. Первое время я работала секретарем… / Новости / - Портал "Робота для жінок"
Домой    Написать нам
 

Статьи / Первое время я работала секретарем…

Первое время я работала секретарем…

10 мая 2007 г.

Когда я закончила факультет иностранных языков престижного столичного ВУЗа, оказалось, что я, кроме английского и немецкого, больше ничего не знаю и делать не умею. Это было вполне логично, но неутешительно, т.к. устроиться переводчиком оказалось довольно трудно не только в моем родном городе, но и в Киеве, где спрос на подобную профессию гораздо выше.

    Не имея собственного жилья в столице, а также работы, позволявшей снять хотя бы угол, я решила вернуться домой (благо родом я из крупного промышленного города) и искать работу там — во всяком случае, хотя бы проблема проживания уже решена.
    Работать в школе мне не хотелось, оставалась только одна профессия, на которой английский был просто «необходим». Если подвести итог, то мой выбор был продиктован исключительно дефицитом предложений. Это и решило мою трудовую судьбу — я стала секретерем-референтом крупного промышленного предприятия.
    Не могу сказать, что я часто применяла свои знания иностранных языков, зато освоить делопроизводство и планирование рабочего времени я могла в полном объеме. Я была секретарем-референтом пяти руководителей, для которых в штатном расписании завода предусмотрен личный секретарь. Однако они вели типичную для руководителей жизнь: встречи, переговоры, отъезды, визиты. Кроме этого все они получали уйму корреспонденции, имели привычку отвечать на деловые письма и активно готовили проекты приказов по своему профилю.
    Чтобы не растерять свою квалификацию, я брала на дом переводы. Нельзя сказать, чтобы это приносило мне какой-то особенный доход: клиентов было немного и находила их я с большим трудом через дешевые газетные объявления (на «недешевые» методы поиска моих средств не хватало). Тем не менее, это позволяло мне чувствовать, что пять лет университета прошли не впустую.

Ольга, 27 лет: Я закончила химико-технологический институт и, как многие мои однокурсницы, в итоге не стала химиком-технологом. Т.к. я была с высшим образованием, но без опыта работы и с узкопрофильным направлением полученных знаний — я, по сути, ничего не имела, что могла бы предложить работодателям. Девчонки из моей группы плавно распределились между двумя профессиями: торговыми представителями и секретарями. Я пошла в секретари. Проработала 2 года и благополучно ушла в декрет — всего на пол года, но это заставило меня переосмыслить настоящее. Всю жизнь провести в секретарях я не собиралась! По опыту своей подруги я знала, что можно получить «в нагрузку» кадровый документооборот, а это уже прямой путь к «повышению» до инспектора отдела кадров. На этом я решила не останавливаться и подыскать растущую компанию, чтобы иметь личные перспективы развития в сфере персонала — на предыдущей работе я могла наблюдать деятельность данного отдела и примерно представляла, как могу действовать.
В новую компанию я пошла на должность «инспектора отдела кадров» - соответствующего опыта у меня не было, но я знала делопроизводство, что и стало решающим фактором при отборе. Мне пришлось изучить трудовое законодательство и его специфику, я принимала участие в различного рода проверках со стороны инспекций и фондов. Этот опыт позволил перейти мне в другую компанию на позицию начальника отдела кадров.
Кстати, моя подруга после «инспектора» перешла на позицию «менеджера по персоналу». Ей всегда больше нравилось работать с людьми, в то время как я больше люблю бумаги.
В любом случае, мне кажется, что выбор всегда есть, главное с ним вовремя определиться!

    Не трудно догадаться, что скучать мне было некогда, а чтобы угодить всем и успевать все делать вовремя, приходилось тщательно планировать свой рабочий график.
    Месяцев через пять я стала незаменимым секретарем.
    А еще через пару месяцев руководство завода приняло решение об инвестировании производства. Это означало, что в ближайшее время мы будем активно закупать и устанавливать иностранное оборудование. Собственно для переписки с предполагаемыми иностранными партнерами и требовался секретарь-референт со знанием языка.
Т.к. к тому времени я уже была не просто секретарь-референт, а «грамотный специалист с пониманием специфики производства», вопрос: допускать меня к прямому общению с иностранными партнерами или нет, даже не стоял. Руководство завода приняло решение не приглашать переводчика, а доверить столь ответственное задание по приему гостей мне.
    Я очень волновалась, т.к. одно дело выполнять переводы и общаться на бытовые темы, и совсем другое — технический перевод в синхронном режиме. Но отказаться от этого я не могла — слишком велико было искушение попробовать себя в качестве настоящего переводчика.
    Первая встреча прошла успешно. А за ней была еще не одна, т.к. установка оборудования — очень трудоемкий процесс. К концу года я получила хороший опыт общения на немецком и английском языках (т.к. мы закупали оборудование в трех странах). Кроме того, подвинулись мои дела с переводами: старые клиенты стали приводить новых. Учитывая, что я имела реальный опыт общения по технической тематике, качество моих специализированных переводов было высоким.
    Примерно в таком же режиме прошло еще около года: я продолжала работать секретарем, общалась с иностранными партнерами и брала на дом переводы.

Елена, 30 лет:Я выпускница ин-яза с правом преподавания иностранных языков. В школу идти мне не хотелось, а в других местах меня без опыта не ждали. Я сознательно выбрала должность «первый помощник руководителя», т.к. была уверена, что способного человека не заметить не могут. Собственно так и было, хотя не могу сказать, что мое желание «расти» встречало радостное понимание моих руководителей: хорошего помощника не так-то легко «отпустить». Тем не менее, мне, совместно с моим руководителем, удалось спланировать мой карьерный рост. Работая на данной позиции, мне приходилось участвовать во всех совещаниях с первым лицом. Понять, что же мне нравится и в какой области я хочу развиваться - было не сложно. Дальше оставалось только действовать по намеченной программе. Сегодня я менеджер по маркетингу и готовлю себя к следующей ступени — бренд-менеджер.
Ольга, 29 лет: В секретари я попала сразу после школы — было велико желание помочь семье материально. Всему училась на месте и поступила заочно в институт только после года работы. За этот год я определилась с предполагаемым родом занятий, и выбор специальности был продуманным. Приближаясь к окончанию учебы я задавала своему руководителю вопрос: что дальше? Есть ли у меня какие-то перспективы? Против перспектив никто не возражал, однако мой руководитель считал, что мне пока рано переходить в отдел — следует подучиться на месте. Я действительно много практических знаний получила именно в работе с ним, но все же по-настоящему начать свою карьеру в должности маркетолога (я получила экономическое образование и прошла серию специализированных курсов за период своей учебы и работы секретарем) мне пришлось на другой фирме. Сейчас я работаю в должности начальника отдела маркетинга.
Юлия, 26 лет: Я пришла в компанию на позицию офис-менеджера. По сути — это тот же секретарь, только с другим названием. Я получила в нагрузку, помимо стандартных секретарских обязанностей, поручение закупать канц-товары и бумагу. Офис рос, расширялся и круг моих «дополнительных поручений». Я уже занималась не только канц-товарами, но и закупками товара для хозяйственных нужд офиса, включая мебель, оргтехнику и т.п. У меня не плохо получалось управляться с договорами и выполнять оптимальные закупки в зоне своей ответственности. В последствии мне предложили стать начальником административно-хозяйственного отдела, в который входит не только секретариат, но и парк легковых автомобилей компании, а также менеджеры по оформлению документов на аренду и приобретение помещений (мы арендуем много торговых площадей и порядок в документах является насущной необходимостью). По сути, я просто никогда не отказывалась от дополнительной работы — в этом и заключается успех моего продвижения.

Количество работы возрастало, а мой уровень совершенствовался. Я уже не только выполняла работу по переводу технических текстов и договоров, но и начала получать приглашения от заказчиков на участие во встречах, в ходе которых необходимо было владеть специализированной лексикой.
На заводе не планировался ввод должности переводчика, и в этом направлении не было в принципе никаких перспектив. Кроме того, моя расширявшаяся деятельность требовала от меня времени, которое было плотно занято секретарской работой. Как я к ней относилась, проработав два года — нетрудно догадаться. Она мне просто мешала!
В конце концов, передо мною встал классический вопрос: что делать? С одной стороны, я получила диплом переводчика и имею приличную специфичную практику в этой сфере, а с другой, я работаю в должности секретаря и второй год варю кофе (кроме всего прочего, разумеется). Не последнее место занимал и финансовый вопрос: переводы оплачивались сдельно, что приятно будоражило кровь и позволяло ощутить себя независимой, а вот работа секретаря оплачивалась ставкой плюс редкие скромные премии «за участие в работе с иностранными партнерами».
Не скажу, что решение далось мне просто: я очень переживала и откровенно боялась! Но все же решила заняться индивидуальной трудовой деятельностью.
Сегодня, когда я вспоминаю свои первые шаги, мне, хозяйке небольшого агентства переводов, становится смешно: все кажется таким элементарным, я даже не могу вспомнить, чего же я тогда боялась?
Но это сегодня, а тогда…
И что стало для меня совсем неожиданным, так это то, что я с благодарностью вспоминаю свою первую работу. Ведь именно в должности секретаря-референта я смогла получить первые представления о бизнесе как таковом. Именно на этой должности я получила для себя неожиданный профессиональный опыт, который лег в основу моей дальнейшей деятельности. Именно эта работа дала мне шанс, который я затем смогла использовать!

Комментарий психолога
Евстратова Ольга
Очень часто, начиная работать секретарем, девушки не отдают себе отчет в том, какие в этой профессии кроются возможности. Ведь придя на одну из начальных позиций, Вы получаете возможность с первых дней общаться с руководством компании. Второй вопрос, на каком уровне будет строиться Ваше общение, что Вы предложите своему руководству, как работник?
Не осознав этого сразу, многие так и остаются невостребованными специалистами на рынке труда.
Несмотря на то, что на данной позиции можно найти перспективы, в большей части случаев, концентрируясь на рутинной работе и не развивая себя, вчерашний секретарь так и остается всего лишь секретарем, который перебирает бумаги и готовит кофе.
При этом нередко можно слышать жалобы на то, что, дескать, засиделась я на месте, и никто моих талантов не замечает. Что можно посоветовать, чтобы этого не произошло с Вами?
1. Не ждите, что Вам кто-то что-то предложит. Такое бывает, но редко. Необходимо самой для себя решить, чего Вы хотите и твердо идти к намеченной цели. Свою должность примите за отправную точку. Выработайте свой личный план. Подумайте, чего бы Вы хотели достичь и в каком направлении следует действовать.
2. Хорошо, если цель находится и достижима в рамках Вашей компании, но этого может и не случиться. Помните, что важно не ГДЕ работать, а ЧТО делать.
Вполне может быть, что Ваш руководитель не захочет расставаться с ценным для него работником. А может, Ваше предприятие не имеет интересующих Вас вакансий и в ближайшее время их не планирует открывать. Что из того? Действуйте по намеченному плану и не сворачивайте с выбранной дороги.
3. Работая секретарем, полезно освоить деловое планирование. Вы сможете рационально использовать свое рабочее время, эффективно планировать график своего руководителя (согласитесь, что это будет оценено деловым человеком!), а также для Вас станут понятны некоторые принципы управления, и Вы сможете говорить на одном языке со своим руководством.
4. Безусловно, позиция секретаря предусматривает кофе и чай, но лучше сконцентрироваться на сфере деловых совещаний и встреч. Лучше быть незаменимой в бизнес-сфере, уметь организовать и устроить дела, а не отлично управляться с кофейником и только. Пусть отлично заваренный кофе будет Вашим дополнительным преимуществом, но не основным!
5. Определившись с интересной для Вас областью, старайтесь вникать в положение дел в этой сфере на Вашем предприятии. Это повысит эффективность Вашего обучения (Вы будете понимать, что к чему происходит на практике), а также поможет увидеть появившиеся возможности лично для Вас на Вашем предприятии.
6. И последнее, никогда не опускайте руки!
Выбрав цель, стремитесь ее достичь. И пусть Вас не останавливает то, что для многих людей «карьера секретаря» — случайное событие. Вы то знаете, что это не так. И есть не мало примеров, подтверждающих обратное. Вопрос в том, кто во что верит и к чему стремится! Так почему бы Вам не пойти вверх по карьерной лестнице?




Обсудить на форуме


Источник: Анастасия Курилевич, директор агентства переводов

    Оставить свой отзыв к этой статье:  
Имя:  
E-mail:  
Тема:  



Текст:

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/ladyjob.com.ua/application/skin/default/templates/news-detailed.php on line 211
 
Оценить:  
  Проверочный код  
Проверочный код: