Домой    Написать нам
 

Статьи / Волшебная скрипка

Волшебная скрипка

8 июня 2007 г.

Казалось бы, ну что в этом такого? Семь нот, сыгранных в определенной последовательности, с нужным ритмом… Но они способны не только перевернуть душу, которая — надо же! — не истерлась, не поблекла в суете и проблемах повседневности, но и заставить рыдать и смеяться, открывая слушателю потайные уголки его сути. И совсем не важно, есть ли у тебя консерваторское образование или нет — понять истинную музыку не сложно. Ведь она разговаривает на языке сердца…

    — Мам, ты помнишь, что завтра мы идем на скрипичный концерт Сони Сульдиной? — спросил мой ребенок за ужином. Еще бы не помнить! Целую неделю, с момента покупки билетов, я придумывала повод, чтобы «спихнуть» честь сопровождать Ксюшу на культурное мероприятие кому-то из родственников. Но те справедливо заметили, что развивать ребенка эстетически — прямой материнский долг, и, следовательно, на концерт придется пойти мне.
    — Что-то ты сегодня покашливаешь, — трусливо соврала я, не решаясь признаваться дочке в нежелании идти в филармонию, — может, стоит посидеть дома, подлечиться?
Ксюшка слишком хорошо меня знала, чтобы принять эти слова за чистую монету:
    — Мам, на концерт идти все равно надо. Я учусь музыке, значит, должна посещать     концерты классической музыки!
    «И бывают же у кого-то дети-шалопаи, которым, кроме мультиков, ничего не надо!» — досадливо подумала я и смирилась с неизбежным. Не то, чтобы я не любила классическую музыку — нет. Но я считала, что при желании можно купить диск с концертом и слушать его дома. Зачем терять время на посещение филармонии?!.
    «Моя главная стратегическая задача — не заснуть, — твердила я про себя, пробираясь к нашим местам в уютном зале киевской филармонии, — и еще хорошо бы вспомнить, когда принято хлопать: после каждой части музыкального произведения или только в конце?»
З    рительный зал понемногу замолкал, на сцене появилась хрупкая девушка с копной пушистых волос. Она подняла скрипку, мягким жестом поднесла к ней смычок и…. И зал заполнила МУЗЫКА. Сначала она струилась, подобно ручейку, затем, набрав силу, обрушилась мощным потоком звуков, шумов, образов, ассоциаций…. Внезапно споткнувшись, словно о прибрежный камешек, остановилась, помедлила. И перенесла слушателей на своих крыльях на другой берег реальности.
    Звуки смолкли, я очнулась от грез и, не задумываясь более, прилично ли в этой паузе аплодировать, захлопала в ладоши. Следуя за мной, овацией взорвался весь зал. Девушка на сцене улыбнулась и грациозно поклонилась. Я, воспользовавшись своей журналистской профессией, решила познакомиться с ней поближе. Не скрою, больше всего меня мучило любопытство: какова она в обычной жизни, та, что способна заставить замереть в едином порыве целый зрительный зал, обрести над ним какую-то магическую власть?
    Соня Сульдина оказалась улыбчивой девушкой с огромными задумчивыми глазами. Из толпы обычных киевлян ее выделял разве что переброшенный через плечо футляр для скрипки. Мое признание в полном музыкальном невежестве ее не покоробило:
    — Многие, подобно вам, считают, что классическая музыка — только для избранных. На самом деле это не так. Достаточно один раз сходить на концерт, послушать и понять, насколько близка вам музыка. Причем не надо воспринимать этот поход как тяжелую работу мозга. Просто расслабьтесь, отдохните от повседневных хлопот. Улыбнитесь, если пьеса вас позабавила, погрустите, если навеяла печаль, словом, не стесняйтесь вести себя естественно.
    — Вы можете порекомендовать, с какой музыки начинать новичкам-меломанам, чтобы не отбить охоты к искусству?
    — Лучше поначалу послушать камерную музыку, концерты, состоящие из небольших произведений — они легче воспринимаются. Не нужно сразу стремиться понять сложные большие произведения, скажем, симфонии Малера, которые и для профессионалов не всегда просты для понимания. Есть замечательные произведения, например, Моцарта, которые принесут вам настоящее удовольствие. Хорошо бы сходить в Дом органной музыки: орган — это уже само по себе необычно, точно не заснете от скуки! В консерватории концерты играют студенты, а это всегда интересно, они привносят энтузиазм, нерастраченный задор, свое понимание произведения.
    — Музыке учатся тысячи детей, однако музыкантами становятся единицы. Как вы думаете, почему?
    — Наверное, все дело в избранности этой профессии. Согласитесь, что рабочим или менеджером может стать практически каждый, а вот музыкантом — далеко не всякий. Значение имеет и талант, и трудолюбие. Настоящий музыкант — тот, кто не представляет себя без музыки. И, конечно, особую роль играет окружение: родители, учителя. Бывает, преподаватель пытается что-то вложить в ученика, а родители думают: ну зачем это надо? Бывает и наоборот…. К сожалению, нередки случаи, когда ребенок, даже имея талант, не может реализоваться. Мне в этом плане повезло: немногие дети получают такую заботу и внимание, которые имела в детстве я.
    — Расскажите о том, как вы стали скрипачкой.
    — Мои родители — музыканты, играют на фортепиано. Поэтому вполне естественным для них было приучать детей к музыке. Правда, мой старший брат отказался учиться музыке категорически! На него особо не давили, не заставляли. Видимо, с детства родителям было понятно, что он, скорее, «физик», чем «лирик». Когда же родилась я, мама решила: будет скрипачкой! Она всегда мечтала играть на скрипке, однако не сложилось. А во мне она видела реализацию своей несбывшейся мечты. Мама со мной занималась фантастически! Находила разные подходы: придумывала специальные игры, писала записочки, загадки…. Ведь ни один ребенок не хочет системно заниматься, это совершенно нормально, обучение музыке — огромный труд. И самое главное для преподавателя и родителей — сделать так, чтобы ребенок увлекся музыкой, поначалу хотя бы как забавной игрой, а уж решать, призвание ли это, будет, когда подрастет.
    — Вы с детства решили посвятить себя музыке?
    — Нет, в детстве я хотела быть кем угодно, только не скрипачкой! Честно говоря, я практически не занималась, «выезжала» на способностях. Педагоги, видя мой потенциал, пытались меня «тянуть», лишь бы не бросила занятия. Поворотный момент произошел в девятом классе. Я поехала на конкурс молодых исполнителей в Харьков. Выступление прошло неудачно, да и неудивительно: ведь я почти не готовилась. Однако там я услышала, как играют талантливые ребята, и захотелось сделать что-то свое, найти себя в музыке. Наверное, после этого по-настоящему поняла, что скрипка — мое призвание.
    — Когда к вам пришел первый настоящий успех?
    — Уже в консерватории, на первом курсе. Мы организовали трио «Viva Voce», довольно успешно выступали, поехали на конкурс в Югославию, где получили гран-при. Пожалуй, это была первая крупная победа! Затем — Париж, тоже конкурс, и хотя главный приз мы не получили, но прошли два тура, а это серьезное достижение! К сожалению, по ряду причин наше трио распалось, и я стала пробовать себя как самостоятельный музыкант. Настоящей удачей было участие в гастрольном турне по Европе в оркестре, с которым играл великий Кремер — один из самых известных и востребованных скрипачей, лауреат и номинант премии «Грэмми». Кремер был моим кумиром, я пробивались на все его концерты.
    — Каким образом вам удалось попасть в такую звездную компанию?
    — Помог случай. Мой папа нашел в Интернете объявление о прослушивании музыкантов для набора в оркестр. Я поняла, что это мой шанс: начала заниматься как проклятая, учить партии…. Конкурс проходил в Петерербурге и был достаточно солиден: съехались музыканты со всего мира. Моя игра понравилась, меня взяли в оркестр. Появилась возможность гастролировать по Европе с выдающимися дирижерами и музыкантами. Причем, будучи еще студенткой! Неплохо себя зарекомендовала, и поэтому меня через год опять пригласили на гастроли. Сейчас такие гастрольные поездки, конкурсные выступления — часть жизни. Скажем, через неделю опять уезжаю, на этот раз в Югославию.
    — А как складывается ваша музыкальная карьера на родине?
    — Довольно успешно. Судьба свела меня со многими замечательными людьми. Например, Середенко Анна Михайловна — преподаватель нашей консерватории, доцент, организатор собственного проекта в филармонии, называется «Украинские Акварели». Анна Михайловна меня услышала, ей понравилась игра, и она стала меня приглашать в свои проекты. Я начала играть в филармонии. Участвую во многих проектах: украинских, еврейских, финских… Я преподаю на кафедре камерного ансамбля Национальной Музыкальной Академии Украины им. П.И.Чайковского. Играла с известными оркестрами, такими, как Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины и Киевский камерный оркестр Романа Кофмана, а также с такими выдающимися исполнителями, как Эдуард Идельчук, Сергей Урываев. Ежегодно принимаю участие в Международном фестивале современной музыки «Киев-Мюзик-Фест».
    — Как вы думаете, что для успеха важнее — талант, удача или личные связи?
    — Вопрос конечно интересный…. Наверное, всего понемногу. Без способностей не обойтись, однако огромное значение играет Его Величество Случай. У нас есть масса талантливых музыкантов, которые случайно разминулись с удачей и теперь играют в ресторанах, на кораблях — халтурят, в общем. А связи или «блат» — явление повсеместное, не обошло оно и музыкальную среду. Но могу сказать однозначно: без самоотдачи, труда и упорства сколько-нибудь заметным музыкантом однозначно не станешь!
    — Как у музыкантов обстоят дела с «презренным металлом»? Можно, занимаясь высоким искусством, сколотить капитал?
    — Доходы у нас, скажем так, очень разные. Но в любом случае миллионами не ворочаем. Музыка не приносит особых денег, зато дает моральное удовлетворение. Деньги — это хорошо, но всех все равно не заработаешь. Скажем, начнешь получать десять тысяч в месяц — через какое-то время этого окажется тоже мало. Кстати, у музыкантов существует понятия «работа» и «халтура». Если играешь в консерватории бесплатно — это называется работа или концерт. А если ту же программу отрабатываешь в посольстве, за деньги — халтура. Непосвященным это кажется парадоксальным. Хотя по уровню самоотдачи эти два выступления одинаковы.
    …Я рассталась с Соней со странным чувством. Только что я беседовала с милым, несомненно, интересным человеком из плоти и крови. А вчера, на концерте, стоя на сцене, она была невесомой, нереальной, фантастически-недосягаемой волшебницей. Как сама МУЗЫКА.



Обсудить на форуме


Источник: Елена ЕЛОВИКОВА

    Оставить свой отзыв к этой статье:  
Имя:  
E-mail:  
Тема:  



Текст:

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/ladyjob.com.ua/application/skin/default/templates/news-detailed.php on line 211
 
Оценить:  
  Проверочный код  
Проверочный код: