Статті / Как удержаться на новой работе

Как удержаться на новой работе

20 сентября 2007 р.

Наконец-то сбылось. Я все-таки получила должность в компании, о работе в которой так долго мечтала. В прошлом осталась череда собеседований, заполнение несметного количества анкет, проверки службы безопасности, беседа с психологом и т.д. и т.п. Еще вчера написано заявление о приеме на работу, подписан договор, оформлена трудовая книжка. Казалось бы, самое трудное осталось позади...

    Но, увы, рано я ликовала, ведь впереди ожидало не менее сложное время, знакомое, наверняка, каждому новичку: так называемый период адаптации. Да, каким бы опытным вы ни были — не избежать этого этапа, никак не обойти, не перешагнуть. Поэтому лучше встретить его во всеоружии. Со слов людей знающих, адаптация занимает в среднем два месяца, вот почему во многих организациях испытательный срок длится столько же. Если вы думаете, что раньше я об этом ничего не знала, то ошибаетесь. Конечно же, знала, читала, даже переживала его на прежнем месте. Но коллектив был маленький, состоящий в основном из новичков, и все прошло очень легко и быстро. Но мы-то с вами люди продвинутые, стремимся работать в больших и перспективных компаниях. Поэтому рано или поздно приходится практически каждому пережить «ужас вливания» в новую, незнакомую, сложившуюся организацию, живущую по своим законам, внутреннему распорядку.
    А теперь о главном.
    Итак, день первый. Ни свет, ни заря я прилетела на новую работу, застав в офисе только уборщицу и охранника. Где мое рабочее место, пока не знала, поэтому до прихода начальства присела на диванчик на рецепции, тем самым предоставив возможность увидеть и изучить свою персону всем мимо проходящим коллегам. Чувствовала себя при этом, мягко выражаясь, как статуя в музее. Вот тогда и поняла, что надо в первый рабочий день приходить в офис минут за 10-15, чтобы и чувствовать себя более комфортно и никому не мешать.
    Наконец-то начальник отдела показал мне рабочее место, представил коллегам и пожелал удачи на новом рабочем месте. Поскольку сотрудница, работавшая на этой должности, скоропалительно уволилась, дела мне передали в виде аккуратных папочек, не особо уточняя их содержимое. Я удобно расположилась в новеньком кресле, разложила бумаги и приготовилась не спеша их изучать. Да не тут-то было! Спустя минут двадцать, как в известном стишке Чуковского, «у меня зазвонил телефон...». Строгий мужской голос произнес: «Вы вместо Натальи Николаевны, как я понимаю? Значит так, предоставьте мне отчет формы А за прошедший месяц и отчет формы В за прошедший квартал, до 13.00. Это срочно».
    «Боже мой, — подумала я. — Какая форма А и форма В?» Хотя и имелся опыт работы на аналогичной должности, но я не подозревала о существовании отчетов А и В... Первой в голову пришла мысль о моей профнепригодности, ведь если не знаю о существовании таких форм отчетов и переспрошу, то какое же мнение обо мне сложится? Решение переворошить все бумаги и содержимое компьютера, дабы все-таки найти образцы злосчастных отчетов. Занималась поисками, параллельно принимая по телефону разного рода задания, и к 12.00 эти отчеты все же нашла. Каково же было мое удивление, что требовались всего-навсего отчет о численности сотрудников и отчет о причинах отсутствия работников. Просто внутренняя классификация документов в компании отличалась от общепринятой, и если бы я вовремя попросила уточнить задание, то и справилась бы намного быстрее и нервишки бы уберегла. Теперь только я понимаю, что не надо бояться в первые дни задавать вопросы. Умный человек всегда сможет понять растерянность новичка и протянуть руку помощи. Только просить о помощи надо искренне, а ответы записывать в блокнот, тогда в следующий раз не придется переспрашивать.
    С отчетами-то я справилась, но за время их подготовки в моей записной книжке появилось еще три срочных задания, о способе выполнения которых не имела ни малейшего представления. Мне еще звонили и звонили, задавали какие-то вопросы, требовали результатов и т.д. Скажу честно, к 16.00 хотелось плакать и сбежать с новой работы куда глаза глядят, вернуться на прежнюю фирму, а все происходящее здесь забыть как страшный сон.
    На следующий день, еле переборов желание позвонить и предупредить об увольнении, я пришла на работу в депрессии. Заметив, что настроение мое не ахти, на помощь пришла главбух Татьяна. Не скрывая разочарования, я поделилась впечатлением от вчерашнего дня. Татьяна (работник опытный и мудрый) посочувствовала, посоветовала не сдаваться и уверила, что уже через неделю у меня все будет хорошо. Главное, не надо унывать, а помнить, что в случае чего всегда можно обратиться к ней за помощью. Да, в сложившейся ситуации она оказалась для меня ангелом-спасителем.
    Для начала мы вместе с ней разобрались с бумагами, рассмотрели обязанности сотрудников, кто за что отвечает, совместно изучили мою должностную инструкцию, и все как-то постепенно стало на свои места. Я поняла, что именно, в какие сроки должна делать, а что в мои обязанности абсолютно не входит. Через неделю я уже ориентировалась, кто есть кто в офисе, могла дать отпор тем, кто пытался переложить на меня свои дела, уверенно отвечала на звонки и... увольняться передумала.
    С тех пор прошло немало времени. Я росла как специалист, сменила работу и уже более пяти лет тружусь менеджером по персоналу, но никогда не забываю своего первого рабочего дня в компании, где получила первые уроки адаптации на новом рабочем месте.


Комментарий психолога
Елена Шпундра
Процесс адаптации на новом месте неизбежен. Чтобы пройти его легко и безболезненно, стоит вспомнить известную мудрость: «Кто предупрежден — тот вооружен». Новичок должен представлять подстерегающие сложности и степень своей готовности к их преодолению. На мой взгляд, автор очень точно описала некоторые трудности и поделилась своим опытом. Я, в свою очередь, остановлюсь подробнее на вариантах выхода из некоторых ситуаций. Определенную часть организационных проблем можно снять еще на стадии оформления на работу. В период достижения обоюдной договоренности с работодателем о сотрудничестве, но еще до подписания заявления о приеме, можно решить вопросы рабочего места, дресс-кода, субординации, режима работы и многие другие. Не нужно стесняться попросить провести вас по офису, представить потенциальных коллег, выяснить, что входит в круг ваших прямых обязанностей, в каком состоянии оставил дела предшественник, узнать распорядок дня в компании, принято ли обедать в офисе или за его пределами, одним словом, разузнать все, что для вас важно. Во время экскурсии можно присмотреться, как одеты сотрудники и как выглядят их рабочие места. Это позволит составить первичное представление об общей атмосфере в компании. Если увиденное не насторожило и заявление о приеме на работу написано уверенной рукой, можно смело сказать, что первый этап адаптации успешно пройден. На последующих этапах важно не теряться и помнить, что ошибиться может каждый, а уж новичок — тем более. Не в коем случае не стоит воспринимать эту фразу как индульгенцию на непрофессионализм. Просто необходимо «позволить» себе право не знать, например, отличие индивидуальных наименований отчетов в организации и «разрешить» себе уточнять и переспрашивать информацию.
    Кроме того, хочу предупредить, что не всем новичкам везет найти доброго ангела-помощника в лице кого-то из старожилов: в лучшем случае коллектив помогать просто не будет, в худшем вставит — палки в колеса. Вы столкнулись с худшим вариантом?     Не стоит переживать, паниковать и увольняться. Если прессинг коллектива переходит границы, в которых вы можете справиться самостоятельно, поставьте в известность об этом непосредственного начальника организации и попросите помощи. Не бойтесь прослыть ябедой или человеком, не умеющим решать свои проблемы. Если вертикаль власти в компании построена неверно, то руководитель может и не подозревать, что происходит в коллективе и чем на самом деле обусловлена текучесть кадров или низкая производительность труда.
    Не нужно так же тревожиться по поводу испытательного срока, стараться понравиться работодателю любой ценой и делать то, что вам несвойственно. Испытательный срок — это процесс двусторонний: работодатель определяет, не зря ли он платит вам зарплату, а вы размышляете, стоит ли тратить на него время и знания. Принцип паритета в любых отношениях позволяет сохранять независимость.
    И в заключении хочу сказать, какие бы трудности не поджидали нас на новом месте работы или вообще в жизни, главное — верить в себя и ничего не бояться. Каждое решение это еще одна монетка в копилку жизни. Не хочется оставлять ее пустой.



Джерело: Любовь МИРНАЯ


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві