Как только человек устроился на работу, ему приходится вникать в суть своих функциональных обязанностей, особенности рабочих взаимодействий с коллегами, начальством и подчиненными. Важным элементом, влияющим как на непосредственную работу сотрудника, так и на его эмоциональное состояние, а иногда и физическое здоровье, является корпоративная культура организации.
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она… Вновь прибывший сотрудник волей или неволей присматривается и пытается понять, каковы же правила жизни этой организации, какие здесь существуют приоритеты, что принято, а что категорически нет. Можно ли, например, к руководству заходить в любое время или важно списаться предварительно по электронной почте. К кому, по каким вопросам лучше обращаться, если нужна, например, машина: к начальнику автопарка, водителю, секретарю? Как персонал одевается, где курит, обедает, как празднуют дни рождения, принято ли прийти с утра попозже, если планируешь остаться допоздна и т.д.? Принятие новой культуры организации процесс для новичка непростой, ведь нужно не только понять все тонкости, но и «впитать» их в себя. Бывает, человек, так и не сумевший адаптироваться на новом месте, вынужден искать другое место работы. Что же такое «корпоративная культура»? Это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников, определяющая нормы их поведения. Это такое явление, которое невозможно «потрогать», особая духовная составляющая любой организации.
Мы разные люди и нас миллионы… Исследования корпоративной культуры организаций начали проводиться относительно недавно. Известный исследователь Ховштедте изучил 160 тысяч сотрудников из 60 стран мира и предложил определять культуру организаций на основе нескольких параметров. Первый из них — приоритетность индивидуализма, где присутствует невмешательство в личную жизнь, поощряется инициатива сотрудника (например, в США), или коллективизма, где наоборот, организация сильно включена в жизнь работника (например, в Японии). Другой параметр — дистанция власти, где руководители либо малодоступны, власть централизована (как, например, в Испании, Турции), либо, наоборот, организации работают по принципу: мы все вместе, все равны и доступны (США). Третий параметр — уровень избегания неопределенности, то есть живет ли персонал сегодняшним днем или существует высокая тревога за будущее. Последний параметр — насколько ведущими в организации являются женские или мужские роли. Интересно, что разным странам присущи свои типы организационных культур.
Организации, принадлежащие к разным сферам, также отличаются особенностями своих культур. Более формальные в финансовых, государственных структурах и более демократичные в сфере обслуживания, торговли, в небольших частных фирмах и пр.
Делай раз, делай два… Корпоративная культура создается стихийно, но на нее можно влиять и формировать.
Для украинских организаций характерно проведение тренингов формирования корпоративной культуры, где участники, в первую очередь, формулируют и принимают миссию своей организации — своего рода философию, определяющую направление их движения. В миссии описываются продукты, услуги, технология, рынки сбыта компании, отражаются ценности и приоритеты тех, кто принимает стратегические решения. Именно осознание миссии и общих ценностей поможет сотрудникам объединиться для достижения общей цели.
Следующий этап формирования корпоративной культуры — это создание стандартов поведения членов организации. На этом этапе участники описывают традиции организации, придумывают символику, вырабатывают правила горизонтального и вертикального взаимодействия. Опыт показывает, если сотрудники лично приняли участие в формировании корпоративных правил, осознают особенности своей корпоративной культуры, уровень их мотивации, вовлеченности в работу, дисциплинированность, преданность организации значительно повышается.
Если не я — то кто же… Вообще-то, человеку свойственно примыкать к определенной культуре — потребность в принадлежности является одной из базовых потребностей человека, который желает идентифицировать себя с тем или иным сообществом. Поэтому современному руководителю крайне важно заботиться о корпоративной культуре своей организации, создавать здоровую позитивную обстановку внутри компании, осознать степень личного влияния на стиль и характер взаимоотношений. Ведь не секрет, что именно особенности поведения «топов» определяют культуру организации в целом. В противном случае, если руководитель пустит все на самотек, культура сформируется стихийно, ею сложно будет управлять, а значит и предсказать последствия ее влияния на деятельность сотрудников будет невозможно.
Впрочем, от рядового сотрудника также зависит атмосфера в организации. Именно вы можете быть предельно вежливым по телефону, терпимым и уважительным к подчиненным, придерживаться делового стиля в одежде, общении с коллегами, распределять рабочее время согласно приоритетам в работе, поддерживать порядок на рабочем месте и в компьютере. Вы можете выйти с инициативой — оригинально отметить профессиональный праздник, 1 апреля, Новый Год. Существует масса наработок в известных компаниях по поддержанию корпоративной культуры:
Работа: это и адаптация новичков, «простраивание» личной карьеры каждого сотрудника, создание понятной и достижимой системы премирования и поощрения сотрудников, организация обучения на месте и за рубежом, участие, например продавцов, в закупках, мед.страховка и пр.
Досуг: футбольные матчи между филиалами или даже конкурирующими фирмами, конкурсы рисунков детей сотрудников (с символикой организации) и размещение рисунков победителей на автомобилях организации, создание календаря с портретами сотрудников, их рисунками и поделками, организация путешествий, велопробегов и пр.
Все эти мероприятия реально объединяют людей, демонстрируют заботу организации о своих сотрудниках, оказывают конкретную помощь в удовлетворении разнообразных потребностей работника, как бытовых, так и высших потребностей в максимальной самореализации. Результатом таких действий и будет удовлетворенность работников от принадлежности к данной организации, их искренняя преданность и надежность.