Нынешние руководители прекрасно понимают, что честность и порядочность в отношении с подчиненными – прямой путь к созданию сплоченной, нацеленной на успех, команды. Но чтобы команда работала эффективно, требуются еще и дополнительные факторы: повышение качества труда работников путем грамотного подбора персонала, его развитие и мотивации. Поэтому каждая уважающая себя компания имеет в штате менеджера по управлению персоналом. Уж он-то точно знает, какие «кнопочки» и «рычажки» использовать, чтобы каждый сотрудник приходил на работу как на праздник!
Наша собеседница — менеджер по персоналу компании «Wella» Бровченко Наталия считает, что плохих сотрудников не бывает, просто иные не подходят данной компании. Или компания не подходит им:
— Я уверена, что для каждого найдется место работы, где можно чувствовать себя комфортно. Если вам отказали в должности, это вовсе не означает, что нет возможности проявить себя в другом месте. Вы должны найти компанию, где сможете реализоваться в полной мере, даже если придется потратить на поиски работы полгода, не отчаивайтесь: игра стоит свеч! А менеджер по персоналу — это как раз тот человек, который поможет влиться в коллектив, занять в нем свое место и развиваться вместе с компанией.
— Что входит в обязанности менеджера по персоналу? — Подбором персонала, адаптацией нового сотрудника, его обучением и ростом. Ведь принять нужного специалиста на работу — полдела. Надо стремиться к тому, чтобы люди росли, достигали новых высот. Также важно, чтобы они были лояльны к компании, не уходили только потому, что где-то в другом месте им предложили на сто долларов больше. А отсюда следующая задача HR-менеджера: разработка мотивационных программ, анализ рынка труда, проведение обучения и т.п. В процессе трудовой деятельности часто у человека меняются мотивы. Скажем, первоначально он пришел, чтобы заработать неплохие деньги, а через какое-то время понял, что этого стимула уже мало: хочется расти, подниматься по карьерной лестнице. Наша задача — дать то новое, что поможет развиваться сотруднику. Как правило, политика «взращивания» своих кадров оправдывается: был у нас в компании случай, когда сотрудник пришел на должность маркетолога, а впоследствии стал коммерческим директором. Этот процесс долгий, занимает не один год, но если человек поставил перед собой цель, то задача менеджера по персоналу — помочь достичь высот. Если, конечно, амбиции сотрудника оправданы и совпадают с интересами компании.
— Какое образование и личные качества должны быть у HR-менеджера? — С моей точки зрения, обязательно наличие высшего образования. Наши вузы сейчас открыли факультеты, где можно приобрести специальность менеджера по управлению персоналом. В некоторых объявлениях о вакансии отмечается, что необходимо иметь диплом психолога или педагога. Однако рынок меняется, одного психологического образования уже недостаточно. В наше время HR-менеджеру никак не обойтись без знаний менеджмента, понимания принципов работы коммерческой структуры. Мне кажется, что наш бизнес уже немного перестроился, и нужны более подготовленные специалисты, разбирающиеся в бизнес-процессах. Хорошо также иметь знания в сфере экономики, менеджмента и юриспруденции, владеть иностранным языком.
Чтобы работать с людьми, а тем более принимать важные решения по персоналу, необходимо иметь опыт работы и развитую интуицию, которые приходят только со временем.
— Как вы считаете, какими личными качествами должен обладать HR-менеджер? — Наверное, все-таки нет. Нельзя работать менеджером по персоналу только потому, что это модно, престижно и доходно. Однозначно не достигнет успеха компания, HR-менеджер в которой — самовлюбленный эгоист, заботящийся не столько о благе компании, сколько о собственном имидже. Чтобы добиться успеха, надо любить общение с людьми, а также обладать чувством ответственности. Надо помнить также, что менеджер по персоналу — это лицо компании. Он первый человек, которого видит кандидат, приходящий в компанию. Ведь по тому, как ты себя ведешь, складывается мнение обо всей организации в целом. Всегда нужно обладать чувством такта и уважать людей.
— Что бы вы посоветовали новичку? Где можно приобрести опыт начинающему менеджеру по персоналу? — Прежде всего, нужно получить представление о том, чем вы будете заниматься: почитать книги, журналы, пойти на обучающие курсы. Если вы хотите получить практические навыки, есть резон обратиться в крупную компанию: многие из них предлагают стажировку новичкам и студентам. За несколько месяцев вы поймете, насколько эта работа интересна, в каком направлении HR вы бы хотели развиваться. Можно также занять позицию помощника менеджера по персоналу. Я считаю, что начинать всегда лучше и проще с малого: только опыт дает представление о работе и необходимое развитие. Попробуйте адекватно оценить свои достоинства и недостатки и честно ответить самой себе: а смогу ли я быть успешной на этой позиции?
— Расскажите, как вы пришли в эту профессию. — По образованию я юрист-международник. Первоначально работала в юридической компании. Но так уж сложилось, что параллельно приходилось заниматься и подбором кадров, решать юридические вопросы кадровой политики. Наши клиенты, зная, что у меня есть такой опыт, обращались с просьбой наладить кадровую работу «с нуля», помочь в организации подбора, аттестации, мотивации сотрудников. Скажем, в одной компании сотрудники, находящиеся на одинаковых позициях, работали по-разному, а зарплату получали одну и ту же. Я помогла оптимизировать структуру оплаты труда. Когда накопился достаточный опыт в этой области, поняла, что работать с кадрами мне гораздо интереснее, чем заниматься сугубо юридическими вопросами. Опыта к тому времени накопилось достаточно, его надо структурировать. Пошла на курсы по управлению персоналом, после чего полностью посвятила себя данной работе. Кстати, получила еще одно образование — экономическое — и считаю, что это очень помогает мне в работе.
— Что вас привлекает в вашей работе? — Мне интересен процесс: отбор, адаптация, мотивация сотрудников. Я вижу реальный результат работы, вижу, как человек растет, развивается. Причем этот рост выгоден не только сотруднику, но и фирме. Приятно осознавать свою роль в достижении компанией высоких результатов.
— Каким образом менеджер по персоналу может помочь сотрудникам достичь новых высот в работе или карьере? — Путем организации внутренних и внешних тренингов для сотрудников, разработки мотивационных программ, ротации и продвижения кадров. Например, знание иностранного языка необходимо для нашего бизнеса, поэтому было принято решение об организации за счет компании обучения специалистов английскому языку, прошло немного времени, но мы уже заметили положительные результаты обучения.
Надо сказать, что люди с удовольствием идут на тренинги. Если пару лет назад еще можно было слышать нарекания «ну зачем нам это надо?», то сейчас тенденция изменилась. Работники осознают, что подобное обучение приносит реальную пользу, полученные знания действительно применяются на практике. Немаловажное значение имеет и то, что сотрудники чувствуют заботу компании, это «подвигает» их на новые достижения.
— Что является для вас решающим при выборе кандидата на определенную должность? — В первую очередь, конечно, профессионализм, образование и опыт работы. Но не менее важные и личностные качества: соискатель должен иметь цели, которые были бы созвучны целям нашей компании, обладать теми моральными качествами, которые для нас значимы в сотрудниках. Мне важно понять: что движет человеком, претендующим на должность? Интерес к работе? Возможность трудиться в престижной компании? Получение практического опыта? Высокая зарплата? Или он хочет попасть в компанию с мировым именем только лишь для того, чтобы у него была отметка о работе в нашей фирме для резюме, которая будет «плюсом» при устройстве на следующую работу. Выяснив истинные мотивы прихода к нам на собеседование, можно определить, подойдет ли нам этот сотрудник.
— Откройте читательницам ваш профессиональный секрет: как «понравиться» на интервью? — В первую очередь — быть самим собой! Не надо демонстрировать качества, которые вам не свойственны. Обман рано или поздно откроется, и даже если благополучно пройдете собеседование, будет сложно закрепиться в новой должности. Вы устанете играть не свою роль, и получится, что, с одной стороны, компания получила не самого эффективного работника, а с другой — будете испытывать дискомфорт, неудовлетворенность своим положением. Однажды к нам на собеседование пришел молодой человек, только что закончивший университет. Несмотря на совсем не большой опыт работы, амбиций у него было хоть отбавляй! Видимо, юноша хотел показать, что делает большое одолжение компании, согласившись в ней работать. Естественно, он нам не подошел. Когда молодой человек уже уходил, я спросила: «Это какое у тебя по счету интервью?», — он ответил, что восьмое. Тогда я сказала: «Мой тебе совет: если ты хочешь, чтобы девятое стало последним, и тебя в конце концов взяли на работу, не бойся показать, какой ты есть на самом деле, отбрось ненужный пафос».
Было приятно, что спустя какое-то время мне передали благодарность от этого юноши: мой совет помог ему устроиться на работу. Главное, чтобы человек вовремя понял, в чем он ошибается, переосмыслил и изменил поведение. К сожалению, процентов семьдесят соискателей не хотят этого делать и совершают все время одни и те же ошибки. А потом говорят: я звезда, но в этой компании меня недооценили. Не забывайте о самокритике, хотя, конечно, и недооценивать себя ни в коем случае нельзя. Будьте естественны, доброжелательны и позитивны. И это обязательно оценят!