Первый международный конкурс музыкального видео «Euro Video GP 2006» ознаменовался победой Украины. Первый приз завоевала певица Алена Гребенюк, сочетающая в своем творчестве классическую музыку и современные тенденции.
— Расскажите, как вы пришли в музыку. — Знакомство с музыкой произошло очень давно, еще лет в шесть. Дома я все время тыкала пальцами по клавишам пианино, пыталась петь и танцевать. Тогда мама привела меня за руку в музыкальную школу, где педагоги обнаружили способности и дарование. Так я поступила в первый класс по классу фортепиано. В музыкальной школе у меня очень быстро отбили всякую охоту заниматься музыкой вообще, было не интересно играть на пианино, не нравилось ходить на сольфеджио. Единственный предмет, который интересовал, — хор. Но к четвертому классу я просто сказала, что больше в школу не пойду. И не пошла. С тех пор прошло много лет, но желания играть на фортепиано у меня нет до сих пор.
— Довольно неожиданно услышать от музыканта признание в нелюбви к игре на музыкальном инструменте. — Наверное, так психологически сложилось, что игра на пианино у меня в первую очередь вызывает не удовольствие от музыки, а воспоминания о музыкальной школе.
— А как же дальше? Оперная певица — и без музыкального образования? — Нет, у меня классическое консерваторское. Когда я решила поступать в консерваторию — пошла в вечернюю школу и получила необходимый минимум знаний по музыкальным учебным дисциплинам, достаточный для поступления на подготовительный курс консерватории. Мне по-прежнему это все (кроме вокала, конечно) не нравилось, но я понимала, что мне это нужно.
— А что было в перерыве между оставленной музыкальной школой и консерваторией? — Было много предложений заниматься спортом: волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Я пробовала, но ничего меня не увлекало. Было музыкальное самообразование. Дедушка купил проигрыватель, и я переслушала все, что было доступно на тот момент: от классических оперных постановок до Леонтьева и Пугачевой. Для меня это было большое удовольствие.
— А почему вы решили поступать в консерваторию? Все-таки с музыкальной школой не сложилось, казалось бы, дороги в музыку уже нет. — Вы знаете, в какой-то момент я просто поняла, что очень хочу петь. Ну и некоторая доля тщеславия сыграла свою роль. Мне было пятнадцать — время, когда человек может принимать самые неожиданные решения.
— Многие амбициозные тщеславные девочки обычно идут в школу эстрадного вокала… — Если бы меня взяли за руку и привели к педагогу эстрадного вокала — я пошла бы туда. Но мне повезло, я оказалась в консерватории. Знаете, должны определенным образом стать звезды. В моем случае они сложились так, что я занялась классическим вокалом.
Помню, как впервые пришла в класс к своему педагогу и увидела выпускника, который сейчас один из лучших оперных певцов Европы. Именно в тот момент поняла, как это здорово — петь. Думала, что у меня так никогда не получится.
А потом оказалось, что тоже могу, и это здорово.
— После окончания консерватории вы попали сразу в Оперный театр? — Окончив основной курс, я пошла в аспирантуру. Группу вел преподаватель, у которого мне очень хотелось учиться. В классе были одни юноши, но для меня педагог сделал исключение, за что я ему очень благодарна.
— А что дает аспирантура в консерватории? — То же самое, что и в любом другом учебном заведении — возможность преподавать. Но я не стала защищать научное звание. У меня не было тогда желания заниматься педагогикой. Мне хотелось стоять на сцене, петь. Да и как может преподавать вчерашний выпускник? Что может дать ученикам, кроме техники вокала, которую недавно выучил сам? Мне кажется, что учить должен состоявшийся артист, чтобы, кроме вокального опыта, был наработан еще жизненный, чтобы было, что передать ученикам.
Сейчас меня пригласили преподавать вокал в телепроекте «Фабрика Звезд». И я согласилась, потому что уже накопился достаточный опыт выступлений на сцене, есть что-то свое, чем могу поделиться. Иначе я бы от участия в проекте отказалась.
— Сейчас вы пытаетесь совместить разные жанры: академический вокал и популярную музыку. Насколько это сложно? — Вам кажется, мне это не удалось?
— Мне кажется, что удалось очень даже неплохо, но для слушателя это непривычно и необычно. — Множеству людей нравится такое сочетание. И мне кажется, направление будет развиваться. Сегодня это неформат. Подобное искусство остается элитарным, на грани оперного.
— А почему Вы не захотели оставаться в рамках классической оперы? — Потому что большее количество людей смогут услышать, осознать и полюбить оперную музыку, пусть в таком варианте. Причем, это не только мое желание, со мной работает целая команда — композитор, режиссер клипа — громадное количество людей. Мне было интересно, как слушатели относятся к такой музыке. Оказалось довольно много поклонников. Украинские диски не продаются в России, но я знаю людей, которые привозят их в Россию, переписывают, скачивают из Интернета. Значит, слушателю это надо.
— Как относитесь к скачиваниям вашей музыки из сети? — Хорошо, значит, ты популярен. Конечно, хотелось бы, чтобы все было узаконено, хотелось бы получать за свою популярность какое-то материальное вознаграждение. Но раз компаниям, распространяющим музыку на коммерческой основе, сегодня это не интересно по причине «неформатности» — то отлично, что люди могут послушать мою музыку хотя бы таким образом.
— Чем отличается работа в театре от работы в шоу-бизнесе? — Работая в театре — по сути, работа на государство. Шоу-бизнес — это в первую очередь бизнес. И работают там законы бизнеса. Твое искусство — это товар.
— Чему вы сегодня больше уделяете внимание: театру или эстраде? — Своей внешности. Театр — это грим, зритель тебя видит издалека. Но сейчас я все чаще появляюсь в телеэфире. А работая на телевидении, приходится больше внимания уделять внешнему виду, правила там совершенно иные.
Вообще, я занимаюсь и в театре, и на «Фабрике». Сейчас свободного времени почти нет.
— У вас были предложения работать за рубежом? — Да. Были предложения работать на оперной сцене. За границей лучше работать в материальном плане. Но если все уедут, кто тогда останется здесь?
К тому же в Украине моя семья. Уехать и быть одинокой только ради работы — я так не могу.
— Как вы относитесь к корпоративным праздникам и выступлениям на них? — Это отличная возможность выступить, донести себя зрителю. Моя профессия существует, чтобы развлекать людей. Я не сама для себя это делаю, я не в уголочке пою. Я пою для людей. И если могу сделать это на сцене оперного театра — значит, могу сделать это где угодно.
— Поделитесь секретами профессионального мастерства. Вы говорили, что уделяете внимание своей внешности. А как нужно заботиться о связках? — Молчать. Я стараюсь перед выступлениями молчать и даже не слушать музыку. Потому что и при пассивном слушании, ты все равно про себя это пропеваешь, проговариваешь слова. Поэтому молчание и тишина — лучшая забота.
На самом деле мне кажется, что связки, голос — не самое главное для певца. Если у тебя есть дар петь, ты будешь это делать даже без голоса. Смотрите, сколько у нас актеров, которые поют тихо, порой просто проговаривают текст. Но они вкладывают столько души, эмоций в песню, что не каждый профессиональный певец может сравниться с ними. Душа — вот что главное в песне, и никакая вокальная техника отсутствия души не скроет.