СТРЕССОВОЕ ИНТЕРВЬЮ: УЧИТЕСЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ
17 апреля 2008 р.
Довольно часто работодатели, выясняя всю подноготную соискателя рабочего места, используют на собеседовании разнообразные «злодейские» трюки, которые можно назвать нетрадиционными методами отбора персонала. Особенно часто подобные методы применяют к молодым: наверное, принято считать, что так «закаляется» нервная система юного потенциального работника...
ПРОВОКАТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Собственно, хозяев фирм и кадровиков, которые мечутся по рынку труда в поисках нужного работника, можно понять. Как еще узнать о кандидате на вакантную должность все, что необходимо, за короткое время интервью? Как найти сотрудника, который не подведет в критической ситуации? Тем более, что по собеседованиям ходит множество бездельников, пресловутых «спецов», умеющих лишь искусно имитировать бурную деятельность, от которых потом очень сложно избавиться. Вот и устраивают работодатели стрессовое, почти хулиганское интервью.
Однако нанимающемуся на работу молодому неопытному от этого не легче. Вот почему надо учиться противостоять
шокирующему поведению интервьюера.
Активный монолог.
Интервьюер проявляет «завидную» активность, откровенно давит на кандидата, не позволяет вставить ни слова. Или задает вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», перебивает и обрывает собеседника, пресекает вопросы. И делает это, конечно же, намеренно. Выражение лица, жестикуляция, поза интервьюера демонстрируют превосходство. Он может сказать что-то вроде: «Ну, я так понял, что на этот вопрос вы не можете ничего ответить»...
Такой сценарий собеседования не позволяет претенденту проявить никакие личные качества, зато дает возможность проверить устойчивость к стрессу и выявить его реакцию на трудную ситуацию общения. Применяется, как правило, к будущим специалистам по продаже. Оказавшись в такой положении, соискателю нужно терпеливо слушать и записывать вопросы. Затем, мило улыбаясь, педантично ответить на все, стараясь не произносить слова «нет», начиная любой, даже отрицательный ответ со слова «да».
Театральная пауза.
При этом виде собеседования с человеком вообще не разговаривают или, задав один вопрос, требующий односложного ответа, держат долгую паузу. Таким способом хотят побольше «вытянуть» из собеседника. Есть актерская поговорка: взял паузу — держи до конца. Чаще всего собеседник из чувства неловкости стремится паузу заполнить. Хотя кто сказал, что молчание — это отсутствие общения? Наоборот, молчание можно наполнить каким угодно смыслом: неодобрением, поощрением, сочувствием и восхищением. Молчать можно талантливо, молчать можно по-разному. Но на собеседовании лучше разговаривать. Главное, не показывайте недоумения.
Соловьиная трель.
После обмена несколькими репликами ваш интервьюер начинает заливаться соловьем о достижениях фирмы, ее преимуществах перед другими, о планах завоевания рынка, замечательном коллективе, отличном руководстве и т.д. Это так называемый «промежуточный ход», как в шахматах. Ждут, как себя поведет соискатель. Возможно, в ответ тоже начнет болтать о себе, о прошлых местах работы, о личной жизни, уровне достатка, родственниках и прочем. Будьте внимательны. Возможно, интервьюеру просто больше нечего вам сказать, и он старается пустить пыль в глаза, запутать. Это тоже важная для вас информация. Либо уже принято решение о вашем несоответствии предлагаемой вакансии, либо вас считают простачком.
Провокация.
В этом случае собеседник, как следователь, после расслабляющих вопросов задает внезапные, носящие провокационный или интимный характер. Например: «Сколько у вас детей?», «Для чего вы злоупотребляете спиртным?», «Какую сумму вы остались должны и кому?» Так проверяются непроизвольные реакции кандидата на внезапную конфликтную ситуацию. Соискатель имеет полное право отказаться отвечать. Кстати, это даже может повысить его авторитет. Знаешь себе цену — значит, вообще что-то значишь. И никогда не нужно втягиваться в подобный разговор, рассказывать искренне о своей
личной жизни.
Испытание.
С вами могут внезапно начать говорить на иностранном языке, знание которого вы указали в резюме. Если вы написали, что умеете проводить переговоры или корпоративные вечеринки, вам могут предложить спеть, придумать сценарий мероприятия, провести прямо здесь и сейчас якобы переговоры с якобы деловым партнером. Так проверяется правдивость указанных сведений. Если вы подготовились — дерзайте. Если нет или демонстрировать вам нечего, лучше сразу признаться в этом, а не мямлить, что вы сегодня «не в голосе». Честность, то есть уважение к собеседнику, и проявленное хладнокровие произведут гораздо большее впечатление, чем оправдания.
КАК ПОБЕДИТЬ ИНТЕРВЬЮЕРА
Вообще к «шоковой терапии» во время собеседований следует относиться заранее терпимо. Работодатель хочет быть уверенным, что в трудной ситуации переговоров с клиентом вы не подведете. Может, и вы на его месте беспокоились о том же... Если вы претендуете на должность, которая не предполагает общения с потребителями, налоговиками и капризными клиентами, можете расслабиться. К остальным же руководители применяют разные методы отбора. Резко меняют тему разговора, чтобы создать нестандартную ситуацию и проверить реакцию. Сажают собеседника специально так, чтобы свет от лампы или солнца падал ему прямо в лицо: как ты, дружок, сумеешь собраться и отвечать на вопросы в некомфортных условиях? Могут сделать внезапное бестактное замечание о внешнем виде, предложить сделать пластическую операцию или перекрасить волосы...
Не теряйте самообладания. Оставайтесь нормальным, вменяемым и адекватным индивидуумом. Призывайте на помощь юмор и иронию, в конце концов, покажите, что хулиганские методы вами разгаданы и просто смешат. Задавайте в ответ уточняющие вопросы — это очень помогает охладить пыл работодателей.
Несколько советов для успешного преодоления интервью:
1. Следите за своими жестами. Жестикуляцией, улыбкой, позой и кивками можно выразить готовность к сотрудничеству. А можно — усталость и скуку.
2. Используйте повторение с вопросительной интонацией последних слов вашего партнера по переговорам. Делайте это только в важных моментах беседы.
3. Произносите междометия-знаки: «Да-да», «Ага», «Вот как», «Ну-ну» и тому подобное. Так вы даете понять, что слушаете с предельным вниманием и поощряете к продолжению разговора.
4. Суммирующий вопрос. Это просто фраза вроде «Итак, если я вас правильно понял, то...» Если вы поняли что-то не совсем правильно, то услышите необходимые уточнения.
5. Будьте осторожны в высказывании личного мнения. Оно может не совпасть с мнением вашего собеседника.
6. Вам необходимо, конечно, узнать что-то о фирме и своей будущей работе. В то же время слишком большое количество вопросов в единицу времени может нарушить ход интервью.
7. Ваш интервьюер – тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. И его можно попробовать «поймать» на комплимент, пустить пыль в глаза и очаровать.
Автор: Петр Вакс