Часто, чтобы сконцентрироваться на каком-либо действии, приходится чем-то жертвовать: оторваться от любимого занятия, чтения, телевизора, оживленной беседы. И даже если честно прикладывать усилия это не всегда бывает просто. Неспособность сосредоточиться и рассеянность превращают любые действия в продолжительную борьбу с самим собой.
Враги внимания подстерегают нас на каждом шагу. И причин находится множество: неинтересно, усталость, плохое самочувствие, тревога, переутомление, эмоциональное перевозбуждение. Что же делать, если необходимо собраться, но не получается? Давно замечено, что человек быстрее всего может сконцентрироваться в привычном для него месте, там, где он работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол, кресло располагают к выполнению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь играет музыка, из соседней комнаты доносится разговор на животрепещущую тему, шансы сосредоточиться чрезвычайно малы. Но и безупречная обстановка, когда слышно "как муха летит", тоже, как ни странно, может мешать. Поэтому гораздо эффективнее попытаться найти "изюминку" даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческий подход.
Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если попытаться определить природу их происхождения. Тогда станет ясно, в каком направлении двигаться. Скучно - значит, нужно пробудить в себе интерес к предмету; навалилась усталость - необходим отдых; захлестнуло волнение - прежде всего надо успокоиться. Существуют и специальные упражнения для удержания и развития внимания. Например, помогают управлять вниманием и такие приемы, как переключение со слуховой информации на зрительную и наоборот, изменение темпа работы, постановка новых задач. Попробуйте прочитать один и тот же текст несколько раз подряд, не отвлекаясь. Непросто. Но, если перед каждым прочтением ставить перед собой совершенно другую задачу (предположим, в первый раз читать для общего ознакомления, второй - усвоить логику автора, третий - установить связь с предыдущим материалом), внимание будет удерживаться.
Индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимательности зависит и сама жизнь - своя или других людей. Поэтому и необходимо уметь управлять своим и чужим вниманием.