Статті / Охота к перемене мест

Охота к перемене мест

10 октября 2006 р.

Каждый из нас периодически меняет работу. В зависимости от того, как часто это происходит, рекрутеры всех работающих разделили на «летунов», «старожилов» и «репок». Но ни у одной из категории нет каких-то особых преимуществ. И перелетную пташку, и засидевшегося овоща, и основательного «старожила» подстерегают свои опасности при поиске работы.

Почему мы делаем это 
Специалисты единодушны: менять место работы следует примерно раз в три-пять лет. Именно столько человеку в зависимости от темперамента необходимо, чтобы войти в «курс дела» и реализовать свой потенциал. По истечении этого времени даже самые перспективные сотрудники от однотипной работы начинают уставать, а наиболее впечатлительные могут даже впасть в депрессию. Однако на практике смена работы происходит гораздо чаще. В первую очередь это объясняется нестабильностью рынка — множество компаний открывается и закрывается, разоряется, производства сворачиваются и т. п.
Помимо неустойчивой ситуации на рынке трудоустройства существует еще несколько причин, заставляющих людей искать новую работу. Основная — это неудовлетворенность уровнем заработной платы и отсутствие ее роста. Невозможность расти в профессиональном плане и продвигаться по карьерной лестнице также достаточно серьезные причины для смены места работы. Если сотрудник имеет возможность повышать квалификацию и получать прибавку к зарплате за профессиональный рост, то он сохраняет лояльность к компании. Если нет — уходит.
На частоту смены места работы, по утверждению психологов, влияют и личные качества: темперамент и мотивация. Как показывает практика, чаще других склонны к переменам сангвиники, они наиболее подвижны и легче приспосабливаются. Не составит особого труда «спрыгнуть с корабля» обладателям взрывного холерического темперамента. Устойчивым и стабильным флегматикам сложнее адаптироваться, поэтому они реже меняют работу. А ранимым меланхоликам психологи вообще рекомендуют как можно дольше трудиться на одном месте.
Если человек относится к типу внутреннемотивированных, то он более обоснован, у него хорошо развит самоконтроль. Представители данного психологического типа не склонны часто менять работу. Внешнемотивированные непостоянны и поверхностны, им быстро все надоедает, и они стремятся сменить обстановку, рабочее место и даже сферу деятельности. Представители этого типа становятся классическими «летунами», которых рекрутеры боятся как огня. Агентство по подбору персонала получает от фирмы-клиента плату за каждую закрытую вакансию и, соответственно, несет ответственность за рекомендованную кандидатуру. Если новый сотрудник увольняется, отработав чуть больше испытательного срока, агентство могут обязать заплатить неустойку. А кому нужны лишние неприятности?
Однако отличить классического летуна от человека, часто меняющего работу не потому, что ему надоело, довольно сложно. Поэтому кадровики и рекрутеры в большинстве своем не торопятся отказать кандидату с чересчур разнообразной трудовой биографией, стараются понять причину ухода с предыдущего места работы. Так что число стопроцентных отказников не так уж и велико, но у многих соискателей, по признанию рекрутеров, есть в резюме очень много уязвимых мест, оцениваемых работодателями крайне негативно.

«К сердцу прижмет? Или пошлет?» 
Все больше отечественных компаний отказываются рассматривать заявления кандидатов, меняющих работу каждые 2–3 месяца, поскольку это служит косвенным подтверждением тому, что и на новом месте такой работник долго не задержится. Есть профессии, где и более продолжительный стаж работы, к примеру, полгода, воспринимается критично. В первую очередь это относится к бухгалтерам. Очевидно, что такой специалист ни разу не сдавал годовой отчет, не имеет опыта работы с налоговиками.

Комментарий специалиста:
«Людей, имеющих по 20 записей в трудовой, на работу точно не возьму, — говорит Кирилл Пашков, заместитель директора по кадрам ООО «Лекскар». — Мне невыгодно тратить время и деньги на обучение сотрудника, который через 2 месяца уйдет или будет уволен. А зачем нам такой работник? Подобный кандидат не будет принят в нашу компанию, даже если согласится выполнять большой объем работы за мизерную зарплату».


Весьма прохладно работодатели относятся к соискателям, резко меняющим сферу деятельности: с мебельного производства — в страховую компанию, затем — в оптовую фирму, реализующую продукты питания. Рынок становится все более сегментированным и сложным для того, чтобы профессиональные навыки, полученные в одной отрасли, могли быть с легкостью применены в другой. Подобные метания свидетельствуют о возможном внутреннем разладе, о том, что человек по тем или иным причинам не может реализовать себя в выбранной сфере деятельности.
К студентам, частенько прыгающим с места на место, относятся с пониманием: человек только изучает азы профессии и ему сложно найти работу по специальности, потому что работодатели отдают предпочтение уже имеющим опыт. Вот и приходится студентам принимать любое более-менее подходящее предложение. Им, как говорится, выбирать не приходится.
Зато IT-специалистам есть из чего выбирать: на них предложения о работе сыплются как из рога изобилия. Подобная щедрость объясняется дефицитом высокопрофессиональных кадров в области высоких технологий. По мнению Сергея Беляева, директора кадровой компании «Навигатор», на сегодняшний день нехватка профессиональных специалистов в области IT составляет тысячи человек. Через 2–3 года она увеличится в несколько раз. И в стране уже сейчас разворачивается война за высококлассных спецов.
В аналогичном, привилегированном положении находятся профессионалы в области строительства, руководители в сфере производства, инженерно-технические специалисты. В следующем году Сергей Беляев прогнозирует рост спроса на специалистов этих отраслей при растущем дефиците предложения.
Довольно снисходительны работодатели к кандидатам, желающим занять должность рядового сотрудника. Здесь дополнительные вопросы вызовет продолжительность работы на одном месте в течение полугода и менее и заставит задуматься: этот специалист недостаточно квалифицирован? Неуживчив? Неисполнителен?
Занять руководящую должность больше шансов у того кандидата, кто проработал на предыдущем месте как минимум 2 года. А если больше, еще лучше. Год-полтора на предыдущем месте наводят кадровиков на размышления: а не по результатам ли испытательного срока так мечется человек? Еще более осторожное отношение к претендентам на пост руководителя, кто в течение нескольких лет не единожды менял место, переходя на аналогичные должности. И скорей всего откажут соискателю, менявшему должности с понижением. К примеру, с поста заместителя директора — на должность менеджера по продажам. Подобные перемещения свидетельствуют о том, что такой руководитель не сумел справиться с поставленными перед ним задачами.
Наибольший интерес вызывают те специалисты, кто работает на одном месте 2–3 года и переходит в другую компанию с повышением. Это явный признак того, что человек растет профессионально и в рамках нынешней должности ему становится тесно. Такие специалисты, как правило, имеют самую высокую рыночную стоимость.
А вот информацию о кандидатах, меняющих должности с повышением, но в рамках одного предприятия, на котором работают достаточно долго, работодатели воспринимают не столь благосклонно, опасаясь нарваться на «старожила». Чем же они им не угодили? Как это ни парадоксально звучит, но именно своей преданностью компании.

Выдернуть «репку» 
Многие рекрутеры могут привести случаи из практики, когда старожил, будучи утвержденным в новой должности, все-таки от нее отказывался, потому что получал более выгодное предложение от нынешнего работодателя. Таким образом он поправлял свое материальное положение, не помышляя о смене места работы. Иногда подобная стратегия приводила к тому, что проекты, для которых приглашался сотрудник, находились на грани срыва. И только авральный поиск спасал ситуацию. А кто из нас любит авралы?
Руководитель, действительно опасающийся упустить ценного работника, приложит все усилия, чтобы сотрудник «не ушел налево»: и зарплату повысит, и предоставит возможности для карьерного роста. К примеру, предложит возглавить новое направление. Если же начальник ограничится только повышением зарплаты, то это тревожный симптом. Скорее всего, руководитель, сделав заманчивое предложение, начинает искать более лояльную замену. А оставшийся на месте беглец косвенно подтверждает, что история с уходом своеобразное вымогательство, и рискует вообще остаться без работы. Поэтому рекрутеры и хедхантеры категоричны: «уходя — уходи».
Подобная настойчивость объясняется еще и тем, что человеку, долго работающему в одной компании, с каждым годом все сложнее будет уйти из нее. Старожилы всерьез опасаются, что не смогут прижиться в новом коллективе. Данные опасения не лишены оснований: по мнению специалистов, у этой категории сотрудников есть трудности с процессом адаптации на новом месте. Впрочем, это в большей степени свойственно отечественным компаниям, в которых стиль работы и корпоративная культура различны. Если речь об иностранных компаниях, исповедующих сходные ценности, названная проблема не будет столь острой.
Любопытно, что рекрутеры между собой старожилов называют «репками»: засиделись так, что и не выдернешь. Но усидчивость может навредить сотруднику, потому что, работая в одной и той же компании, он невольно попадает под влияние идей, исповедуемых в ней. Это может привести к сужению кругозора и исказить объективность восприятия бизнес-среды.
Если «репка» по собственной инициативе надумает сдвинуться с насиженного места, то скорее всего долго будет искать работу. Шансы на успех сократятся, если человек при этом занимал одну и ту же должность. Кадровики очень прохладно относятся к подобным соискателям, подозревая в них отсутствие амбициозности и энергичности. Но грамотно проведенная самопрезентация способна растопить лед недоверия.

Комментарий специалиста:
Александр Печерский, директор агентства по подбору персонала «Лучшее место»
«Совершенно естественно, что руководители предпочитают лояльных к своей компании сотрудников, не склонных к частым сменам работы. Анализ наших заявок однозначно свидетельствует, что «летуны» не востребованы.
При этом я не стал бы к «летунам» подходить с жесткими мерками, ведь причины для смены работы разные. Особенно уязвимы в данной ситуации молодые специалисты. Как правило, человек без опыта работы устраивается туда, где берут. За время пока молодой специалист наберется опыта, сориентируется на рынке трудоустройства, он может поменять три и более места работы. Поэтому я рекомендовал бы к соискателям в возрасте от 20 до 30 лет быть более снисходительными».


Линия обороны 
Как показывает практика, грамотно составленное резюме — только половина успеха. Победой можно считать заявление о приеме на работу.
Судьбоносными для кандидата могут стать ответы на вопросы: «Почему вы хотите работать именно у нас?» и «Почему ушли с предыдущего места работы».
Соискатель, четко и внятно объяснивший, почему он обратился в эту компанию, не потерпит фиаско. При этом претендент может назвать только одну должность, стремление попробовать себя на разных постах оценивается крайне негативно. Очень подозрительно относятся к кандидатам, готовым работать за меньшую зарплату. Даже, если вы единственный кормилец в семье, и вам срочно нужно работа, не прибедняйтесь. Это может отпугнуть.
Я уже упоминала, что низкий уровень оплаты труда считается весомой причиной для ухода с предыдущего места работы. Но не стоит неудовлетворенность уровнем оплаты труда выражать словами «мало платили». Да, это правда. Но в выигрыше будет тот соискатель, который сообщит, что размер денежной компенсации не соответствовал уровню его квалификации.
Специалисты вообще рекомендуют быть максимально честным на собеседовании: ничего не утаивать и ни в коем случае не преувеличивать. Последнее особенно легко проверяется.
Объясняя причины ухода с предыдущего места работы, не следует критиковать бывших руководителей и коллег.
На собеседовании могут неожиданно попросить похвалить кого-нибудь из экс-сослуживцев. Это один из способов проверить соискателя на коллегиальность и уживчивость. Конфликтный, завистливый человек не в состоянии дать искренний отзыв о ком-либо. Работодатель в первую очередь ценит профессионализм, но паршивую овцу в свое стадо вряд ли рискнет запускать. Исключение будет сделано разве что для суперпрофессионала, потому что самое главное для работодателя — это эффективная работа предприятия. И если соискатель, независимо от того, как часто он менял работу, сможет убедить работодателя в собственной полезности, наверняка сможет получить и желаемую должность.

Джерело: Подготовила Ольга ТОДОРОВА


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві