Статті / Многоликий менеджер

Многоликий менеджер

22 ноября 2007 р.

Пролистав издания по трудоустройству, сложно не обратить внимание на тот факт, что наиболее часто встречается вакансия «менеджеры». И это закономерно. В рейтинге самых востребованных профессий уже который год лидируют «господа управляющие». Однако разброс зарплат и описания должностных обязанностей разнятся настолько, что требуется внести ясность и выяснить, какие все-таки специалисты скрываются под столь популярным словом.

    Что имеет в активе вчерашняя выпускница вуза? Правильно. Диплом. И не всегда по самой престижной специальности. Рискнем предположить, что полезных связей (или как говорят в народе, — блата) тоже нет. Отсутствие опыта вынуждает большую часть работодателей дать новоиспеченной специалистке «от ворот поворот» или предложить поработать за такое денежное вознаграждение, которое вряд ли можно назвать достойным. И, несмотря на увещевания здравого смысла, юниорам приходится согласиться на милли-зарплату в надежде на перспективы обозримого будущего, хотя не весь организм с этим солидарен и кушать (да и наряды тоже) требует уже сегодня. Какой же выход из положения? Отбросив в сторону вакансии, предполагающие наличие четкой специализации (программист, бухгалтер или юрист), любуемся на оставшееся множество (уж никак не менее 50%) предложений, содержащих общее слово — «менеджер». И тут, что называется, вакансии на вкус и цвет. Проблема в том, что модным ныне словом «менеджер» у нас любят именовать практически всех желающих. Не угодно называться грузчиком? Пожалуйста, вы теперь «менеджер по отгрузке товара». А уборщица легким движение руки превращается в «клининг-менеджера служебных помещений». Давайте разберемся, кто же он такой на самом деле, загадочный «настоящий» менеджер и кто из соискателей может претендовать на получение этой должности…
    Господа управляющие
    Компетентные источники сообщают, что слово «менеджер», а точнее «менажёр» впервые «поселилось» в толковых словарях еще в 1930 году (сборник Ушакова) в единственном тогда значении — тренер или спортивный администратор. Современная трактовка вошла в лексикон в конце 80-х годов, а дословный перевод с английского звучит как «нанимаемый руководитель предприятия». Однако это не объясняет сути профессии. Скажем, прочтя на бейджике девушки или юноши в салоне по продаже бытовой техники: «Вас обслуживает менеджер такой-то», — стоит ли думать, что вам навстречу вышел генеральный директор компании собственной персоной? Или в турфирме, где сообщают, что сейчас спустится «ваш менеджер», рисуете в воображении председателя правления концерна? Вряд ли. И в том, и в другом случае речь идет о рядовом сотруднике компании. Причем, вопреки представлениям об управленческом труде, далеко не всегда у менеджеров есть подчиненные. Чистой воды обман? Вовсе нет. Просто инфляция слова «менеджер» привела к снижению его информативности, и, по определению, может называть представителя практически любой наемной профессии. Термин наполняется смыслом только при помощи поясняющей конструкции, к примеру, менеджер по персоналу (по рекламе, по PR, по продаже, менеджер ВЭД)… или бренд-менеджер, топ-менеджер, офис-менеджер, эвент-менеджер и т.д. И тогда безликое «менеджер» (управляющий) обретает значение «тот, кто занимается» каким-то процессом и несет за него ответственность (иными словами, управляет) например продвижением бренда, организацией мероприятий, продажей и др.
    Менеджеры разные нужны
    Впрочем, менеджер менеджеру рознь (вакансии предполагают различный уровень задач и соответственно, оплаты труда), поэтому стоит привести классификацию менеджерского сословия.
    1.    Верхушка. На вершине пирамиды находятся самые высокооплачиваемые вакансии из разряда топ-менеджмента. Информационная справка: топ-менеджеры — управляющие высокой квалификации, руководители предприятий, имеющих большой финансовый оборот. В названии профессии заложен «классический» смысл, т.е. собственно управление. К категории этих VIP-специалистов можно отнести финансовых и инвестиционных менеджеров, кризис-менеджеров, бренд-менеджеров, тренинг-менеджеров. Вполне понятно, что здесь без солидного опыта руководящей работы не обойтись, поэтому оставим эти позиции в качестве перспектив для будущего карьерного роста.
    2.    Серединка. Руководители чуть меньшего калибра и, соответственно, с меньшей зарплатой. Сюда относятся специалисты по организации мероприятий (event-менеджеры), связям с общественностью (PR-менеджеры), по работе с персоналом (HR-менеджеры), а также инновационные и проект-менеджеры. Чтобы занять позицию менеджера среднего звена, нужно иметь специальное высшее образование (или получить дополнительное) и некоторый опыт работы в сфере специализаци менеджера. Например, если вы имеете за плечами диплом режиссера культмассовых мероприятий или какое-то время проработали «массовиком-затейником», вам будут рады компании, приглашающие эвент-менеджера. При отсутствии соответствующей подготовки придется сначала набраться опыта, поработав простым исполнителем.
    3.    Базис — группа наиболее распространенная и многочисленная. К ней относятся менеджеры по продаже, менеджеры по рекламе и работе с клиентами. Эти вакансии наиболее доступны для соискателей без опыта работы и узкопрофильного образования. На них и остановимся.
    Всегда в цене
    На смену эпохи дефицита товаров пришли времена, когда уже продукты вынуждены вести войну за покупателей. И поэтому первые строчки хит-парадов наиболее востребованных на сегодняшний день профессий занимают специалисты, умеющие грамотно продавать или менеджеры по продаже (они же сейлз-менеджеры, менеджеры по активной или прямой продаже). Но не стоит путать их с продавцами: сейлз-менеджеры сами за прилавком не стоят, между ними и конечным покупателем, как правило, существуют посредники, да и специализируются они на оптовой продаже. Менеджер по сравнению с продавцом — более высокая ступенька в иерархической лестнице, пропорционально на него ложится больший объем работы, от него требуется больше знаний, и, соответственно, его работа лучше оплачивается. Чаще всего менеджер по продаже занимается поиском клиентов, создавая клиентские базы. Обзванивает организации, которые могут выступать в роли потенциальных клиентов, убеждая в целесообразности покупки товара (услуги), и в зависимости от результатов предварительных бесед наносит визиты, проводит переговоры и презентации. Эффективность (и, соответственно, зарплата) зависит от личных качеств менеджера. Это понимают и работодатели. Потому на собеседовании основное внимание уделяют умению убеждать, наличию приятного голоса и хороших манер, а также лидерских качеств. Последние весьма пригодятся, когда нужно будетпробиваться к клиенту через тернии вежливых (или не совсем) отказов: «Спасибо, у нас нет на это средств» или «Нам это не нужно». Не говоря уже о том, что обычно продаже на крупную сумму может предшествовать до десятка встреч. Но в то же время за настойчивость и талант продавать работодатели предлагают зарплату в пределах от 500 до 5000 у.е. в месяц (как правило, складывается из ставки и процентов от продажи). Кроме того, позиция менеджера по продаже — отличная стартовая площадка для дальнейшего карьерного роста. Но если вы не решаетесь сразу пускаться в открытое море активной продажи, можно попробовать свои силы на позиции менеджера торгового зала.
    В греческом зале
    Работа менеджера торгового зала (или менеджера-консультанта) несколько легче. Хотя бы тем, что нет необходимости выискивать покупателей еще неохваченных торговым предложением. В отличие от менеджера по продаже, общаться приходится с теми клиентами, которые сами проявляют интерес к товару, приходят или звонят в офис (торговый зал). И поэтому зарплата (чаще всего 300-600 у.е. плюс %) практически не зависит от активности самого менеджера. Но в то же время благодаря % может получиться весьма привлекательная сумма, к примеру, если в качестве товара в торговом зале (салоне) предлагаются дорогие авто. Собственно управляющему торговым залом остается проконсультировать клиента и приложить максимум усилий, чтобы он покинул компанию с покупкой или убеждением, что именно в эту фирму стоит обраться при первой же возможности. И знакомым посоветовать. Работодатели хотят видеть на этой должности как молодых, так и соискателей среднего возраста (известно, что больше доверия у покупателей вызывают опытные консультанты). Но обязательно умеющих расположить к себе, обладающих приятной внешностью и грамотной речью, не теряющихся от каверзных вопросов и обращенных на себя множества взглядов. А информацию о товаре можно усвоить и в ходе обучения. Но если вы чувствуете себя как рыба в воде в сфере гостинично-ресторанного бизнеса, для вас есть отдельная вакансия — менеджер HoReCa.
    «А в ресторане, а в ресторане…»
    Непонятная на первый взгляд аббревиатура HoReCa расшифровывается довольно просто — отели, рестораны, казино. Из названия ясно, что специализируются подобные специалисты на поставках продуктов питания, табачных изделий и спиртных напитков, оборудования для баров и ресторанов, словом, на том, что могло бы заинтересовать названные заведения. Помимо этого, могут заниматься повышением профессионального уровня персонала этих заведений, к примеру, читая лекции по использованию новейшего оборудования. Здесь уже не обойтись без знания специфики товара и организации гостинично-ресторанного бизнеса в целом. К примеру, часто приходится рекомендовать те или иные сигары или доказывать, почему именно эти вина должны пополнить винную карту ресторана. Не последнее место занимает презентабельная внешность, умение преподнести себя и вызвать доверие, хорошие манеры. Да еще знание английского языка, ведь иногда владельцы заведений или шеф-повара — иностранцы. И если вы обладаете, плюс ко всему, полезными связями в среде HoReCa или имеете опыт работы торговым представителем, то цены вам, как говорится, не будет, что не преминет сказаться и на гонорарах. Впрочем, если опыта у вас нет — не огорчайтесь, просто первый год уйдет на «раскрутку» — налаживание контактов с отелями, ресторанами, казино и изучение их специфики.
    Впрочем, это все только малая толика представителей многоликого менеджерского сословия, точнее сословия тех, для кого управлять — не профессия, а стиль жизни. Если хотите, особая культура — «культура белых воротничков», где есть место стабильной работе, стабильной зарплате и просто стабильному уровню жизни. Если вам это нравится, то, как увещевает одна реклама: «Приходите. Будет интересно». 


Джерело: Анна КРУПКО


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві