстати, частенько свои «сентеции» выдает за истину в последней инстанции. Для циничного хама характерно отрицание социальных норм, презрение к ним, поскольку считает себя выше каких-либо правил. Примером подобного индивида, правда, в несколько смягченной, женской форме, может послужить героиня фильма «Девчата» красавица Анфиса. Вспомните, ей забавно было смотреть на страдания маленькой Тоси. Она сразу поставила все точки над «і», сказав о другой героине, что в 28 лет будешь рада «и за козла замуж выйти», а не то что, за «облезлого» Сан Саныча.
    Как противостоять? Опять-таки игнорировать. Кстати, этот способ универсальный, и применять его можно в отношении хамов любой «разновидности». Если же проигнорировать не получается, а душа так и просит ответить грубияну, воспользуйтесь приемом, называемый психологами «розовый туман». Суть в том, что на грубость хама вы отвечаете фразой, имеющей жесткую логику, но вместе с тем, не таящей в себе ответной грубости. Например, хам вам говорит: «Ты старая 28-летняя дева, поэтому выходи замуж за этого коз…, тебе больше ничего не светит!». Примерный ответ: «Все люди разные, устраивают свою жизнь в любом возрасте. У каждого свой угол зрения, кто-то видит коз…, а я заботливого мужчину».
    Хам шоковый. Пожалуй, встречается наиболее часто. Он никогда не стесняется в выражениях, использует ненормативную лексику, как говорится, не взирая на лица, всегда готов принять активное участие в скандале или спровоцировать его. Именно благодаря своей грубости повергает собеседника в своеобразный ступор, шок (отсюда и название).
   Как противостоять? Вступать в словесную перепалку с шоковым хамом ни в коем случае нельзя, ведь скандал для него — родная стихия. Проигнорировать — самый лучший выход из положения. Если же он и в этом случае не успокоится, попробуйте отвлечь переключить внимание. Например, скажите, что у него шнурок развязался, пуговица оторвалась или пятно на брюках (юбке) образовалось. Пока хам будет разбираться, в чем дело, спокойно уходите. Утраченная возможность поскандалить, выпустить пар — уже достаточно сильное наказание.



Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві