Новичок в коллективе. Как выжить и не затеряться? / Статті / Портал "Робота для жінок"
Робота для жінок
Статті / Новичок в коллективе. Как выжить и не затеряться?
Новичок в коллективе. Как выжить и не затеряться?
1 ноября 2006 р.
Каждому из нас знакома эта роль. Мы приходим в мир новичками. Издав свой первый звук на родильном столе, сообщаем о своем появлении. Кто-то делает это громко и уверенно, кто-то тихо и деликатно, а кто-то начинает «звучать» только после шлепка акушера.
Точно также и в работе. Мы ищем ее, выбираем, проходим собеседования, ждем результатов. И вот, когда процесс поиска успешно завершен, наступает наш первый рабочий день. Мы открываем двери офиса и сообщаем коллективу о своем появлении. Проходим этапы первичного знакомства, обустраиваемся и начинаем трудиться. Именно тут каждому приходится принимать решение, как адаптироваться в коллективе и грамотно себя позиционировать. Начало одинаково актуально для всех: и для крепкого профессионала, и для вчерашнего студента. И если первому помогают знания и опыт, то второму приходится надеяться только на свою интуицию.
Успешно пройти адаптацию поможет, прежде всего, наблюдательность. Начать стоит с того, чтобы спокойно и методично изучить нормативные документы, регламентирующие внутренние рабочие процессы компании, начиная со своей должностной инструкции. Если таковая отсутствует, составлять ее лучше после изучения должностных инструкций коллег. Это поможет понять стилистику, принятую в организации, а так же разобраться в структуре коллектива, распределении обязанностей, ответственности и полномочий. Какое-то время можно понаблюдать, как ведут себя новые коллеги, как общаются, как проводят рабочее время, каких правил придерживаются, насколько строга дисциплина. Если наблюдения неутешительны и многое организовано не так, то с резкой критикой и заявлениями о немедленных изменениях стоит подождать, хотя бы до конца испытательного срока. Критические замечания и авторские предложения лучше всего оформлять служебными записками на имя руководителя. Главной темой этих записок должна стать не просто критика, а конкретные предложения, что и как можно изменить, чтобы оптимизировать результаты деятельности компании. Это же касается выявления грубых ошибок: только в отличие от критики, заявить об их обнаружении стоит сразу, причем, непосредственному руководителю, желательно тет-а-тет, с четким перечислением последствий в случае не исправления и предложениями о способах устранения.
Комментарий Ольга, контент-менеджер В первый рабочий день на новом месте меня не бросили на произвол судьбы, как это бывает, а опекали до полной адаптации — сразу выдали канцелярские принадлежности с логотипом фирмы, установили компьютер. На следующий день офис-менеджер провела меня по всем отделам и познакомила с сотрудниками. Всех, конечно, запомнить было нереально, но этого и не требовалось. У меня был доступ к базе данных фотографий сотрудников, и очень скоро я уже знала, кто есть кто.
Процесс наблюдения не бывает односторонним: как новичок присматривается к коллективу, так и коллектив присматривается к нему. Это совершенно нормально и естественно. Однако, в некоторых организациях у новичка создается ощущение, что его поместили в аквариум. Невидимый физически, но ощутимый эмоционально. Когда утром после подчеркнуто корректного приветствия следует полное игнорирование, когда разговоры в кабинете, курилке, в туалете вдруг смолкают при появлении нового сотрудника, когда на конкретные вопросы даются общие ответы (или вообще не даются), когда просьбы о помощи не отвергаются, но постоянно откладываются... Есть много разных способов отдалить и изолировать. Работать в аквариуме вдвойне тяжело, поскольку кроме рабочих проблем, приходится бороться с психологическим дискомфортом. Но этот период нужно пережить, раньше или позже, он заканчивается. Главное, не воспринимать происходящее на личный счет, не искать в себе каких-то причин или недостатков, не сомневаться в своих силах, а просто понять, что таковы особенности именно этого коллектива. Не стоит так же налаживать отношения путем заигрывания и задабривания коллектива в целом и отдельных сотрудников, в частности, это, может, и рассеет изоляцию, но перечеркнет все надежды на позиционирование в качестве профессионала, которого ценят и уважают.
Пришедших на работу сразу со студенческой скамьи, вне зависимости от должности, записанной в трудовой книжке, очень часто ожидают типичные ситуации: в коллективе их рассматривают как секретарей, уборщиков, посыльных, курьеров. Поручают самую низкоквалифицированную и рутинную работу, как-то: отксерокопировать документы, набрать текст, подшить архивы, рассортировать почту, сходить в магазин — в общем, сделать все то, что не хотят делать штатные сотрудники, считающие себя слишком большими профессионалами. И новичок оказывается перед непростым выбором: выполнять или отказываться от таких поручений. Выполняя их постоянно, рискует увязнуть в роли «старший куда пошлют», отказываясь, рискует спровоцировать конфликт. Кто-то выполняет задания спокойно и не считает их предосудительными, а кто-то мучается, потому что не хочет конфликтовать. Можно попробовать переломить ситуацию, не конфронтируя. Это совсем несложно, главное — оформить отрицательный ответ такой аргументацией, парировать которую собеседнику будет трудно. На просьбу сбегать в магазин за плюшками в рабочее время, например, можно ответить, что вы не хотите нарушать трудовой распорядок. На просьбы отксерить, набрать или отвезти документы (если они исходят не от непосредственного руководителя) ответить, что вы не против, однако, сейчас выполняете важное и срочное задание, и когда закончите его, неизвестно. Аргументы могут быть разными (зависят от специфики компании и личной креативности), но произносить их нужно спокойным и уверенным голосом, корректно и доброжелательно. Эта тактика поможет очень быстро безболезненно избавиться от посторонних поручений. В крайнем случае, можно напрямую обратиться к непосредственному руководителю, объяснить ситуацию и попросить его вмешательства.
Комментарий Светлана, рекрутер То, что я не сработаюсь с новым руководством, стало понятно сразу. Но я не приступала к поиску работы из-за боязни нового коллектива. Человек я не очень контактный и сразу представила себе картины одну страшнее другой: как приду на новое место, и буду сидеть одна в углу, и на обед буду ходить одна, и не с кем будет поговорить. Работу все-таки пришлось сменить. Через несколько дней выхожу на новое место. Мне повезло, буду работать со знакомыми. Это делает мой выход не таким напряженным.
Кроме того, многим новичкам сложно задавать вопросы, иногда не хочется выглядеть некомпетентным в глазах коллег и руководства, иногда коллеги просто всем своим видом демонстрируют нежелание отвечать даже на самые нейтральные. Некомпетентным быть, конечно, не хочется, особенно вначале трудового пути, когда бывает так важно заявить о себе, однако, поддакивая и соглашаясь на непонятные задания, легко проколоться. Вопросы задают все, даже самые крупные профессионалы. Наоборот, о сотруднике, ничего не спрашивающем и не уточняющем, скорее сложится впечатление, как о равнодушном и не интересующемся общим делом специалисте. Так что, вопросы задавать необходимо, другое дело, что их нужно правильно формулировать. Не стоит задавать вопрос ради вопроса, просто чтобы обратить на себя внимание. В таких случаях можно получить и ответ, и внимание, но удивить интеллектом вряд ли удастся. Хорошо воспринимаются вопросы, в которых сразу ясен смысл, которые задаются быстро и уверенно, без долгих вступлений и междометий. Если ответ собеседника звучит неоднозначно, то уточнить смысл можно путем пересказывания своего понимания ответа, начав со слов: «Правильно ли я вас поняла, что…» Если чувствуете явное нежелание отвечать на ваши вопросы, отчаиваться и прекращать их задавать не стоит. Просто вам понадобится больше выдержки и терпения. Не бойтесь выглядеть навязчивым, у каждого есть право задавать вопросы и получать ответы.
Комментарий Лариса, бухгалтер Первый рабочий день совпал с днем рождения фирмы. А в традициях — этот день отмечать вечеринкой. Так что, сразу попала, что называется, «с корабля на бал»: со всеми сразу и познакомилась. Коллектив молодой, фирма на подъеме, работают с энтузиазмом и гуляют тоже.
Прежде чем приступить к выполнению задания, рекомендуется сразу уточнить все детали, от которых может зависеть успешное и своевременное его выполнение. В этом тоже поможет тактика правильно сформулированных вопросов и фраза «Правильно ли я вас поняла, что». Невозможно правильно выполнить задание, смысл которого неясен. Поэтому лучше некоторое время уделить разбору самого задания, чем потом бесконечно переделывать результат.
Процессы вхождения в любой коллектив всегда проходят сложно, причем, сложности испытывают обе стороны, и принимающая и входящая. Обоим нужно время, чтобы присмотреться и привыкнуть друг к другу. Коллективу преодолеть сложности легче, а новичку бывает труднее… Рано или поздно все проходит: и вот уже вчерашние новички в статусе бывалых работников приветствуют только что прибывших коллег.