. Общение с «умом»: <br />компетентность и коммуникабельность / - Портал "Робота для жінок"
Домой    Написать нам
 

Статьи / Общение с «умом»:
компетентность и коммуникабельность

Общение с «умом»:
компетентность и коммуникабельность

8 июня 2007 г.

В каждом втором объявлении о вакансии, в разделе «требования к соискателю» присутствует слово «коммуникабельность». И директор, и курьер, и домработница должны, по замыслу составителей объявлений, обладать этим ценным качеством.
Но так ли оно необходимо для хорошего выполнения своей работы?

    На это слово, уже изрядно «потрепанное» от длительного и неумеренного употребления, в резюме или объявлении о вакансии, мало кто обращает внимание. А те, кто замечают (более внимательные или менее уверенные в себе), со вздохом кладут трубку, считая, что природная молчаливость не дает им права претендовать на такую вакансию.
    Попробуем разобраться, за что так любят это качество работодатели, хотя, по мнению специалистов, занимающихся изучением психологии труда, коммуникабельность только в редких случаях имеет отношение к эффективности работы.

    Человек общающийся.
    Всю нашу жизнь, с самого начала и до последних дней, мы общаемся, учимся понимать других людей и доносить до них свои чувства и смысл сказанного. Некоторые исследователи относят способность много и конструктивно общаться к врожденным качествам человека. И те, кто обладает таким даром, с детства чувствует себя уверенней и спокойней в коллективе. А потом, став взрослыми, легче решают проблемы (включая выбор спутника жизни) и быстрее продвигаются по карьерной лестнице.
    Коммуникабельностью психологи называют способность к установлению контактов и связей между людьми. А коммуникабельным — человека, который может легко заговорить с незнакомцем, завязать приятельские отношения. Такой человек не будет мучительно думать, «что сказать» и «сказать ли вообще», потому что менее застенчив, боязлив, а наоботор, открыт к общению. Также, он меньше обеспокоен тем, что подумают другие, и поэтому его поведение кажется более искренним и естественным.
    За это и любят работодатели таких сотрудников. Но всякий раз, выдвигая это требование, имеют в виду «что-то свое».
    Именно поэтому стоит различать все оттенки значения этого слова, ведь требования к коммуникабельности рекламного агента и помощника бухгалтера будут совершенно разными.
Например, в первом случае требуется высокая способность много часов подряд рекламировать и продавать товар покупателям, которые частенько настроены очень скептично. Естественно, что человек застенчивый и мнительный не справится с подобной работой. Но и не каждый умеющий легко и уверенно общаться практически в любой ситуации будет способен целыми днями выслушивать возражения. Значит, все-таки не о коммуникабельности идет речь, а о настойчивости и стрессоустойчивости.
    А вот помощнику бухгалтера достаточно уметь внятно и толково излагать мысль и доносить ее до начальства или банковского работника.
А что такое коммуникабельность педагога? Это умение понимать детей и много часов подряд активно общаться, работа, требующая умения быть терпеливым и устойчивым к большим эмоциональным нагрузкам.
    И поэтому, отбирая сотрудников, стандартные тесты «на коммуникабельность» не стоит без разбора применять ко всем специалистам. Ведь даже у такого положительного качества есть своя «обратная сторона».

    Проблемная зона
    Более коммуникабельные люди легче говорят о своих проблемах, и поэтому им чаще приходят на помощь, у них всегда довольно большой круг знакомых, они редко скучают в одиночестве и кажутся более искренними. Но оборотной стороной такого чудесного качества могут быть болтливость и суетливость.
    Суперкоммуникабельный секретарь может проболтать весь день с сотрудникам и не ответить на звонки клиентов, дизайнер — увлечься общением и «забыть» о горящем проекте, а маркетолог — проболтаться симпатичному представителю конкурирующей фирмы о стратегических планах своей компании.
    По данным психологических исследований, коммуникабельные люди обладают такими свойствами нервной системы как экстравертность (направленность действий и мыслей на других людей; общительность) и лабильность (высокая скорость возникновения и прекращения нервных процессов). Экстраверты более склонны к риску, их чувства и устремления поверхностны, они редко стремятся «достичь совершенства». Лабильность позволяет быстрее осваивать новые навыки, но при этом делает людей более уязвимыми и чувствительными.
    Экстравертам противопоказана работа, требующая длительной концентрации внимания и самодисциплины, четкости и планомерности. Любая монотонная работа — не для них.
    Так, например, сотрудник с характерным медленным темпом работы (и деятельности вообще) может довольно легко приучить себя быть более активным. В то же время, снизить темп деятельности для человека, привыкшего говорить, двигаться и действовать быстро и энергично — практически невозможно.
    Мы разные, поэтому каждое «хорошее» и «одобряемое» качество имеет свою менее привлекательную сторону. Мы разные, поэтому жизнь позволяет каждому найти свое место. Однако есть профессии, для которых коммуникабельность действительно имеет большое значение. В первую очередь речь может идти о таких сферах, как торговля, педагогика, журналистика, «паблик рилейшнз», реклама.
    Но что делать тем, кого природа не наградила таким даром? Коммуникабельность — это качество, с которым либо повезло родиться, либо нет. А вот компетентность в общении — это умение, развивать которое можно и нужно. И еще, практически все врожденные качества могут быть компенсированы с помощью других ресурсов.

    Как развить компетентность в общении
    Чтобы приобрести этот ценный навык, важно освоить такие виды общения как служебно-деловое, ролевое и интимно-личностное.
    При служебно-деловом общении важно уметь держать дистанцию — и в прямом, и в переносном смысле. Для того чтобы совместно решать служебную задачу, не нужно приближаться к собеседнику ближе, чем на полметра-метр, но и отходить дальше не стоит.
    Компетентный в общении человек умеет строить и поддерживать контакт на разной дистанции. А трудности чаще всего возникают именно потому, что, овладев какой-то одной моделью поведения, мы «пользуемся» ей повсюду — моментально переходим на «ты» с незнакомыми людьми либо, наоборот, держимся отстраненно и холодно тогда, когда открытые и дружеские отношения вполне уместны. Гибкость и адекватность выбора «роли» в каждой конкретной ситуации позволяют всегда и везде чувствовать себя комфортно в общении с людьми.
    И хотя по своей природе женщины коммуникабельнее мужчин, проблемы с общением возникают у них не реже. В психологии есть такое понятие — социальный интеллект. И держится он, естественно, на трех китах — способности распознавать и выражать собственные эмоции, умении «управлять» эмоциями (самоконтроль) и понимании эмоциональных реакций других людей.
    И поэтому очень важно учиться наблюдательности. Ведь ни одно телесное проявление не существует в человеке изолированно. Например, говорит человек очень тихо, окружающим приходится напрягать слух, чтобы что-нибудь расслышать. И мы можем сделать вывод, что такой человек либо очень застенчив и хочет поменьше привлекать к себе внимание, либо, наоборот, ему очень нравится, что кто-то вынужден прислушиваться. Как же различить эти два варианта? Еще раз посмотреть внимательней, как человек одет, как двигается. Если одет дорого, броско, даже вызывающе, движения уверенны — все это выделяет его среди других, значит, он принадлежит ко второму типу. А если похож на воробушка, глаза на собеседника лишний раз не поднимает — понятно, что речь идет о первом случае. Стеснительный человек эмоционально скован, привык чувствовать себя лишним, неуместным, и это проявляется в его позах и жестах.
    Очень «диагностична» походка — пружинистые или расхлябанные движения многое расскажут о своем обладателе. Обратите внимание, почему так много вокруг людей с больными ногами — уж не потому ли, что хозяин потерял цель, смысл жизни?
    Или, например, идет человек уверенно, но на «негнущихся» ногах. Вероятно, такая походка соответствует его характеру — прямолинейному, возможно жесткому.
    И таких наблюдений может быть масса, и, соответственно, каждый день — огромное количество собственных больших и маленьких открытий. А делать такие открытия гораздо полезней, чем только и думать целыми днями о себе любимой: «как я выгляжу», «что обо мне подумают» или «как сказать». Ведь такой подход позволит откорректировать собственную линию поведения и даст возможность научиться лучше понимать других, правильно строить общение.
И, конечно же, нужно стремиться к тому, чтобы молчаливость или застенчивость ни в коем случае не мешала ни в личной жизни, ни на работе. Мне нередко приходилось видеть специалистов, которые отличались немногословностью и нежеланием рассказывать о себе на собеседованиях. Но их уровень профессионализма, подтвержденный многими признанными достижениями, был настолько высок, что на этот небольшой недостаток никто не обращал внимание. А как менялись эти люди, когда в кругу своих коллег начинали обсуждать какие-то рабочие моменты!
    А на собеседовании требуется одно — доказать, что вы сумеете конструктивно строить взаимоотношения с сотрудниками и клиентами. И даже если вы не в состоянии в течение двух часов подряд болтать по телефону или выслушивать не менее длинные монологи — это не повод для переживаний.
    Коммуникабельный, порядочный, ответственный, дисциплинированный — похоже на «заклинание» работодателя. А что будем делать, если из двух подходящих по профессиональным качествам кандидатов один — молчун, а второй — общительный, но опоздал на час? Похоже, с дисциплиной будут большие проблемы… Вот так жизнь сама и вносит коррективы.
    Поэтому, услышав в требованиях слово «коммуникабельность», не торопитесь вешать трубку.
    Пообщайтесь. А там — видно будет…



Обсудить на форуме


Источник: Наталья КЕМЕРОВА

    Оставить свой отзыв к этой статье:  
Имя:  
E-mail:  
Тема:  



Текст:

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/ladyjob.com.ua/application/skin/default/templates/news-detailed.php on line 211
 
Оценить:  
  Проверочный код  
Проверочный код: